Сегодня второй «день рожденья» этого жж - они у него не каждый год, и пишу в нём почти также редко. Фактически он давно стал просто одним из каналов связи (в комментариях) с несколькими заочными друзьями по некоторым довольно специфическим вопросам, зато по-прежнему касающимся «Эпической истории “варварской Европы”: от Зигфрида до Рюрика». Только в
(
Read more... )
Смещение на одно или даже пару поколений не приведет к серьезным хронологическим правкам при средней продолжительности жизни в 35 лет примерно. Один долгожитель, умудрившийся дожить до 70-75 лет, легко переживет несколько поколений своих "партнеров" в соседних королевств, что в среднем опять же уравнивает общую хронологию родовых линий. Версия СОХ имеет преимущество, так как она дает имена прежнего правящего рода хердов.
Гард Агди - это же эпоним Агдира, то есть ему у Иордана соответствуют гипотетически аугандзы. Подтягивать ничего не надо никуда. Ты исходишь из того, что эпонимы непременно должны были стоять в одной линии, но это не обязательно, так как генеалогии ХОФ - продукт творчества позднего автора, который искусственно соединял друг с другом самые разные традиции. То есть, исходить нужно именно из того, что Ругальв предшествует Регнавальду, а Гард - Ругальву. Особую ценность тут имеет тот факт, что оба прародителя имеют весьма специфические имена. Это не Херд, Раум или Транд. И "Гард", и "Ругальв" вполне могут быть реальными именами реальных людей. Это нужно учитывать.
Reply
Этим соответствием самой достоверной (подробной) линии СоФ, родоначальник которой прямо увязан (братскими отношениями) с другими эпонимами, именно со временем херульского переселения не стоит пренебрегать, а о тех племенах, что до этого были в Скандинавии сведений всё равно нет (даже если относить описания Плиния и Птолемея именно к нынешней Скандинавии, а не к восточной Европе, как я полагаю, соответствий кроме финнов (обобщающего экзоэтнонима) там не найдётся). А с другой стороны продолжение линий тех «братских», но не главных эпонимов, в их коротком виде, находят соответствие именно со временем переселения свейских Инглингов (и Скильвингов?) в ту самую Раумарики, когда они ближе познакомились с владетелями окружающих стран (возводимых к тем эпонимам), что тоже вряд ли случайно.
Итак, основная (длинная) линия, соответствующая по поколениям также основной Инглингской линии, относит Раума с братьями-эпонимами ко времени херульского переселения (и выводит от переселенцев Нора и Гора), а короткие линии, приуроченные к этим эпонимам («продолжающие» их род), относятся ко времени занятия свейскими Инглингами и вероятно родственными им Скильвингами той самой Раумарики. Возможно даже, непосредственные потомки «Раума», как и его «братьев» времён херульского переселения, тоже не остались в памяти (в данной традиции), а просто к нему были прицеплены потомки Хринга со Скильвингами и другими предками Харальда Прекрасноволосого. На это могут указывать и привязки как Олава Дровосека, так и Раума по брачным линиям к Сёльви Старому.
Тут можно было бы сказать, что если длинная линия поздняя (после занятия Раумарики Хальвданом Белоногим) и искусственная (не сама по себе, а в приложении к Рауму), то время эпонимов установить нельзя (соответствия у Иордана задают лишь нижнюю границу, а привязка их к переселенцам Нору и Гору не так определённа). Однако возможно Раума не следует отрывать от свеев (пришедших именно в Солейяр и Раумарики), и раумы (точнее другие их соседи) вероятно тоже были связаны со свевами, как и англы-Инглинги. Имею в виду Нор-Мёри и Сун-Мёри, окружающие с двух сторон Раумсдаль. Их можно соотнести с мюрьингами, которыми по «Видсиду» правили Меака (ст. 23) и Эадгильс (ст. 93-96), тёзка инглингского Адильса, соответствущий Атислу, королю свеев и врагу Вермунда, отца Уффо-Олава у Саксона Грамматика (4, 3).
Reply
Итак, «он мечом границы / указал незыблемые землям мюрьингов, / рубежи у Фифельдора, удержали их и доныне / англы и свэвы, как поволил Оффа» (ст. 41-44). Разбив Мюрьингов он по-видимому не только установил границы англов (заодно с данами) и свевов (свеев), но и подчинил последних, во всяком случае его сын Онген-Ангельтеов указывается как в английских родословных, так и в свейских (Эгиль, сын Ауна) и гётских (Ангантюр, сын Хофунда), зато даны при нём похоже отделились (Дан, сын Олава Скромного; Дан и Ангул, сыновья Хумбло; Хейдрек и Ангантюр), в другом варианте династии Инглингов вместо Эгиля указан Альрек с Эйриком (с которыми соотношу Ангантюра-Ангула и Хейдрека-Дана), ему соответствует Аларик, названный у Иордана королём свавов вместе с Хунимундом (Гетика. 277), а по Песни о Хлёде «Альрек Храбрый (правил) англов народом», а данами там же правил Вальдар.
В примечаниях к перечню правителей в «Видсиде» отмечен Тюле (ст. 24), который правит рондингами (букв. «пограничники»), его «обычно принимают как эпоним скандинавского племени Þilir (ср. др. исл. Þelamǫrk, совр. Telemark в Норвегии)».
Отмечу так же ст. 21: «Хагена хольмрюггами, а Хенден гломмами», хольмрюгами (островными ругами) называл рогаландцев ещё Эйвинд Погубитель скальдов в Речах Хакона, гломмы вряд ли связаны с лужицкими Гломачи, упомянутыми у Титмара Мерзебургского, можно ещё указать самую большую реку в Норвегии Гломма или Раум-эльв.
Меаку, который правил мюрьингами (ст. 23), сложным образом сопоставляю с Мишаткой Путятичем и Дагом-Грамом (то и другое связано с мечом, готс. mēkeis, др.-исл. mækir, др.-англ. méсе, др.-сакс. Mâki, ср. позднее Мешко (Мечислав) в крещении Даго), то ли отцом свейского Альрека и дедом Хёгни-Агни (по латинской Истории Норвегии), то ли отцом Агни и дедом Альрека, а скорее его же одноименным тестем (по Саге об Инглингах).
Брондингов (ст. 25), которыми правил Бреока (его связывают с Брекой, соперником Беовульфа), можно сопоставить с Брандом, сыном Раума, и Гудбрандсдалиром.
Сюггов (Sycgum), которыми правил Сэферт (ст. 31), можно сопоставить с Сюгнафюльки (Sygnafylki в Саге о Форньоте, Svignafylki в Саге о Фридтьове, совр. Sogn), доставшимся Вегарду.
Хринга, сына Раума, можно сопоставить с «Хрингвальдом звался вождь херефаренов» (ст. 34).
Reply
Ещё ниже (ст. 69) снова упоминаются рядом руги и гломмы, а также румвалы (Rumwalum). Последних можно сопоставить с отдалённым Раумсдалем, др. англ. walu (совр. wale) означает (Румский) утёс, берег, только не следует связывать с англ. vale, valley - долина (др.-англ. dale), эти слова появились поздно (с 14 в.) от старо-франц. val, valee (с 12 в.) из лат. vallis. Наконец, ниже упоминаются скриде-финны (ст. 79), а также хэдны (hæðnum, ср. тот же Höðr и Haðaland, или Heiðmörk) и хэледы (халейги?).
Вероятно, эти племена засветились в эпической традиции либо ещё до переселения с херулами, либо при нём. Вряд ли англо-свэвский (мюрьингский) сказитель (или его поэтический прототип), наряду с континентальными народами, связанными с определёнными эпическими событиями (гунны при Этле, готы при Эорманрике, бургенды при Гивике и Гудхере, финны при Кэлике (Калеве?), руги при Хагене и Хендене, хэльсинги при Ваде, франки и хэтверы при Теодрике (гибель Хигелака в «Беовульфе»), фризы при Фине Фольквальдинге, хокинги при Хнэфе, свеи при Онггендтеове, лонгбеарды при Скеафе, англы и свэвы при Оффе, хеадобеарды при Ингельде, Хродвульфе и Хродгаре и т. д.) стал бы описывать жителей отдалённых норвежских земель.
По поводу гардов имел в виду не только Гарда Агди, связываемого с аугандзами, но и его сыновей Веева Гарда (Вегард в Согне), Фреева Гарда (Фрейгард в Фьорде), Торова Гарда (Торгарда в Сунмёри) и Каменного Гарда (Грьотгард-Сиг в Нордмёри, ср. Сигрлами, добывший меч двергов из большого камня). А в одну-две линии (братья Транд, Гард и Раум, а также их сыновья, фактически соответствующие трём частям Норвегии (из четырёх) со своими диалектами: Трандхейм, Вестланд и Эстланд) эпонимы привязаны к переселенцу Нору (а по счёту поколений по самой достоверной (собственной) линии ко времени херульского переселения). Хотя сами эти племена могли существовать ещё ранее что на континенте, что на полуострове. Просто подчёркиваю эту привязку к эпическому преданию о переселении и ко времени исторического переселения по самым достоверным линиям непосредственных предков объединителя Норвегии и его потомков, сохранявших эту традицию.
<РЕДАКТИРОВАНИЕ: сейчас просто перенёс этот абзац из другого места>
Reply
К делу. Герулы не такой уж большой племенной союз возглавляли. Врядли там было очень много племен. И все скандинавские племена Норвегии тоже едва ли можно к герульскому переселению приписать. Источником описания Скандинавии могли быть герулы, а могли и не быть. Особенно, если ты прав и Родвульф переехал к Теодориху из Норвегии. Если мне память не изменяет, списки связывают с кем-то из классиков вообще. Аблавия, что ли...
По поводу остального добавить особенно нечего. У тебя там все очень фундаментально, как всегда. Остаются только вопросы. Ты полагаешь, что все скандинавское в рассматриваемых сагах не скандинавское. Это, на мой взгляд, перебор. Какие-то события могли для красоты сюжета позаимствовать (хотя это надо доказывать). Какие-то намеки на переселение есть только в Вестланде и Швеции. Замахиваться на всю Норвегию - проблематично.
Что касается Видсида, то ему ничто не мешало ставить в один ряд Кесаря, короля франков, Аттилу и мелких скандинавских вождей. Поскольку воспевал он доблести, общие для всех вождей Севера, а судьба такого сказителя могла забросить куда угодно. И скандинавские конунги и ярлы микроскопических королевств тут ничем не отличаются от Калева с окраины Ойкумены.
Reply
Reply
Зато есть саги о древнейших правителях Хёрдаланда (заодно с Телемарком и Уппландом), а так же Хрингарики и Согна, а также Агдира. А именно Сага о Гаутреке с предшествующей ей Сагой о Фридтьове и последующей Сагой о Хрольве, сыне Гаутрека. К ранее посланной таблице добавил таблицу с героями СоГ в сопоставлении с Инглингами и Скьёльдунгами, а также своими домыслами. В частности сопоставляю Хертьова, внука Фридтьова и сына Хунтьова, первого правителя Хёрдаланда, именно с Хертнидом / Харатоном (вероятно эпоним хёрдов), а его «брата» Фридтьова, правителя Телемарка, с Фридфроди и/или Фридлейвом, братом Хальфдана (по Саге о Хрольве Жердинке (Фроди) и Саге об Инглингах, а также Саге о Форньоте (Фридлейв) соответственно), отца Хроара-Хродгара и Хельги-Хальги, которых сопоставляю с кремсскими ругами. Вообще эти саги связываю ещё с континентальными событиями, соответственно народы Хрингарики, Хёрдаланда, Уппланда (что имеется и в Швеции и в Норвегии), Телемарка, Согна, Агдира, Халогаланда, которыми правят их герои, допускаю ещё на континенте.
В новой таблице с героями Саги о Гаутреке ещё отмечаю одно смешение с нарушением хронологии. В Саге об Инглингах женой Ингьяльда Коварного, отца Олава Лесоруба, сначала названа Гаутхильд, дочь Альгаута, а «Он был сыном конунга Гаутрека Щедрого, сына Гаута, по которому назван Гаутланд» (гл. 34). Это уже нарушает хронологию (этот ошибочный вариант привожу розовым цветом), но можно объяснить той же привязкой Альгаута, конунга Гаутланда, к эпониму Гаутланда (подобно тому, как это делалось в Саге о Форньоте). Однако ниже говорится, что «Мать Олава Лесоруба звали Гаутхильд, а ее матерью была Алов, дочь Олава Ясновидящего, конунга Нерики». Олав Ясновидец тоже упоминается в Саге о Гаутреке, однако там он является современником Эйрика и Альрека, сыновей Агни, очень далёких предков Ингьяльда Коварного даже если принимать мою версию о том, что они относились к параллельной, а не предшествующей линии Инглингов до Ауна (пра-пра-пра-пра-прадеда Ингьяльда), с которым собственно и сопоставляю Олава Ясновидца.
Скорее всего Ингьяльд Коварный с Олавом Лесорубом оказались смешаны с Ингьяльдом Воспитанником Старкада и его племянником Олавом. По Свену Аггесону после Ингельда «наследовали внуки и племянники, которые, разумеется, были наполовину королевскими отпрысками. Одним из тех, кто наследовал потом, был Олаф», а по Саксону Грамматику: «Как утверждают сведущие в истории учёные мужи древности, у Ингелля было четыре сына, из которых трое погибли на войне, и после смерти отца королём стал единственный из оставшихся в живых сын Олав; при этом некоторые ошибочно считают его сыном сестры Ингелля». Он же по-видимому упоминается в Саге о Хрольве сыне Гаутрека как Ингьяльд, сын Хринга и конунг Дании. Старкад, воспитатель Ингьяльда, сам является героем Саги о Гаутреке, а по Саге об Инглингах он воевал ещё с Хуглейком, внуком Альрека. А вот Бови, воспитатель Олава, мог относиться как ко временам Ингьяльда Хадобарда, тогда его можно сопоставить с Беовульфом, так и ко временам Ингьяльда Инглинга, тогда его можно сопоставить с Альдегизом *Поппингом или Бовингом.
Reply
Эрулы по Прокопию до лангобардов (довольно большого народа) уже подчинили несколько народов, а после ещё «некоторые другие племена и заставили их платить себе дань,- дело необычное для варваров, живших в тех местах». То есть это была своего рода империя, похоже пришедшая на смену Гуннской, но покамест не задевавшая ромеев и потому почти не попавшая в их источники (как и Гуннская до Ругилы). По эпическим данным связываю с ней дунайских свевов и верхне- (а не нижне-) эльбских англов после Оффы (до сер. 5 в.) и Онгентеова-Эгиля (внук которого Ицел основал первое королевство англов в Британии в начале 6 века, одновременно с переселением эрулов на север).
Кстати, свейская Нерики, которой правил Олав Ясновидец, предшествовавший Эйрику с Альреком у свеев, которого сопоставляю с Хёфундом, отцом Хейдрека с Ангантюром, и Уффо-Олавом, отцом Дана (с Ангулом), созвучна с Нориком, чуть позже подчинённым ругами во главе с Флаккитеем, которого сопоставляю с «датским» Беовульфом, отцом Хальфдана (Полудана), чей внук соперничал с внуком Эгиля-Онгентеова, сына Ауна-Оффы. Или скорее не с самим Нориком, а с «норикским» краем на другом берегу Дуная (север Австрии, юг Чехии), где и помещаю дунайских свевов, покорённых при Оффе англами (север Чехии?), по соседству с херулами (Моравия).
Родвульфа данского и/или ругского (то есть Хрольва Жердинку, младшего племянника Хроара-Хродгара, сопоставленного с Фридериком) вывожу не из Норвегии (или Дании), а от тех ругов, что откололись при Фридрихе от готов в северной Италии (и ушли снова за Дунай? уже после этого Родвульф «презрев свое королевство, укрылся под защиту Теодериха, короля готов», а прежде соперничал с Адильсом, сыном Оттара, которого сопоставляю с Телой, сыном Одоакра, возможно где-то на средней Эльбе, если верить Кведлинбургским анналам насчёт ссылки туда Одоакра (его сына?), там же по Пегауским анналам правили Харлонги, то есть Харлунги, казнённые Эрменриком-Отахром).
И отнюдь не все северные племена, но те, над коими «был немного лет тому назад королем Родвульф», то есть светиды (свеи) и даны, «вышедшие из того же рода» (и которых по эпическим данным связываю с Доном-Даном и Днепром-Данпом, а также опекунами Сигурда (то есть Витерика), вывезшими его из Гуннской земли, по историческим же данным обосновавшимися в Паннонии, потеснив тамошних свевов, а ещё позже с гуннами Хумли-Хумбло и/или англами Уффо-Олава Скромного, по-английски humble), и наконец «граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рании», у которых находятся параллели в Норвегии, причём именно южной (по ходу движения) и прибрежной, конкретно их связываю с переселенцами из Подунавья (и Полабья) заодно с эрулами, «Предводительствуемые многими вождями царской крови».
Ещё вероятно пришлыми были упоминаемые перед ними «миксы, евагры, отингис … остроготы, раумариции, эрагнариции» (впрочем с ними же и «кратчайшие финны»), у которых помимо параллелей в Норвегии (смешанные евагры?, Акер > Акерсхус/Раумарики, Хаддингьядал … какая-то часть остроготов (в Эйстридале, Восточной долине?), Раумарики, Хрингарики) по собственному (раумско-хрингскому) преданию были связи с эпонимами из указанной выше (у Иордана ниже) группы «подданных Родвульфа», возводимых к общему предку-переселенцу Нору, а по счёту поколений совпадающих со временем переселения эрулов.
Reply
А то же изгнание вряд ли было за полтысячи лет, тогда как и херулы по историческим, и даны по эпическим источникам всего за век до того вместе были в Причерноморье (соответственно «близ Мэотийского болота» и рядом с Хуналандом у Дана с Данпом) и откуда бежали на запад. Наконец в собственных преданиях (у Саксона) даны сближались с лангобардами, что подтверждается сопоставлением Скеафы, правившего лонгбеардами по «Видсиду» с отцом Скильда Скефинга, а того самого вместе с Херовардом, сыном Херогара, соответственно с лангобардскими Ламиссио и Тато, сыном Клефо. Так что, даны могли участвовать в изгнании херулов и из Причерноморья, и из Подунавья, по крайней мере вдохновлять на то или просто поддерживать разные коалиции (от гуннов до лангобардов), будучи давними соперниками.
Собственно с континентальными событиями (и конкретными персонажами) сопоставляю Скьёлдунгов до Хрольва Жердинки (которых сопоставляю с кремсскими ругами и иордановым Родвульфом), Хеадобардов до Хрёрека, сына Ингьяльда (которых сопоставляю с италийскими ругами и Эрарихом), ещё его племянника Олафа (которого сопоставляю с Ауном-Аухуном в одной из ветвей Инглингов и прокопиевым Охоном эрульским), Инглингов до Адильса, сына Оттара (которого сопоставляю с Телой, сыном Одоакра), а также современников этих династов, в частности Хрольва Старого, сына Гаутрека (которого сопоставляю с Хродульфом, взрослым племянником Хродгара в «Беовульфе», и прокопиевым Родульфом эрульским), то есть до первой половины 6 века, немного позже херульского переселения.
И даже в пряди «Как заселялась Норвегия», возводящей эпонимы к переселенцу Нору и относящей их по счёту поколений к тому же началу 6 века, как полагаю в основе было не сплошное заселение Агдира, Рогаланда, Хёрдаланда и прочих, но об утверждении там конунгских династий.
По поводу «Видсида» имел в виду следующее: сам сказитель (или какой-то один поэтический предшественник) вовсе не был и у бургендов с Гудхере (Гундахария), и у Эльфвине, наследника Эадвине (Альбоина, сына Аудоина), и у готов с Эорманриком, и у Эадгильса (Атисла, врага Вермунда у Саксона), и не встречал соратников Дитриха Бернского. Но он отразил те германские предания, с которыми англы познакомились ещё на континенте, а заодно классические - об Александре, библейско-географические (от изральев и египтов до индиев и персов) и вероятно финские - о Калеве. Среди этих преданий, за которыми вовсе не требовалось мотаться с Рейна на Вислу и на Финский залив, а тем более на Евфрат и Нил, довольно регулярно упоминаются народы, которым можно найти параллели в отдалённой Норвегии. Но может и они некогда были известны на континенте, наряду с теми же мюрьингами (свевскими или/и свейскими судя по всему).
Reply
Reply
У меня всё в порядке, как обычно. А сам как?
Статью прочитал, просто добавить особо нечего. Как всегда добротная подборка материала по теме.
Разве что по поводу кельтов очень осторожно укажу, что отмеченный А. Кузьминым параллелизм тацитовых ругиев и лемовив с галльскими рутенами и лемовиками (у первых ещё столица по-кельтски называлась Сегодунум, то есть Ржаной город, а по Страбону языки кельтов и аквитанов различны), можно подкрепить замечанием М. Щукина о сходстве скандинавских гривен типа Хавор с южнофранцузскими 1 века до Р. Х., отталкиваясь от этого попытался реконструировать взаимодействие балтийских ругов с германским населением Скандинавии, составивших основу готской общности (первоначально готонов, то есть относящихся к «божественным» правителям, каковыми считались Амалы, которых сопоставляю с рутенами Саксона Грамматика и руциманами Тидрек-саги, да и той же Иоакимовской летописи с вероятным скандинавским протографом вроде Саги о Скьёльдунгах, также сохранившейся лишь в латинском переложении).
Вот здесь более-менее определённая картина сложилась к середине обсуждения https://ortnit.livejournal.com/177173.html?thread=2598421#t2598421
Причём имя ругов полагаю просто германской (готской) калькой их самоназвания (на языке родственном венедскому и близкому к славянскому, которые по моему представлению влияли друг на друга - сначала с вытеснением части венедов (поморцев) на восток к предкам славян (зарубинцам), а потом с продвижением (возвращением) части пражско-корчакцев на запад). Эта смысловая калька (русые / ржаные) в «готский период» была более известна, но следы самоназвания усматриваю в приурочивании того же пророчества о народе Рос к нашествию Ругаса-Ругилы («Ругский» / «ругчёнок») согласно Сократу Схоластику (7, 43), а также в упоминании «росмосоков» во главе «тобельцев» и / или гуннов при вторжении в Закавказье после смерти Месропа († 440) у Моисея Каганкатваци (1, 29-30), и наконец у того же Псевдо-Захарии, упоминавшего хрусов на окраинах «пределов гуннских». То есть в этимологическом выведении руси от ругов или ругов от руси либо рутенов не вижу надобности.
Такое вот «особо нечего» почти на страницу А 4, хотя это всё больше о своём )
Reply
Leave a comment