Здравствуйте, дорогие читатели и модераторы сообщества!
История из жизни.
Несколько очень милых женщин, предпринимательниц, прекрасных мам, сторонниц альтернативного государственному (в смысле неказённого, чтобы всё было "по домашнему") обучения своих детей-дошколят собрались вместе, организовали родительское сообщество, некоммерческое, и
(
Read more... )
Я был в Красноярске со своими мальчишками, и сам там с мамой в детстве был, на Красноярских Столбах (скалы такие на сопках). Мы приехали не в туристический сезон. Так вот, там довольно большое количество местных, включая подростков, лазает постоянно, некоторые - вместо зарядки и физкультуры это делают.
Что касается исследований.
У нас в усадебной культуре была предусмотрена для каждого ребёнка собственная такая комнатка маленькая, светёлка, где он, как только подрастал немного и эта потребность в уединении в нём проявлялась, становился полным хозяином, обустраивающим пространство по образу и подобию с собственными представлениями о мироустройстве. Войти в это его пространство могли только те, кому позволит сам ребёнок. Это была норма. Не для всех. Представители из бедных классов и сословий позволить себе этого не могли, но стремились к этому, кто просто на уровне подражания богатым, кто просто из зависти, а кто понимая ценность такого пространства для ребёнка.
Ребёнок до 3-х лет, который психологически от мамы и близких родственников и не думает ещё эмансипироваться-обособляться, потребности в таком пространстве в общем не испытывает. Он находит это пространство в трудных для себя ситуациях под грудью маминой или другого взрослого, который её хотя и не заменяет, и заменить не может (да этого и не нужно), но представителя именно той самой "деревни". А вот уже в 3,5-4 года потребность эта проявляется (но только в тех случаях, когда субъектность ребёнка не начинала урезаться, начиная уже с момента его появления на свет). И очень желательно, чтобы в каждой семьё что-нибудь, хотя бы в некотором приближении к светёлке, было бы. И в садике, во 2-й младшей, а также в средней группе эту ситуацию необходимо создавать. Зонирование целесообразно в этом возрасте. Когда становится индивидуальная творческая самостоятельная игра, рисунок, лепка, образная речь и пантомима, творческий танец и др. виды символической деятельности. Затем, начиная со средней группу, и желательно не позже, перегородки эти должны постепенно уменьшаться. Чтобы все игры индивидуальные в группе по факту перешли в индивидуальные же - но уже игры РЯДОМ. Повторю - если индивидуальные игры доросли до уровня обобщения индивидуальной картины мира (ребёнок внутри собственного сознания научился выходить как бы в ситуацию апперцепции, т.е. видеть в образном плане конкретную - МОДЕЛИРУЕМУЮ В ИГРЕ, а не воспринимаемую здесь и сейчас, непосредственно - предметную ситуацию, в которой он действовал прежде, но уже как бы сверху, как бы взобравшись на дерево или на горку, или на сопку...). Чтобы каждый, хочет он того или нет, но мог бы уже увидеть не только то, что он сам сделал в своём уголочке, но и то, чем занят сосед, а сосед имел возможность заглянуть внутрь твоей постройки.
(продолжу в следующем комментарии, снова не уложился...)
Reply
Leave a comment