Angela Bacon-Kidwell в рамках программы плавной реабилитации мозга после двухгодичного забвения в виртуальном мире начал помимо игры заниматься в свободное время на работе разными вещами: просмотром научно-популярных фильмов, первый раз за последние лет пять взял в руки книжку, не находясь при этом в аэропорту, на пляже и т.п.
не так давно на дёти проскочила ссылка на судя по вему новый ресурс, где в том числе
выкладываются лекции крутых профессоров на разные темы. посмотрел оттуда все три лекции из рубрики
"Наука" (по длительности - час-полтора): Анохина про работу и механизмы памяти; Ковальзона про структуру, фазы, функции сна; Слюсарь про разумное приложение мозга к внешнему миру - работу зрения, лигнвистических центров.
последняя - суперкрутая лекция, я даже не ожидал, очень много интереснейших вещей тетенька рассказывает о языке, как он формируется, работает и что из этого следует. к примеру, младенец до трёх месяцев учится распознавать только звуки, складывая определённый для данного языка звуковой словарь. в японском языке нет различия между звуками "р" и "л", и японский младенец учится их неразличать, русский учится неразличать "т" и "~т", в то время как в хинди это совершенно разные звуки. после трёх месяцев порог чувствительности понижается, ребёнок начинает из имеющихся звуков составлять словарь слов (понижение порога нужно для того, чтобы компенсировать различия в произношении звуков разными людьми), дальше развивает грамматику и пр. причём, если у детей по какой-то причине не было доступа к грамматике данного языка (приводился пример двуязычных семей, где родители общались между собой на каком-то огрызке, составленном из обоих языков), дети создают грамматику самостоятельно.
первые две лекции тоже интересные. скажем, Анохин упоминает историю человека, который в результате операции в возрасте примерно 40 лет потерял всю память начиная с 8-летнего возраста и способность запоминать новые данные. при этом его интеллект совершенно не пострадал, как был измерен в молодости в размере 120, так и остался на том же уровне, ну не изумительно ли? чем занимается вся наша система образования, если интеллект никак не связан с памятью? по крайней мере, с сознательной её частью. про сон тоже много интересного, как люди засыпают, как спят, почему, каковы механизмы сна, сновидений, пробуждения и т.п.
в общем, рекомендую, но начать, на мой взгляд, лучше всего именно с
лингвистической. может, моя рекомендация связана с вектором моих собственных увлечений (всегда импонировала лингвистика), может быть, потому что другие два докладчика несколько хуже именно как докладчики (Анохин говорит медленным убаюкивающим голосом с частыми паузами, Ковальзон наоборот тараторит, стремясь ужать свой тридцатичасовой курс в одну часовую лекцию), может, такое впечатление складывается ещё и потому, что объективно как исследования памяти, так и раздел нейрофизиологии, изучающей сон, находятся всё ещё в зачаточном состоянии, и очень много там непонятного, в то время как лингвистам уже есть чем похвастать.
буду пробовать лекции из других рубрик.