Летописи и хроники ( 2 ) Появление Киева и окружающие народы

Apr 22, 2023 00:18



/ср. в Анналах Яна Длугоша (1455-1480): «Так, Кий (Kyg) построенную им над рекой [в «автографе» Длугоша - Dnyestr] крепость назвал Киевом (Kyow), Щек (Sczyek) - Щекавицей (sczyekawycza), а Корев (Korew) - Коревицей (Korewycza). Следуя языческому заблуждению, они почитали топи, озёра, источники, воды как богов»/
/Н. Марр сопоставлял предание об основании Киева с армянским преданием из «Истории Тарона» в первой части, относимой сирийцу Зенобу Глаку (пер. пол. 4 века): «Деметр и Гисанэ были индскими князьями и братьями по роду; и убегая, преследуемые от ииндского царя, дошли до этой страны. И когда пришли они к армянскому царю Валаршаку (легенд. 2 век до Р. Х.), он отдал им под власть страну Тарон; и построили сами город и назвали его Вишап, и пришли в Аштишат, и поставили там идолов, которых чтили в Индии. И через 15 лет царь убил обоих и власть в этих местах передал их сыновьям Куару, Мелтесу и Хору. А Куар построил свой аван и назвал его Куар; Мелтес построил в поле аван и назвал Мелти. А младший отправился и пошел в гавар Палуник и построил аван Хореан. Спустя некоторое время посовещались Куар, Мелтес и Хореан, поднялись на гору Каркэ, которую нашли удобной, потому что она была прохладна, богата охотой, травой и лесиста, построили там дастакерт и поставили там двух идолов, имя одного Гисанэ, а другого Деметр, и свой род посвятили служению им. И так как Гисанэ был косастым, ввиду этого его служители имели косы, которые и приказал отрезать (князь дома Ангех)»./

В лѣто 6362. Начало земли Рускои.
Живяху кождо съ родомъ своимъ на своихъ мѣстех и странахъ, владѣюща кождо родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму же имя Щекъ, третьему же имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь. И сѣдяше Кыи на горѣ, идѣже нынѣ увоз Боричевъ, и бѣ с родомъ своимъ; а братъ его Щекъ на друзии горѣ, от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старѣишаго и наркоша имя Кыевъ. И бяше около их лѣсъ и боръ великъ, и бяху ловища звѣрие. И бѣша мужи мудри и смысленѣ, нарѣчахуся поляне, и до сего дне от них же суть кыянѣ; бяху же поганѣ, жруще озером и кладязем и рощениемъ, якоже прочии погани.

Поляномъ же живущиим о собѣ и владѣющимъ роды своими, яже и до сея братья бяху поляне, и живяху кождо съ родом своимъ на своихъ мѣстехъ, володѣюще кождо родомъ своимъ. И быша 3 брата: а единому имя Кии, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь. И сѣдяше Кии на горѣ, кдѣ нынѣ увозъ Боричевъ, а Щекъ сѣдяше на горѣ, кдѣ нынѣ зовется Щековица, а Хоривъ на третьеи горѣ, отнюду же прозвася Хоривица. Створиша городокъ во имя брата ихъ старѣишаго и наркоша и́ Киевъ. И бяше около города лѣсъ и боръ великъ, и бяху ловяще звѣрь, бяхуть бо мудрѣ и смыслени, и нарицахуся поляне, от нихъ же суть поляне кияне и до сего дни.
3 (по мнению А. Шахматова дата в НПЛ выведена из указания в ПХП и КХП (из ХВИ?) на крещение болгар в 6363 году (дата перелож. книг по СПЧХ) на 2-й год цар. Михаила, см. прим. 16;
по догадке А. Чернова кирил. в / 2 вместо глаг. Ⰲ (веди) / 3, 6363 - 5508 = 855, близко к самостоят. правлению Михаила с 856 года)

/Киевец, отличный от Киева, упоминается в былинах о Чуриле, сыне Пленка Сороженина (пониже Малова Киевца - КД № 18; во Киевце … на Сороге реке - Рыб. II № 168; просто на Сороге - Гильф. III № 251; в Киеве, но на Сороге реке - Лет. ГЛМ Т. 13 № 243; или живёт за Киевом на Почай реке, но лихачит на Сороге - Рыб. II № 179 / Гильф. III № 223; Лет. ГЛМ Т. 13 № 252; Рыб. II прим. к № 168). Сурожанами с 14 в. называли купцов, возивших товар через Сурожское (Азовское) море и Дон из Крыма, где Сурожем (упоминался в СоПИ) называли один из главных портов на юго-востоке Крыма (греч. Сугдея, ныне Судак), но скорее название порта вторично по отношению к морю и эпическому названию реки (вероятно Дон), по которым к нему шёл торговый путь, а не наоборот. Возм. в ПВЛ Дон был заменён Дунаем.
Ср. у Истахри в «Книге путей и стран» (ок. 950) или ещё у Балхи в недошедшем до нас труде «Разные страны» (ок. 920) указано: «От Булгара до Куйабы - около 20 переходов», т. е. 700-800 км, что в два раза меньше, чем до Киева на Днепре, но соответствует расстоянию до верхнего Дона. Последователи Балхи сообщают о трёх видах русов с центрами в Куйабе (ближайшем к Булгару), Салавийе (самом отдалённом) и Арсе (откуда везут соболей и олово в Куйабу, но никого не пускают к себе). По преимуществу же для них «Русы - народ в стороне булгар, между ними и славянами» (Ибн Хаукал добавляет: «по реке Итиль»), то есть к востоку от славян.
В персидском трактате «Пределы мира» (Худуд ал-Алам, ок. 982) русы также указаны к востоку от славян (§ 43 и 44) и к западу от мадьяр (§ 20 и 22), расположение которых указано ещё до прихода к Чёрному морю (в отличие от Ибн Русте и Гардизи), то есть до 830-х годов, когда они (?) появляются около болгар по Хронике Симеона Логофета [131, 11-12] (к этому времени относится и расположение кочевых народов в Азии по В. Бартольду, а возможно и описание обычаев царя славян, пьющего кобылье (по Ибн Русте) молоко, что можно соотнести с волынцевским периодом до 830-х годов).
Идриси в «Книге Рожера» (ок. 1154) также писал о трёх группах русов с центрами в Кукийане, Салаве и Арсе (между ними), и Кукийану он не отождествлял с упоминаемым им городом Кав на реке Данабрис (VI, 5), который соответствует Киеву на Днепре, зато соотносил с турками («Кукийана - город турок, называемых Руса»), а саму эту группу русов называл равас, ср. название Волги у эрзи Рав, у мокши Рава, ср. Пургасова русь в пределах эрзи (ср. Арса?), которая упомянута в Лаврентьевской летописи под 6737 / 1229 годом.
Эти, а также ряд других свидетельств, связываю с особой частью русов в Подонье, ещё до прихода других русов в Поднепровье/
<<из Вступления (п. 1) по Т, начало в К отсутствует:
Временникъ, еже нарицается лѣтописание князеи и земля Руския, и како избра Богъ страну нашу на последнее время, и грады почаша бывати по мѣстом, преже Новгородчкая волость и потом Киевская, и о поставлении Киева, како во имя назвася Кыевъ.
Якоже древле царь Римъ, назвася и во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его Александриа; и по многая мѣста тако прозвани быша грады в имена царев тѣхъ и князеи тѣхъ: тако жъ и в нашеи странѣ званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша, инѣи же: ловы дѣяше около города. (…)>>
Инии же, не вѣдуще, ркоша, яко Кии есть перевозникъ бысть, у Киева бо перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра, тѣмь глаголаху: «На перевозъ на Киевъ». Аще бо былъ перевозникъ Кыи, то не бы ходилъ къ Цесарюграду. Но сии Кии княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю не свѣмы, но токмо о сѣмъ вѣмы, якоже сказають: яко велику честь приялъ есть от цесаря, которого не вѣмъ и при котором приходи цесари. Идущю же ему опять, приде къ Дунаеви, и възлюби мѣсто, и сруби городокъ малъ, и хотяше сѣсти с родомъ своимъ, и не даша ему близъ живущии; еже и донынѣ нарѣчють дунаици городище Киевѣць. Киеви же пришедшю въ свои городъ Киевъ, ту и сконча животъ свои, и брата его Щекъ и Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашася.


(см. ниже п. 9 <<о походе руси на Царьград>>)
И по сей братьи почаша дѣржати родъ ихъ княжение в поляхъ, а въ деревляхъ свое, а дрьговичи свое, а словѣне свое въ Новѣгородѣ, а другое на Полотѣ, иже и полочанѣ. От сихъ же и кривичи, иже сѣдять на верхъ Волгы, и на вѣрхъ Двины и на вѣрхъ Днѣпра, ихъже и городъ есть Смолѣнескъ; туда бо сѣдять кривичи. Таже сѣверо от них. На Бѣлѣ озерѣ сѣдять вѣсь, а на Ростовѣ озерѣ меря, а на Клещинѣ озерѣ сѣдять мѣря же. А по Оцѣ рѣцѣ, кде втечеть въ Волгу, языкъ свой мурома, и черемиси свой языкъ, и мордва свой языкъ.
Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне. И се суть инии языцѣ, иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пѣрмь, печера, ямь, литва, зимѣгола, корсь, нерома, либь. Си суть свой языкъ имуще, от колѣна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ.


[36] облада ими, халдѣемъ и персомъ даже и до Вавилона, такоже и Асиею и Европиею и Скѹфиею, рекше Козары, на вся воевавъ /греч. καὶ τὴν Σκυθίαν ἐκπολεµήσας ὑπέταξεν/

/ср. в Повести о латинах: И от сихъ ѹбо скифъ глаголемии болгаре, иже по Истрѹ съвъише живѹть обѣими странами, его же ти языкомь своимь Дунавь нарицають, ... тѣмже и обладаше всею землею Мисиискою, и населишася родове ихъ дажде до Илирика к западѹ (по замечанию А. Шахматова)**

/ср. у Симеона Логофета [113, 5-6]: Подобным образом и живущие на западе скифы и хаган (речь об аварах) … При этом императоре народ булгар, переправившись и отделившись от соплеменников, разбил шатры в Варне (в слав. пер. 14-15 вв. имя скифы опущено: Такожде и на вечерніих странах живящеи хаган)/

Словеньску же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи, придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии болгаре, и сѣдоша по Дунаеви, насѣлницѣ словеномъ бѣша.
5а (1Б) (ср. у Никифора и Феофана [6171 / 671] «хазары, великий народ (…) Сарматии, овладел всею Запонтийскою Болгариею»)

[464] В та же лѣта в болгарскыи языкъ от сѣверскыа страны Еѹксина Понетскаго моря о глаголемомъ Меотское озеро нападахѹ на Фракисию съ многою нищетою и ѹбожьствомъ.

[434, 3] Еще же призвавъ ѹгры на помощь, приде ихъже и князь и многы ѹгры поимъ, изиде на персы в силѣ тяжцѣ зѣло
/греч. Καὶ δὴ πλῆθος Τούρκων ἄρας, ἐξώρµησε κατὰ Περσῶν ἐν δυνάµει βαρείᾳ σφόδρα/
** Ср. у Феофилакта Охридского (архиепископ Болгарский 1078-1107) в Житии Тивериопольских мучеников (перевод с греч.): Самый беззаконный и свирепый народ, называемый болгарами, вторгся со стороны Скифии, перешел так называемую реку Истр, и как тяжкий бич был послан Богом на западные области … покорили всю Иллирийскую землю, древнюю Македонию до города Фессалоники и древнюю Фракию/
А посемъ придоша угре бѣлии и наслѣдиша землю словѣньскую, прогнавше волохы, иже бѣша приялѣ землю словеньску /в Л нет/. Си бо угри почаша быти при Ираклии цесари, иже ходиша на Хоздроя, цесаря пѣрьскаго.
5б (ср. п. 23 и (для И) 2а)
(по Феофану [6117 / 617] «турок восточных (?), называемых хазарами»)

[434, 2] Тогда и обри придоша къ цареви мира просить с лестию. Их проѹготование приятъ въ Ираклии сътвори сломъ, тѹ покояшеть а си же, злое въ сердци своемь имѹще, къ своимъ сродникомъ послаша вѣсть: «Скоро грядите, се бо царь богат ѹ нас есть». Онемь же свѣрѣпом бѣсом никакож ослабивше, на земли тѹ придоша. Приобрѣтаниемь человеколюбивомѹ Богѹ, спасающѹ правыа сердцемъ, одва въ Ѹзантию възвратився царь приде. Они же, гнавше по немъ далече и не състигше, все богатство его взяша и на Фракисъ нагнавше плѣнишя мѹжъ и женъ тысящь 70 и тако възвратишася въ свояси.

В си же времена быша и обре, иже воеваша на цесаря Ираклия и мало его не яша. Си же обри воеваша на словѣны и примучиша дулѣбы, сущая словѣны, и насилье творяху женамъ дулѣбьскымъ: аще поѣхати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телѣгу и повести обрина, и тако мучаху дулѣбы. Бяху бо обри тѣломъ велицѣ, а умомъ горди, и потреби я Богъ, и помроша вси, и не оста ни единъ обринъ. И есть притча в Руси и до сего дни: погибоша аки обри, ихъ же нѣсть ни племене, ни наслѣдка. По сихъ бо придоша печенизѣ, и пакы идоша угри чернии мимо Киевъ послѣже при Ользѣ.
5в (ср. в ПХП (364): При семь воеваху обьре и пьрсяни грькы, и побѣди а съ угры царь)
(угры белые, прогнавшие волохов, и угры чёрные, шедшие мимо Киева, скорее всего те же (ср. 23 ПВЛ), а разделены они из-за книж. вставки об уграх при Ираклии)*

* /белые и чёрные угры вероятно были частями одного народа, ср. в Хрониконе Адемара Шабаннского (ок. 1030) в качестве областей упоминаются Белая и Чёрная Венгрия (3, 31): он смиренно отбыл в првинцию Венгрии, которую называют Белая Венгрия, дабы ее можно было отличить от другой - Черной Венгрии/

/ср. у Яна Длугоша (см. прим. 3): «Были и другие польские князья, а именно Радим и Вятко (Radzym et Wyathko), один из которых, а именно Радим, обосновался на реке Соже, другой, Вятко, - на реке Оке, дав свои имена землям и народам: от Радима прозвались радимичи (Radziniczanye), от Вятка - вятичи (Wyaticzanye). Те, которые сели на реке Буг, назвались дулебами (Dulyebyenye) - от князя их Дулеба (Dvlyeba), после они стали зваться волынянами (Wolhanye), а ныне - лучанами (Luczanye). (Обычаи славян)»/

Поляномъ живущимъ о себѣ, якоже ркохомъ, сущии от рода словѣньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясѣхъ: Радимъ, а другый Вятко, и, пришедша, сѣдоста: Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятко сѣде своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозвашася вятичи. И живяху в мирѣ поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи, и хорвати. Дулѣби же живяху по Бугу, кде нынѣ волыняне, а уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру /в Л Днѣстру/, и присѣдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру /в Л Днѣстру/ оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от грѣкъ Великая Скуфь. (Обычаи славян и других)
6 (ср. 3 ПВЛ)
(возм. здесь хорваты с радимичами и вятичами отличны от бел. хорватов с сербами и хорутанами (см. 2а), ср. в Худ. ал-Алам: Вабнит (Ва.ит у Ибн Русте [1], Вантит у Гардизи [2]) - первый город на востоке (у славян) … Хордаб (Джарваб [1], Джарват [2]) - большой город и место пребывания царя)

/обычаи других народов по ХГА [49-50]/

По сих лѣтех братиа сии изгибоша; и быша обидими древьляны, инѣми околними. И наидоша я козаре на горах сих сѣдяща в лѣсѣх, и рѣша: «Платите намъ дань». Съдумавши же полянѣ и даша от дыма мечь. И несоша козаре къ князю своему и старѣишинамъ своимъ. Князь же созва старѣишины своя и рече имъ: «Се налѣзохомъ дань нову». Онѣ же рѣша ему: «Откуду?» Он же рече: «В лѣсѣ на горахъ надъ рѣкою Днепрьскою». Они же рѣша: «Что суть далѣ?» И показа им мечь (О будущей власти русских князей над хазарами)*
По сихъ же лѣтехъ, по смерти братья сея, быша обидими деревляны и инѣми околными. И наидоша я козаре, сѣдящая в лѣсѣхъ на горах, и ркоша козарѣ: «Платите намъ дань». Здумавше же поляне и вдаша от дыма мечь. И несоша козарѣ къ князю своему и къ старѣишинамъ своим и рѣша имъ: «Се налѣзохомъ дань нову». Они же рѣша имъ: «Откуду?» Они же рѣша имъ: «В лѣсѣ на горах, над рѣкою Днѣпрьскою». Они же ркоша: «Что суть вдалѣ?» Они же показаша мечь (О буд. власти русских князей над хазарами)* /с отсылкой к Житию прор. Моисея/
7 (здесь, как и в Сказании о славянской грамоте (см. 23 ПВЛ), где говорится: «словѣнѣ, иже сѣдяху по Дунаю, ихъже прияша угре: и морава, и чеси, и ляховѣ, и поляне, яже нынѣ зовемая русь», поляне отождесвл. с русью)

Previous post Next post
Up