Вопрос про двухлетку

Mar 27, 2014 13:50

Добрый день! Сообщество читаю давно, брошюру изучила, и вот в первый раз возникла потребность попросить совета ( Read more... )

*противление, 2-3

Leave a comment

getnewpost March 27 2014, 12:00:08 UTC
Все хорошо с вашим ребенком, психологически развивается на отлично :) это не проблемы с привязанностью, это возрастное противление такое. У ребенка в два года есть потребность такая, говорить на все "нет", часто она проявляется в том, что он целенаправленно нарушает запреты, которые ему хорошо знакомы. Это нормально и не будет длится вечно - обычно он нескольких месяцев до полугода Ваш вариант с вытиранием пола - хороший и рабочий. Можно придумать и другие варианты, но очень желательно избегать физического пресекания, удерживания и любых насильственных действий. Вот именно в два года важно очень-очень бережно относится к границам ребенка и чисто физически пресекать действия, что было эффективно с года до двух, в два года очень нежелательно, так как ребенку сейчас важно чувствовать что он может делать то что хочет.
Прочитайте про стиль общения "мама-фея" если не читали еще(кажется есть в ссылках на посты и статьи в духе ТП) и можно снимание ботинок как нибудь обыграть в духе мамы-феи, именно снятие ботинок, а не запрет наступать на пол. То есть для двухлетнего ребенка эффективной стратегией будет не акцентировать его на запретах и правилах а искать альтернативные пути, искать способы творческой адаптации, лучше всего работает сейчас символизация разных действий, процесс раздевания-разувания можно обыграть как-то. Еще хороший способ, который часто работает - дать выход для противления в том, чтобы менять правила на противоположные. "Ни в коем случае не снимай ботинки!". Обычно это хорошо подходит для детей немного постарше, которые уже переживают кризис третьего года. Того же самого можно достичь менее манипулятивным способом - через активное слушание - когда мы повторяем фразы или намерения ребенка утвердительным тоном. "Ты сегодня не хочешь снимать ботинки!" - " неет, хочу!" кричит ребенок и снимает. Хитрая мама довольно ухмыляется в усы. Есть и еще способы, всех даже я сходу не могу вспомнить, хотя двухлетки моя любимая тема :)
Если кратко резюмировать - у ребенка в два года есть потребность в противлении и в том чтобы много и с удовольствием говорить "нет". Наша задача удовлетворить эту потребность - то есть сознательно создавать ситуации когда ребенок будет говорить "нет" и нарушать запреты много и с удовольствием. А с другой стороны, наша задача - вписать маленького и незрелого "нехочуху" в реальный мир, и для этого надо увеличить набор способов, которые мы используем в общении с ребенком, для того чтобы его к чему то стимулировать и/или адаптировать.

и еще немножко с другой стороны - для ребенка на втором третьем году жизни очень важно оставлять следы. Это важно с т.зр. эмоционального развития, так как позволяет ребенку ощутить что он может влиять на окружающий мир - вот не было следов, а вот я прошел - и все изменилось, это МОИ следы, это Я изменил этот пол! Тут можно поискать другие всякие способы где можно дать ребенку пооставлять следов побольше - на прогулке играть в следы, в ванной играть с красками, делать всяческие отпечатки рук и пальцев, отвести одну специальную стену дома и заклеить её белыми обоями и дать ребенку на ней оторваться с отпечатками рук и просто рисованием на стенах. Отпечатки - это еще и первый вид творческого самовыражения, так что ваш ребенок оставляя следы на полу, возможно делает первые творческие шаги :) то есть это важно еще и для того, чтобы чуть поз-же ребенок мог развить у себя способность к самовыражению через рисунок.

Reply

ciliegia March 27 2014, 13:07:14 UTC
Спасибо большое за Ваш комментарий!
Общение в стиле "мама-фея" практикую, но иногда на него не хватает фантазии, честно говоря... Иногда срабатывает игра "давай найдём твои носки" - они под ботинками, т.е. надо снять и найти, он радуется, но иногда не хочет слушать даже ничего, т.е. изначально отталкивая меня ломится стать на чистый пол, т.е. как будто самоцель такая, и дальше уже не слушает, просто радуется, что наступил туда, куда нельзя, и шажками продвигается дальше... Подумаю ещё другие игры, конечно. Хотя именно данная ситуация просто достала меня уже, и поэтому срываюсь((
Ваш последний абзац навёл меня на мысль, что ему действительно хочется там оставить следы, недавно он нашёл фломастеры, когда я не видела, и разрисовал пол именно в коридоре, там, где я не разрешаю заходить... Может быть и попробую со следами поиграть как-то.
Т.е. вы считаете, что это не та ситуация, где надо позволить слезы тщетности? Как же в таком случае дать понять ребёнку, что моё слово важнее, и его нужно слушать?
Метод "от противного" тоже использую иногда, но до него он ещё не дорос, как мне кажется.

Reply

getnewpost March 27 2014, 13:46:31 UTC
да, я считаю что это не та ситуация где вообще возможен выход через слезы тщетности. Эта ситуация про другое, не все ситуации замыкаются на переживание тщетности.
Эта - про то, как ребенок переживает свое новое ощущение себя как отдельного человека, это рождение человеческой личности. Тщетность здесь просто не подходит.
Ребенок поймет что ваше слово не "важнее", а что оно - важно чуть-чуть попозже, на исходе этого периода развития, где то в районе переживания кризиса третьего года. И поймет он важность вашего слова через то, насколько успешно вы ему будете помогать достигать его , ребенкиных, целей.
То есть если проще - "мама всегда помогает мне сделать то что я хочу = я всегда могу обратиться к маме если мне что-то надо = я всегда хочу обращаться к маме = мне очень важно то, что МОЯ мама мне говорит" И тут происходит переход на новый уровень привязанности - через принадлежность.
Сейчас ребенок пробует на вкус не ваши слова, а свою собственную волю - а я кто? А что я могу? а насколько важны мои слова/действия?
у Ньюфельда есть такое понятие как "противление от насыщения", это как раз такой период противления от насыщения. Ребенок хочет идти дальше, не просто подражать взрослым и не просто по умолчанию повторять правила мира взрослых, но и попробовать оставлять в этом мире взрослых свои следы. Ему это нужно, это новая потребность возраста. Родители помогают удовлетворить эту потребность и отношения вместе с привязанностью переходят на уровень выше. Либо родители борются с ребенком и перестают ему помогать, и привязанность нарушается, так как не может перейти на новый уровень, когда родители не удовлетворяют потребности ребенка, не насыщают его на новом уровне.

Reply

ciliegia March 27 2014, 18:26:16 UTC
Значит, если я правильно поняла, моя задача - не дать ребёнку почувствовать, что я его ломаю своей волей в данный момент, да? Т.е. неважно, как именно я разрулю данную ситуацию, главное, чтобы он не почувствовал себя жертвой и был доволен? Это может быть как стульчик у двери, как шлагбаум, который открывается только тем, кто в носках, так и "о, смотри, ключи от машины, побежали доставать беговел из багажника?"

Reply

ulybchivaya April 28 2014, 22:24:40 UTC
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, Вы у себя в журнале не писали об этом подробнее? Про противление и то, как помочь пережить ребенку этот этап. Потому что поймала себя на том, что я копирую семейные установки, запрещаю, ругаюсь, сержусь и всячески нервно отношусь к процессу противления. Вот полночи читаю, ищу информацию, как с этим быть, так как живых примеров для подражания у меня нет, и наткнувшись на Вашу фразу, о том, что родители борятся и перестают помогать своему ребенку, испугалась, так как я как раз не помогаю.

Reply

getnewpost April 29 2014, 01:54:33 UTC
Писала, смотрите по тэгу "двухлетки" :)

Reply

ulybchivaya April 29 2014, 07:19:18 UTC
Да, спасибо, ночью уже нашла и начала читать. Спасибо большое

Reply


Leave a comment

Up