Устроил бы вас такой вариант д/сада? Можно ли, и как, при желании, довести эту же модель "до ума"?

Nov 03, 2015 01:32

Здравствуйте, дорогие читатели и модераторы сообщества!
История из жизни.
Несколько очень милых женщин, предпринимательниц, прекрасных мам, сторонниц альтернативного государственному (в смысле неказённого, чтобы всё было "по домашнему") обучения своих детей-дошколят  собрались вместе, организовали родительское сообщество, некоммерческое, и ( Read more... )

3-5, 5-7

Leave a comment

naranja_naranja November 3 2015, 17:06:11 UTC
Ну на 60 метрах 40 детей гулять не могут, уж простите. Постоять - могут, а гулять - нет. 60 метров - минимальный объем помещения, чтоб с таким количеством детей провести скажем праздник на час, но организованный. Отпустить их свободно гулять в таком пространстве не представляется возможным. Я уж молчу про побегать. Мне лично было важно, чтоб прогулки были регулярными, долгими и с действительно свежим воздухом. То есть не в первой тройке приоритетов, но 4 или 5 пунктом требований это шло. В нашем саду с детьми гуляют два раза в день - каждый раз больше часа. Там на каждую группу приходится пространство где-то 20 на 20 метров примерно и оно не ограничено заборами, то есть они могут уноситься и подальше, а еще они гуляют вокруг здания - собирают листики-каштаны, рисуют на асфальте, бегают и делают зарядку на спортивном поле. Мне важно, так как после сада погулять чаще всего я с ним уже не могу, не успеваем.
Воспитатели у нас золотые, прям-таки почти списаны с брошюр о привязанности, хоть это и госсад. Психолог, логопед, тифлопедагог - тоже клевые, на удивление.
Меня еще в Вашем описании сада очень удивило и насторожило, что детей можно оставлять на сколько хочешь времени - это уже детский дом получается, ну или садик-интернат, по-моему это нездорово и я бы не хотела в такой ребенка. Ну и то, что режим совсем уж свободный - тоже не совсем хорошо. То есть я бы хотела, чтоб в нашем саду можно было приводить ребенка утром в более широкий диапозон времени - скажем до 9-9:30 утра и чтобы разрешали незасыпающим детям тихонько сидеть с книжкой, к примеру. Но я б не хотела, чтоб дети приходили-уходили хаотично, от этого нарушается атмосфера уюта и безопасности в саду, тяжелее и детям и воспитателям. Детям важна предсказуемость все же, очень.

Reply

dz0rin November 3 2015, 19:03:35 UTC
Да, вы верно рассчитали. И фактически у сада никакой территории для прогулок нет, она существует просто для галочки, чтобы родители не обратили внимание на этот момент, когда в сад детей устраивают, может быть, не знаю.

Я понял, что прогулки для вас не в на первых местах в приоритетах. Но разве во время прогулки дети лишь воздухом дышат и играют? И мне интересно, если настолько важна привязанность, взаимопринятие, безопасность, чтобы постепенно разрастались эти все связи ребёнка с людьми, чтобы росла "деревня привязанностей", то почему не столь важно, при всём том, будет ли у ребёнка расти одновременно возможность расширять свой кругозор, территорию, которую он может исследовать, на которой он может проводить время не только в игре и бегах, но и занимаясь деятельностью-экспериментированием, которая, практически единственная, и задаёт возможность для полноценного интеллектуального развития?
Специалисты в описанном саду тоже хорошие профессионалы, насколько мне удалось понять из общения с ними.
Меня в детстве мама оставляла иногда в д/саду на ночь, приходилось самой по ночам подрабатывать. И таких детей из группы набиралось несколько человек. Няня с ними оставалась. Знаете, никакой "непредсказуемости" от этого у нас не случилось ни у кого. Когда шли в сад, мама сообщала, что сегодня вечером забрать не сможет, только завтра, видела, что я это готов, могу понять и принять, пережить. Без травм. А теперь-то, когда у всех, в т.ч. у самих детей часто мобильники, какие могут быть проблемы?

Да, я тоже не сторонник подобного описанному в посте "свободного режима", но не только и не столько даже в том смысле, о чём вы сказали (но я с вами согласен в этом), а в том, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы родители решали каждый раз по-разному, в зависимости от разных обстоятельств, приводить ли ребёнка сегодня к началу занятий и совместных игр и забирать ли его до их окончания. При таком отношении к педпроцессу (если предположить, что с детьми занимаются грамотные педагоги) никто из педагогов ни за какой результат - в смысле становления способностей интеллектуальных, а также развития представлений о мире, отвечать, естественно, не будет. Они его не добьются. Потому и не могут, кстати, эти сады набрать старшые и подготовительные группы (там ведь со стороны родителей ответственность уже как бы сама-собой просыпается, т.к. школа перед носом начинает маячить).

Reply

naranja_naranja November 3 2015, 21:54:46 UTC
Ну я как раз к "образованию" в саду отношусь весьма скептически. На мой взгляд там задачи основные вовсе не образовательные. И частенько образования слишком много и совсем не того, что надо бы по возрасту. То есть этот пункт для меня как раз где-то уже в конце десятки.
Почему территория не в приоритетах? Как раз-таки я написала, что в приоритетах, просто не на первом месте. На первом - чтоб воспитатели были по-человечески адекватны. Чтоб я банально могла доверить этим людям ребенка зная, что с ним будут по-человечески общаться, безопасно.
На втором - чтобы воспитатели умели и создавали в группе спокойную и предсказуемую атмосферу.
На третьем - среда в группе - чтоб всем места хватало, чтоб разрешали все вещи брать и играть как хочешь, чтобы было достаточно этих вещей, чтоб с детьми пели и играли в простые по возрасту игры и давали им играть, чтобы решали конфликты воспитатели, а не оставляли на откуп детям, чтоб были понятные правила.
То есть это те вещи, без наличия которых я просто там ребенка не оставлю совсем. А отсутствие хорошей территории - фактор важный, но все же в какой-то ситуации без нее можно обойтись. Ежели надо мне работать, а других вариантов сада с соблюдением перечисленного выше нет.
Про ночевки - к сожалению воспоминания Вашего детства не являются источником, заслуживающим доверия. Детям свойственно очень многое забывать и вытеснять, особенно то, что каким-то образом бросает тень на непогрешимость их родителей. Особенно детям детсадовского возраста. Точно также пишут многие взрослые, что ничего страшного не было в том, что их били, оскорбляли, запирали одних в комнате и т.п. Ни в коем случае не выступаю с обвинениями родителей, оставлявших детей в саду на ночь. Всего лишь хочу прояснить, что носной сон - это крайне уязвимое время для ребенка, далеко не все дети в дошкольном возрасте могут спокойно спать одни в комнате без родителей. Особенно, если был какой-то опыт негативный. И уж точно детям не легко и комфортно оставаться в учреждении без родителей на ночь. Понятно, что дети часто вытесняют этот опыт, далеко не все настолько прислушиваются к своим потребностям и имеют настолько доверительные отношения с родителями, чтоб об этом сказать. Тем не менее я считаю крайне рискованным оставлять докшольников спать одних без близких людей где бы то ни было. И считаю правильным всячески стараться этого избежать. На самом деле даже дневной сон в саду очень для многих детей большой стресс и далеко не все переносят его без потерь.
Об этом, кстати, много писали в сообществе. Да и Ньюфелд про сон тоже говорит немало. Это крайне уязвимое время, для того, чтоб ребенок чувствовал себя безопасно и уютно очень важно с вниманием к нему относиться. И вряд ли телефон тут может сильно помочь в 4-5 лет.

Reply

dz0rin November 4 2015, 13:06:26 UTC
Хорошо, теперь я ещё более развёрнуто представил за вашими словами то, что имеете в виду. Если позволите, немного прокомментирую?

Я понял, что вы вкладываете в понятие образование и почему в приоритетах это всё в конце десятки. Знаете, программа нашего отечественного психолога, по которой воспитывался я в детском саду и все дети в России, называлась программой воспитания, а обучения как такового, тем паче, содержания обучения, скажем, 1 класса, ни в подготовительной группе, ни тем более для детей младшего возраста, в себя не включала и ничего подобного НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛА. Вообще. У нас как таковых занятий не было. Я помню лишь занятия по рисованию, лепке, по музыке и физкультуре (что-то, не более 2-х раз в неделю). Всё остальное - предметная, познавательная, символическая творческая самостоятельная детская деятельность в ходе: режимных моментов и совместной и индивидуальной деятельности, экскурсий и прогулок, свободной игры, рисования, лепки, конструирования, музицирования... Но это тоже образование. И всё, что описываете вы, входит в понятие образование. Не нужно специально вносить отрицательные коннотации в само это понятие и тем самым "отмежевываться" от его истинного содержания. Образование либо есть, либо с детьми вообще никто не общается и не взаимодействует, и его никакого нет, и дети растут как трава, сами по себе. Либо образовательные, средовые и социальные, условия для развития, необходимые для детей на каждом из этапов становления, подменяются их суррогатами, или даются в том или ином усечённом варианте (один лишь, из многочисленных, примеров - описываемые в посте сады), что принципиально не позволяет уже нормально развиваться способностям на каком-либо из этих жизненных этапов.

Я понимаю все ваши опасения, связанные с нарушениями привязанности и пр. Я скажу лишь одно. Излишняя фиксация на каких-либо страхах, рано или поздно приводит человека именно в ту ситуацию, где он вынужден будет столкнуться с тем, чего боялся, чтобы преодолеть состояние, которое сковывает его движения. Для того, чтобы что-нибудь вокруг себя увидеть, необходимо перестать бояться, поднять голову, расправить плечи, избавиться от перенапряжения в мышцах..., и продолжать действовать в направлении достижений собственных целей, удовлетворения собственных потребностей более свободно. Преждевременное введение человека в подобную, при определённых обстоятельствах становящуюся стрессовой, ситуацию столь же губительно для развития психики, сколь откладывание её на неопределённо удалённое время. Если пропустить благоприятное для развития определённых способностей время, то уже годик спустя, а тем более три-пять лет спустя для ребёнка вхождение в новую ситуацию будет гораздо более затруднительным, а после достижения им возраста 2 класса, а тем более раннего подросткового возраста, его возможности в этом смысле резко сокращаются.

Reply

naranja_naranja November 4 2015, 17:44:27 UTC
Елки, мне кажется или Вы уже мне диагноз и прогноз составили? Удивительно как-то Вы пишете. Какие опасения? Я написала о том, что мне кажется отрицательным, а что нет. Можно, конечно, называть образованием весь процесс, но большинство представителей садов таки говорят об отдельном образовании в реалиях нашей страны. И я - что логично - пользуюсь именно в общеупотребительном значении данным словом дабы быть понятой всеми участниками сообщества. Вы же придаете ему какое-то иное значение, которое Вам кажется более правильным - но зачем? Чтоб усложнить понимание? Мне-то несложно, можно и так назвать, но смысл?
Что касается моих якобы опасений - это не опасения, а вполне четкое понимание того, чего я хочу и не хочу видеть в саду у сына. Если Вы пропустили, то повторю - устраивающий меня практически по всем пунктам - исключение только режим - сад я нашла и сын в нем уже третий год. И меня вполне устраивает, как он развивается. И в теорию Ибуки про "после трех уже поздно" и прочие пугалки я не верю. Детям надо давать время, заботу и среду, больше в общем-то в дошкольном возрасте им ничего не надо, чтоб вполне гармонично развиваться. Остальное - уже по желанию детей и родителей, но нельзя сказать, что если не дать - потом им будет безумно сложно. Вот если наиграться и двигаться не давать или держать в состоянии постоянной тревоги - тогда последствия тяжелыми могут быть. А если не обучить чему-то кроме чисто бытовых вещей может - этому прекрасно можно обучить чуть позже. Включая и языки, и спорт, и много что еще, традиционно считающееся трудноосваиваемым в более старшем возрасте. Если оно надо человеку - он отлично это осваивает.

Reply

(The comment has been removed)

naranja_naranja November 4 2015, 19:51:40 UTC
А, так Вы это опасениями назвали:) Там не опасения опять же, там четкое знание, что очень многим детям это давалось тяжело. Просто травмы поколений-привычка не придавать значения своим ощущениям и много чего еще не позволяли в общем-то об этом говорить, осозновать это. Но очень многие психологи, работающие сейчас с выросшими теми детьми, пишут о том, что такой опыт был тяжелым. Также как ночевки в одиночестве в больницах, санатории с проживанием, садики-пятидневки, посылания к плохо знакомым бабушкам на лето в очень мелком возрасте.
Но искать сейчас ссылки и подтверждать ими данные утверждения мне откровенно не в тему сейчас. Так что если Вам захочется и заинтересует - я думаю даже только в сообществе можно про это много найти. А ежели неинтересно и неактуально, то цели Вас переубедить не ставлю. Изначально зашла ответить на Ваш вопрос, а не поспорить. Спорить в сообществе мне уже надоело пару лет назад:)) Слишком много времени отнимает. Я лучше к занятиям шнуровок побольше настрогаю:)))

Reply

dz0rin November 4 2015, 19:59:25 UTC
Спасибо, комментарий, на который вы ответили, чуть ниже.
Ссылки не нужны. Я вполне вас понимаю, ничуть не склонен в этом вопросе с вами спорить, поскольку сам дефектолог, к тому же 8 лет я работал с дошкольниками в детском доме, а до этого 6 лет коррекционным педагогом в абилитационном детском центре в Академгородке Новосибирска. Поверьте, я изучал этот вопрос достаточно, хотя источниками (которых немного пока), знакомящих русских читателей с материалами по ТП, не ограничивался.

Reply

dz0rin November 4 2015, 19:54:27 UTC
Да, я понял, что в приведённой модели вас не устраивает режим. Вполне с вами согласен, и даже на все 100.

"Елки, мне кажется или Вы уже мне диагноз и прогноз составили? Удивительно как-то Вы пишете. Какие опасения?"

Попробую иначе сказать о том же самом.
Вы выразили опасения по поводу того, что кто-то из родителей в советские времена, оставляя своего ребёнка в 7 с небольшим лет в подготовительной группе сада иногда на ночь, мог тем сами вполне способствовать получению психологической травмы, которая скорее всего во взрослом состоянии у него "вытеснилась" (практика, когда в эти времена детей оставляли в саду в более младшем возрасте на ночь, тем более, на несколько ночей подряд, мне лично не известна). Я попытался объяснить, почему в описанном мною конкретном случае, мать ребёнка могла доверить его конкретным воспитателям, будучи уверенной в том, что всё будет в полном порядке. Она могла быть с ТП не знакома, но порой достаточно интуиции и материнской любви, а не знания теории. - Никаких "диагнозов и прогнозов" в ваш адрес. Боже, упаси!

Значения образования, какие мы не брали общепринятые, каждый трактует самостоятельно. Если убрать из всех этих определений отрицательные коннотации, тогда не будет повода обсуждать слова, упуская из вида содержание, которое за ними имеется у каждого. Никакого "Ибуки" до 3-х лет, тем более, если мы живём не в Японии, нам не надо. Мы своих детей не готовим к тому, чтобы они могли в будущем с увлечением работать всю жизнь, стоя на конвейере или работая клерком. Задачи японской массовой образовательной системы отличаются от нашей кардинальным образом. Тем не менее, они тоже заняты там образованием собственных детей - они таким образом его понимают. В своём комментарии под этим постом один из сообщников дал своё понимание дошкольного образования, не буду его повторять. Но и оно вписывается совершенно спокойно в любое, более-менее грамотное, из общепринятых определений этого понятия. Вне зависимости от того, хочется ли ему, чтобы это определение туда вписывалось, или нет. Хотя бы, как часть этого понятия, как частный случай, но - вписывается. Если не противопоставлять своё понимание общепринятым. Я так думаю.

"Детям надо давать время, заботу и среду, больше в общем-то в дошкольном возрасте им ничего не надо, чтоб вполне гармонично развиваться. Остальное - уже по желанию детей и родителей, но нельзя сказать, что если не дать - потом им будет безумно сложно."

Если сказать о чём-нибудь конкретно нельзя лично вам, сообщите, я постараюсь это не забыть и учитывать в дальнейшем. Но я ничего подобного не утверждал. Могу лишь частично согласиться с приписанным мне тезисом: если не дать во время - потом им будет сложно. Вопрос о том, когда именно и что давать полезно, а что не желательно во многом остаётся дискуссионным и открыт до сих пор.

Reply


Leave a comment

Up