Девальвация элит.

Feb 10, 2013 19:31

Мы живем в интересное и сложное время, когда за считанные десятилетия неожиданно начинают переоцениваться и особенно часто обесцениваться все-возможные сущности, ранее казавшиеся незыблемыми. Тренд этот касается не только фальшивых фиатных валют, производимых нынче уже 12-значными числами ежегодно или грубо говоря небоскребами в бумажном эквиваленте (что занятно, люди привыкают!). Стремительно падает цена электронной роскоши, доступа к информации для любого человека (это уже давно не привилегия среднего и высшего класса). И как это вынуждено выходит благодаря прогрессу, падает цена по которой люди могут продавать себя - свой труд, свою полезность обществу. Для начала думаю стоит обрисовать, как перенесут потерю собственной полезности сильные мира сего. Подразумеваются именно хозяева планеты, крупнейшие акционеры и топ-менеджеры, что характерно для эпохи империализма начавшейся лет 90 назад (или даже раньше). На мой и не только взгляд, классические политики все меньше выступают самостоятельными фигурами и все больше напоминают наемных специалистов по работе с клиентами (сиречь народом), причем не имеет значения конкретный политический строй - авторитарный или супер-демократический. Задача современных политиков в целом исчерпывается тем, чтобы у хозяев не было сильной головной боли от недовольных клиентов, тогда как ключевые решения разрабатываются и принимаются довольно часто за пределами кабинетов власти. На западе этому явлению придумали маскирующее название "лоббизм", якобы отмывающее оное от потенциально преступной сути. Для российской управляющей элиты характерно смешение, когда бизнесмен либо сам делает политическую карьеру, либо в качестве опоры использует задействованного в политике родственника или друзей. Учитывая что народ привык закрывать глаза и на большие "безобразия", это вполне стабильная и логичная система получается.
[Spoiler (click to open)]Итак в чем заключается сегодня полезность управляющих элит, включая пожалуй и некоторых реально самостоятельных политиков далеких от бизнеса (редкий вид!). С одной стороны элита продает среднему и низшему классу, обновления правил игры (законы, нормативные акты и проч.), с другой обеспечивает пространством самореализации и выживания: в самом простом случае предоставляет работу, возможность вести свой бизнес. Очень типичная для последнего времени "полезность", заключается в якобы справедливом перераспределении производимых обществом благ, в рамках капиталистической версии социализма. Делается это вроде-бы немудреным образом, с эффективного производительного меньшинства собирают налоги и раздают большинству прямо или косвенно. Донорами в схемах социализма все чаще становятся собственно сами элиты, когда оказывается что другим способом удержать общество от дестабилизации никак не получиться.
За нанесенную человечеству пользу безусловно элиты спрашивают оплату, которая не только выражается в безразмерных состояниях, но и собственно самой возможности использовать функции власти по собственному усмотрению. Мне думается, что наивно предполагать виновными в разрушении Ливии и развивающейся войне в Сирии, Мали, правительства известных стран. Судьбы миллионов пострадавших на сегодня людей определенно решались в узких кругах бизнес-сообщества высшего уровня, тогда как правительствам оставалось лишь роль исполнителей.
Сегодня уже невооруженным глазом становиться видно, что совокупная полезность элиты стремиться к нулю или даже к отрицательному значению (вредность). Как управленцы вне своего бизнеса, элиты естественным образом плохи как эгоистичные, непрофессиональные люди с слабой мотивацией использовать власть для общественного блага. В качестве нью-социалистов они запросто перегибают палку, когда забота об иждивенцах и безработных становится более приоритетной по сравнению с заботой о работающих. А как организаторы рабочих мест, сегодня они столкнулись с непреодолимой проблемой сверх-производительности человечества. Вот последнее стоит описать более широко, с фрагментами замечательного провидца Джорджа Оруэлла из книги-дистопии "1984". Если точнее фрагменты будут из книги, описанной внутри книги с названием "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЛИГАРХИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА".

Население вымышленного мира погружено в бесконечную войну, бесконечное страдание и рабский труд не имеющий никакого смысла за пределами продления жалкого существования рабов. О причинах войны рассказывается доступно:
Главная цель современной войны (в соответствии с принципом двоемыслия
эта цель одновременно признается и не признается руководящей головкой
внутренней партии) -- израсходовать продукцию машины, не повышая общего
уровня жизни. Вопрос, как быть с излишками потребительских товаров в
индустриальном обществе, подспудно назрел еще в конце XIX века. Ныне, когда
мало кто даже ест досыта, вопрос этот, очевидно, не стоит; возможно, он не
встал бы даже в том случае, если бы не действовали искусственные процессы
разрушения. Сегодняшний мир -- скудное, голодное, запущенное место по
сравнению с миром, существовавшим до 1914 года, а тем более если сравнивать
его с безоблачным будущим, которое воображали люди той поры. В начале XX
века мечта о будущем обществе, невероятно богатом, с обилием досуга,
упорядоченном, эффективном -- о сияющем антисептическом мире из стекла,
стали и снежно-белого бетона -- жила в сознании чуть ли не каждого
грамотного человека. Наука и техника развивались с удивительной быстротой,
и естественно было предположить, что так они и будут развиваться. Этого не
произошло...
В нашем мире развитие произошло и какое значительное, был выбран альтернативный выход для промышленности - запланированное устаревание и культ сверх-потребления (в кредит, за счет будущих поколений и колониальных налогов). Очень интересно, что выбор был сделан примерно в то-же время, когда роман вышел в свет. Вместо того, чтобы усиленно работать на войну, человечество до сих пор усиленно работает на разрастание циклопически свалок мусора, истощение природных ресурсов, загрязнение природы (см. ролик в предыдущем посте). При этом большая часть человечества остается в нищете, поскольку втянуть её в цикл сверх-потребления не получиться без масштабной экологической катастрофы. Более того, нищая часть человечества является производящей массой рабов - пролов (пролетариев), в полной аналогии с миром романа 1984. Хотя в производстве сейчас так-же занят и средний класс, особенно когда производство касается нематериальных ценностей (медийных продуктов, программного обеспечения). Проблема и назревающая головная боль для современной элиты заключается в том, что запланированное устаревание больше не работает и не может задержать товарное насыщение, вместе с которым обычно приходит безработица и экономический кризис.
Тем не менее опасности, которые несет с собой машина, никуда не делись. С того момента, когда машина заявила о себе, всем мыслящим людям стало ясно, что исчезла необходимость в черной работе -- а значит, и главная предпосылка человеческого неравенства. Если бы машину направленно использовали для этой цели, то через несколько поколений было бы покончено
и с голодом, и с изнурительным трудом, и с грязью, и с неграмотностью, и с болезнями. Да и не будучи употреблена для этой цели, а, так сказать,
стихийным порядком -- производя блага, которые иногда невозможно было распределить, -- машина за пять десятков лет в конце XIX века и начале XX
разительно подняла жизненный уровень обыкновенного человека.
Но так же ясно было и то, что общий рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью, а в каком-то смысле и есть уже его гибель. В мире, где рабочий день короток, где каждый сыт и живет в доме с ванной и холодильником, владеет автомобилем или даже самолетом, самая очевидная, а быть может, и самая важная форма неравенства уже исчезла. Став всеобщим, богатство перестает порождать различия. Можно, конечно, вообразить общество, где блага, в смысле личной собственности и удовольствий, будут распределены поровну, а власть останется у маленькой привилегированной касты. Но на деле такое общество не может долго быть устойчивым. Ибо если обеспеченностью и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей, отупевших от нищеты, станет грамотной и научится думать
самостоятельно; после чего эти люди рано или поздно поймут, что привилегированное меньшинство не выполняет никакой функции, и выбросят его. В конечном счете иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве. Вернуться к сельскому образу жизни, как мечтали некоторые мыслители в начале XX века, -- выход нереальный. Он противоречит стремлению к индустриализации, которое почти повсеместно стало квазиинстинктом; кроме того, индустриально отсталая страна беспомощна в военном отношении и прямо или косвенно попадет в подчинение к более развитым соперникам. Не оправдал себя и другой способ: держать массы в нищете, ограничив производство товаров. Это уже отчасти наблюдалось на конечной стадии капитализма -- приблизительно между 1920 и 1940 годами. В экономике многих стран был допущен застой, земли не возделывались, оборудование не обновлялось, большие группы населения были лишены работы и кое-как поддерживали жизнь за счет государственной благотворительности. Но это также ослабляло военную мощь, и, поскольку лишения явно не были вызваны необходимостью, неизбежно возникала оппозиция. Задача состояла в том, чтобы промышленность работала на полных оборотах, не увеличивая количество материальных ценностей в мире. Товары надо производить, но не надо распределять. На практике единственный путь к этому -- непрерывная война.

Этот фрагмент весьма важен, потому что по существу касается и нынешнего состояния общества. Угроза маячит та-же самая, чтобы сохранить статус кво возможно придется развязать войну или ещё какую катастрофу устроить, чтобы избыточная товарная масса была разрушена, и беличьи колеса производств снова завертелись с проектной скоростью.
Безусловно соблазны и блага современного мира, способны небезуспешно конкурировать с интересом к знаниям. Особенно это касается классических легкодоступных наркотиков: телевидение, алкоголь и в последнее время компьютерные игры/социальные сети. Если наркотики потребляются без ограничений, то отупение получиться что нужно (элитам). Общая мысль проста и прозрачна, иерархическое общество по современному образцу держится на дефиците базовых благ, самых необходимых товаров и особенно энергии (с энергией семьи/общины способны жить на самообеспечении). Технологии последовательно создают давление на этот дефицит, так что если в обозримом времени будет открыт принцип получения дешевой энергии, иерархическая система испытает очередной сильнейший удар. Забавный выход для реализации социальной стратификации в будущем, был описан у Пелевина в "S.N.U.F.F.":

У нас здесь очень мало места. Если не брать самых богатых людей, все живут в похожих боксах, где в каждый кубический миллиметр вбухано столько технологий, что жилище безработного мало чем отличается от дома богача. Вид за окном - это один из немногих параметров, позволяющих поддерживать в обществе некое подобие социальной стратификации. От него зависит арендная плата. У тебя, например, тосканские холмы. Это дорого, и ты можешь позволить себе такой вид только потому, что унаследовал его от Бернара-Анри… Тоскана - это стильно. А вот Лондон покупают в основном орки.
- Лондон дешевле?
- Лондон намного дороже, - засмеялся Дамилола.

Совокупная мировая фабрика сегодня может фонтанировать миллиардными количествами товаров, если на них будет платежеспособный спрос. А с этим спросом большая проблема, потому что на фабриках заработки не большие, да и потребителей собственно немного работает - в основном пресловутые машины батрачат. Как было подробно расписано в предыдущем посте, с нынешней сверх-производительностью человечества (или точнее техносферы?), на каждое создаваемое рабочее место нужно создавать десятки и сотни потребителей. С нынешними показателями производства, сомнительной идеей является даже бесконечная война из 1984, ибо конечный предел это ресурсный/энергетический голод. Рано или поздно, от идеи любой ценой, создавать и удерживать рабочие места, элите придется отказаться по факту вредности этого направления. Возможно будет использоваться другой способ контроля общества, помимо страха остаться без работы и доходов. Тем не менее в тот момент, элиты в очередной раз потеряют часть своей необходимости/незаменимости для народа.

безработица, война, экономика, анархо-капитализм

Previous post Next post
Up