Сегодня второй «день рожденья» этого жж - они у него не каждый год, и пишу в нём почти также редко. Фактически он давно стал просто одним из каналов связи (в комментариях) с несколькими заочными друзьями по некоторым довольно специфическим вопросам, зато по-прежнему касающимся «Эпической истории “варварской Европы”: от Зигфрида до Рюрика». Только в
(
Read more... )
Само же переселние связывается с завоеваниями Ивара, соперника Радбарда (авар? соперников новых ругов, по моему предположению переселившихся с Дуная после 631 года с Альциоком, а возможно разделившихся с болгарами ("аварами"/Иваром?) уже после этого переселения). К слову, Ивар не только считался (хотя и с нарушением хронологии в пару недостающих поколений) внуком Вальдара, сына Хроара (которого соотношу с кремсскими ругами), но и был племянником Гудреда, а в одной былине Алёша (которого сопоставляю с Альциоком), зовётся Чудородовичем, что если не подтверждает, то согласуется с версией о разделении родичей Альциока (его сына Радбода-Радбарда и двоюродного брата (?) Ивара).
Интересно, насколько точна археологическая привязка к 600 году, нельзя ли сдвинуть её на треть века вперёд?
Reply
1. В Пряди о Норна-Гесте упоминается, что Хальв ограбил Хальвдана Смелого, отца Ивара
2. в "Отрывке.." участником Битвы при Бравалле назван Хьёрлейв Женолюб.
Так что, с датировками там все может быть сложнее гораздо.
По археологическим датировкам ничего дельного сказать не могу, так как читал об этом только у Джонса, а это попса, сам понимаешь.
Reply
В Пряди о Норна-гесте воины Хальва ограбили Хальвдана конунга Ильвингов. В Отрывке упоминается Хальвдан Ильвинг, который убил Эллу, конунга Англии, которого можно сопоставить с Хальвданом Смелым, отцом Ивара, которые владели частью Англии. Но едва ли среди датских Ильвингов (это даже не столько династия на мой взгляд, сколько эпитет, прилагаемый и к псевдо-Вёльсунгу Хельги, и к псевдо-Скьёльдунгу Хальвдану, отцу Ивара) был единственный Хальвдан, а по хронологии воины Хальва (деда тех же темнокожих конунгов, современников ХП) далеко отстоят от Хальвдана, отца Ивара, убившего Ингьяльда Коварного пра-пра-пра-пра-прадеда ХП.
Насчёт родовых линий, представленных в без сомнения компилятивной пряди «Как заселялась Норвегия», всё же на мой взгляд выделяются относительно короткие линии по семь-восемь поколений (как от Олава Дровосека, переселившегося в Норвегию, до Харальда Прекрасноволосого):
от Хёда (сына Раума? хотя это не указано) до Хромунда, сына Грипа (союзника Олава в Дании после 891 года);
от Хаддинга (сына Раума) до Хельги Разведчика Хаддингов (современника Хромунда);
от Рёгнвальда, сына Ругальва, до Гейрмунда Тёмная кожа (современника ХП);
от Сальгарда и Хильд, детей Грьотгарда, до Хильд Стройной, жены Хальва, и Асы, жены ХП;
или например одиннадцать поколений о Ётунбьёрна, сына Раума, до исландца Одда из Междуречья (после 1000 года).
Но вместе с тем приводятся длинные линии Скильвингов (от Скельвира, правнука Раума и внука Хринга), включая хёрдаландского Альрека, прапрадеда Гюды, жены Харальда Прекрасноволосого, которая оказывается уже двенадцатой от Раума (а не восьмой, как Аса, жена ХП, от Гарда, брата Раума, или как упомянутые Хромунд, сын Грипа, и Хельги Хаддингьяскати, от того же Раума), а также собственно Инглингов, хронология которых подтверждается по «Беовульфу» (где они между прочим сближаются со Скильвингами).
При этом, если короткие линии соответствуют времени переселения Инглингов в Норвегию после разборок Ивара с Ингьяльдом около 650 года, то Хринг, от сына которого Хальвдана Старого наряду с длинной линией Скильвингов выводятся и другие легендарные династии от Вёльсунгов до Нифлугов, и к которым в свою очередь возводятся (но уже опять-таки с короткими линиями) линии других предков ХП, оказывается современником Адильса, сына Оттара (Одоакра по моим сопоставлениям) и Хрольва (Родвульфа у Иордана), при которых произошло переселение херулов на север. Причём ряд эпонимов в Саге о Форньоте обнаруживает параллели в описании северных народов у Иордана, причём там и там можно выделить два блока:
миксы, ев-агры (Акерхус/Раумарики), отингис (Хаддингьядал) … остроготы, раумариции, эрагнариции (здесь как будто слышится имя Рагнар, однако последняя «р» относится к отдельной части «рики», а начальная «э» может отражать придыхательную «х», при возможной метатезе нг / гн это вполне соответствует Хрингарики), и соответственно длинные линии от Раума и Хринга;
а также граннии (Гренланд), аугандзы (Агдир), евникси(т) (Викен / Вингульмарк), (т)этель (Телемарк), руги (Рогаланд), арохи (Эр-/Хёрд?), рании (Ранрики/Альвхейм). Короткие же линии связываю с тем, что в древнейшей раумо-хрингской традиции (времён херульского переселения около 500 года) подробно была представлена только собственная линия (как и у свейских Инглингов), а остальные лишь в качестве эпонимов, «родных и двоюродных братьев», к которым впоследствии были прилажены линии из позднейшей традиции (после нового переселения около 650 года).
К слову, различное согласование этих линий можно усмотреть в отнесении Сёлви из Солейяра как деда жены Раума (в пряди «Как заселялась Норвегия») и прапрадеда жены Олава Дровосека (в Саге об Инглингах) или как его шурина (в пряди «О конунгах Упплёнда»).
Составил таблицу «коротких» и «длинных» линий для наглядности, где выделил эти эпохи переселений, с пропуском или заполнением поколений между ними, а также до времени ХП. Отправлю тебе по эл. почте.
Reply
1. Гард Агди - Эйстейн
2. Ругальв - Ингвар Высокий
3. Регнвальд - Энунд Дорога
4. Эгвальд - Ингъяльд Коварный
5. Есур - Олав Лесоруб
6. Хьер - Хальвдан Белая Кость
7. Хьерлейв - Эйстейн Гром
8. Хальв и Хьерольв - Хальвдан Щедрый и Скупой (ум. в нач. 9 в.?)
9. Хьер - Гудред Охотник (ум. ок. 820-х?)
10. Хамунд и Гейрмунд - умерли после 870 г. - Хальвдан Черный
В любом случае, появление Гарда Агди и его сыновей-эпонимов примерно совпадает с переселением герулов в Скандинавию и скорее всего эта группа ругов действительно могла попасть в Вестланд примерно в это же время и по этим же причинам. Если комментарий Иордана про Родвульфа, укрывшегося у Теодориха в Италии, действительно не ошибка, а относится к скандинавским племенам, то он мог бы быть прототипом того же Гарда или его сына, или же их современником и конкурентом. Хотя, конечно, Родвульфа Иордана с тем же успехом можно отнести и к данами, и к герулам.
Reply
А сами эти короткие линии, приуроченные к тем древнейшим эпонимам (упоминавшимся, но нераскрытым в собственно скильвинго-раумской традиции, согласующейся по поколениям с длинной инглингской традицией) соотносятся по поколениям именно с переселением Инглингов при Олаве Лесорубе (к тому же шедшим через Вермаланд и Хейдмарк, как и Нор по СоФ), что вряд ли случайно. Тот же Ёсур, приуроченный к Хёрду (по СоФ) и сдвинутый по твоему указанию, заодно с Рёгнвальдом, приуроченным (там же) к Ругальву, тоже оказываются в этой эпохе (а приурочивание Ёсура к Эгвальду Рогаландскому в СоХ можно отнести например к сугубо рогаландскому варианту, претендовавшему на старшинство над хёрдаландцами).
Притягивание же Ругальва (с Гардом, вроде не имеющим параллелей в описании Иордана) на пару поколений из четырёх недостающих (то есть примерно на полвека) не решает проблему, пропуск всё равно остаётся, а параллели к племенам, указанным вместе с ругиями приводятся уже во времена того же Эйстейна (то есть Ругальв должен бы быть ещё до, а не после него).
Иорданов Родвульф (которого по сложному тексту можно отнести и к данам, и к херулам, и к ругам с прочими, при этом его судьба отличается от прокопиева Родульфа эрульского) хорошо согласуется с Хрольфом Жердинкой (которого можно отчасти различить (по возрасту и статусу), а отчасти отождествить (по его гибели) с Родульфом эрульским и Хродульфом из "Беовульфа"). В любом случае у Иордана упоминается его уход на юг (к Теодориху), а не на север (после гибели явно ни от кого независимого Родульфа эрульского).
То есть Ругальв это скорее именно эпоним северных народов, полученный через посредство херулов (из сопоставления описания Иордана с описанием Прокопия, явно восходящего к послам эрулов), и как можно заключить - о племенах, ушедших на новую родину вместе с ними (с закреплением новых эпонимов примерно в это время по "длинной" раумско-скильвингской традиции). А вот собственно ругская "длинная" традиция в СоФ не очень вырисовывается даже с использованием отличной версии в СоХ с добавлением Эгвальда к Ёсуру, всё равно не хватает поколений (в сравнении с теми же Инглингами (подтверждёнными в сторонних источниках), в отличие от раумских Скильвингов).
Reply
Смещение на одно или даже пару поколений не приведет к серьезным хронологическим правкам при средней продолжительности жизни в 35 лет примерно. Один долгожитель, умудрившийся дожить до 70-75 лет, легко переживет несколько поколений своих "партнеров" в соседних королевств, что в среднем опять же уравнивает общую хронологию родовых линий. Версия СОХ имеет преимущество, так как она дает имена прежнего правящего рода хердов.
Гард Агди - это же эпоним Агдира, то есть ему у Иордана соответствуют гипотетически аугандзы. Подтягивать ничего не надо никуда. Ты исходишь из того, что эпонимы непременно должны были стоять в одной линии, но это не обязательно, так как генеалогии ХОФ - продукт творчества позднего автора, который искусственно соединял друг с другом самые разные традиции. То есть, исходить нужно именно из того, что Ругальв предшествует Регнавальду, а Гард - Ругальву. Особую ценность тут имеет тот факт, что оба прародителя имеют весьма специфические имена. Это не Херд, Раум или Транд. И "Гард", и "Ругальв" вполне могут быть реальными именами реальных людей. Это нужно учитывать.
Reply
Этим соответствием самой достоверной (подробной) линии СоФ, родоначальник которой прямо увязан (братскими отношениями) с другими эпонимами, именно со временем херульского переселения не стоит пренебрегать, а о тех племенах, что до этого были в Скандинавии сведений всё равно нет (даже если относить описания Плиния и Птолемея именно к нынешней Скандинавии, а не к восточной Европе, как я полагаю, соответствий кроме финнов (обобщающего экзоэтнонима) там не найдётся). А с другой стороны продолжение линий тех «братских», но не главных эпонимов, в их коротком виде, находят соответствие именно со временем переселения свейских Инглингов (и Скильвингов?) в ту самую Раумарики, когда они ближе познакомились с владетелями окружающих стран (возводимых к тем эпонимам), что тоже вряд ли случайно.
Итак, основная (длинная) линия, соответствующая по поколениям также основной Инглингской линии, относит Раума с братьями-эпонимами ко времени херульского переселения (и выводит от переселенцев Нора и Гора), а короткие линии, приуроченные к этим эпонимам («продолжающие» их род), относятся ко времени занятия свейскими Инглингами и вероятно родственными им Скильвингами той самой Раумарики. Возможно даже, непосредственные потомки «Раума», как и его «братьев» времён херульского переселения, тоже не остались в памяти (в данной традиции), а просто к нему были прицеплены потомки Хринга со Скильвингами и другими предками Харальда Прекрасноволосого. На это могут указывать и привязки как Олава Дровосека, так и Раума по брачным линиям к Сёльви Старому.
Тут можно было бы сказать, что если длинная линия поздняя (после занятия Раумарики Хальвданом Белоногим) и искусственная (не сама по себе, а в приложении к Рауму), то время эпонимов установить нельзя (соответствия у Иордана задают лишь нижнюю границу, а привязка их к переселенцам Нору и Гору не так определённа). Однако возможно Раума не следует отрывать от свеев (пришедших именно в Солейяр и Раумарики), и раумы (точнее другие их соседи) вероятно тоже были связаны со свевами, как и англы-Инглинги. Имею в виду Нор-Мёри и Сун-Мёри, окружающие с двух сторон Раумсдаль. Их можно соотнести с мюрьингами, которыми по «Видсиду» правили Меака (ст. 23) и Эадгильс (ст. 93-96), тёзка инглингского Адильса, соответствущий Атислу, королю свеев и врагу Вермунда, отца Уффо-Олава у Саксона Грамматика (4, 3).
Reply
Итак, «он мечом границы / указал незыблемые землям мюрьингов, / рубежи у Фифельдора, удержали их и доныне / англы и свэвы, как поволил Оффа» (ст. 41-44). Разбив Мюрьингов он по-видимому не только установил границы англов (заодно с данами) и свевов (свеев), но и подчинил последних, во всяком случае его сын Онген-Ангельтеов указывается как в английских родословных, так и в свейских (Эгиль, сын Ауна) и гётских (Ангантюр, сын Хофунда), зато даны при нём похоже отделились (Дан, сын Олава Скромного; Дан и Ангул, сыновья Хумбло; Хейдрек и Ангантюр), в другом варианте династии Инглингов вместо Эгиля указан Альрек с Эйриком (с которыми соотношу Ангантюра-Ангула и Хейдрека-Дана), ему соответствует Аларик, названный у Иордана королём свавов вместе с Хунимундом (Гетика. 277), а по Песни о Хлёде «Альрек Храбрый (правил) англов народом», а данами там же правил Вальдар.
В примечаниях к перечню правителей в «Видсиде» отмечен Тюле (ст. 24), который правит рондингами (букв. «пограничники»), его «обычно принимают как эпоним скандинавского племени Þilir (ср. др. исл. Þelamǫrk, совр. Telemark в Норвегии)».
Отмечу так же ст. 21: «Хагена хольмрюггами, а Хенден гломмами», хольмрюгами (островными ругами) называл рогаландцев ещё Эйвинд Погубитель скальдов в Речах Хакона, гломмы вряд ли связаны с лужицкими Гломачи, упомянутыми у Титмара Мерзебургского, можно ещё указать самую большую реку в Норвегии Гломма или Раум-эльв.
Меаку, который правил мюрьингами (ст. 23), сложным образом сопоставляю с Мишаткой Путятичем и Дагом-Грамом (то и другое связано с мечом, готс. mēkeis, др.-исл. mækir, др.-англ. méсе, др.-сакс. Mâki, ср. позднее Мешко (Мечислав) в крещении Даго), то ли отцом свейского Альрека и дедом Хёгни-Агни (по латинской Истории Норвегии), то ли отцом Агни и дедом Альрека, а скорее его же одноименным тестем (по Саге об Инглингах).
Брондингов (ст. 25), которыми правил Бреока (его связывают с Брекой, соперником Беовульфа), можно сопоставить с Брандом, сыном Раума, и Гудбрандсдалиром.
Сюггов (Sycgum), которыми правил Сэферт (ст. 31), можно сопоставить с Сюгнафюльки (Sygnafylki в Саге о Форньоте, Svignafylki в Саге о Фридтьове, совр. Sogn), доставшимся Вегарду.
Хринга, сына Раума, можно сопоставить с «Хрингвальдом звался вождь херефаренов» (ст. 34).
Reply
Ещё ниже (ст. 69) снова упоминаются рядом руги и гломмы, а также румвалы (Rumwalum). Последних можно сопоставить с отдалённым Раумсдалем, др. англ. walu (совр. wale) означает (Румский) утёс, берег, только не следует связывать с англ. vale, valley - долина (др.-англ. dale), эти слова появились поздно (с 14 в.) от старо-франц. val, valee (с 12 в.) из лат. vallis. Наконец, ниже упоминаются скриде-финны (ст. 79), а также хэдны (hæðnum, ср. тот же Höðr и Haðaland, или Heiðmörk) и хэледы (халейги?).
Вероятно, эти племена засветились в эпической традиции либо ещё до переселения с херулами, либо при нём. Вряд ли англо-свэвский (мюрьингский) сказитель (или его поэтический прототип), наряду с континентальными народами, связанными с определёнными эпическими событиями (гунны при Этле, готы при Эорманрике, бургенды при Гивике и Гудхере, финны при Кэлике (Калеве?), руги при Хагене и Хендене, хэльсинги при Ваде, франки и хэтверы при Теодрике (гибель Хигелака в «Беовульфе»), фризы при Фине Фольквальдинге, хокинги при Хнэфе, свеи при Онггендтеове, лонгбеарды при Скеафе, англы и свэвы при Оффе, хеадобеарды при Ингельде, Хродвульфе и Хродгаре и т. д.) стал бы описывать жителей отдалённых норвежских земель.
По поводу гардов имел в виду не только Гарда Агди, связываемого с аугандзами, но и его сыновей Веева Гарда (Вегард в Согне), Фреева Гарда (Фрейгард в Фьорде), Торова Гарда (Торгарда в Сунмёри) и Каменного Гарда (Грьотгард-Сиг в Нордмёри, ср. Сигрлами, добывший меч двергов из большого камня). А в одну-две линии (братья Транд, Гард и Раум, а также их сыновья, фактически соответствующие трём частям Норвегии (из четырёх) со своими диалектами: Трандхейм, Вестланд и Эстланд) эпонимы привязаны к переселенцу Нору (а по счёту поколений по самой достоверной (собственной) линии ко времени херульского переселения). Хотя сами эти племена могли существовать ещё ранее что на континенте, что на полуострове. Просто подчёркиваю эту привязку к эпическому преданию о переселении и ко времени исторического переселения по самым достоверным линиям непосредственных предков объединителя Норвегии и его потомков, сохранявших эту традицию.
<РЕДАКТИРОВАНИЕ: сейчас просто перенёс этот абзац из другого места>
Reply
К делу. Герулы не такой уж большой племенной союз возглавляли. Врядли там было очень много племен. И все скандинавские племена Норвегии тоже едва ли можно к герульскому переселению приписать. Источником описания Скандинавии могли быть герулы, а могли и не быть. Особенно, если ты прав и Родвульф переехал к Теодориху из Норвегии. Если мне память не изменяет, списки связывают с кем-то из классиков вообще. Аблавия, что ли...
По поводу остального добавить особенно нечего. У тебя там все очень фундаментально, как всегда. Остаются только вопросы. Ты полагаешь, что все скандинавское в рассматриваемых сагах не скандинавское. Это, на мой взгляд, перебор. Какие-то события могли для красоты сюжета позаимствовать (хотя это надо доказывать). Какие-то намеки на переселение есть только в Вестланде и Швеции. Замахиваться на всю Норвегию - проблематично.
Что касается Видсида, то ему ничто не мешало ставить в один ряд Кесаря, короля франков, Аттилу и мелких скандинавских вождей. Поскольку воспевал он доблести, общие для всех вождей Севера, а судьба такого сказителя могла забросить куда угодно. И скандинавские конунги и ярлы микроскопических королевств тут ничем не отличаются от Калева с окраины Ойкумены.
Reply
Reply
Зато есть саги о древнейших правителях Хёрдаланда (заодно с Телемарком и Уппландом), а так же Хрингарики и Согна, а также Агдира. А именно Сага о Гаутреке с предшествующей ей Сагой о Фридтьове и последующей Сагой о Хрольве, сыне Гаутрека. К ранее посланной таблице добавил таблицу с героями СоГ в сопоставлении с Инглингами и Скьёльдунгами, а также своими домыслами. В частности сопоставляю Хертьова, внука Фридтьова и сына Хунтьова, первого правителя Хёрдаланда, именно с Хертнидом / Харатоном (вероятно эпоним хёрдов), а его «брата» Фридтьова, правителя Телемарка, с Фридфроди и/или Фридлейвом, братом Хальфдана (по Саге о Хрольве Жердинке (Фроди) и Саге об Инглингах, а также Саге о Форньоте (Фридлейв) соответственно), отца Хроара-Хродгара и Хельги-Хальги, которых сопоставляю с кремсскими ругами. Вообще эти саги связываю ещё с континентальными событиями, соответственно народы Хрингарики, Хёрдаланда, Уппланда (что имеется и в Швеции и в Норвегии), Телемарка, Согна, Агдира, Халогаланда, которыми правят их герои, допускаю ещё на континенте.
В новой таблице с героями Саги о Гаутреке ещё отмечаю одно смешение с нарушением хронологии. В Саге об Инглингах женой Ингьяльда Коварного, отца Олава Лесоруба, сначала названа Гаутхильд, дочь Альгаута, а «Он был сыном конунга Гаутрека Щедрого, сына Гаута, по которому назван Гаутланд» (гл. 34). Это уже нарушает хронологию (этот ошибочный вариант привожу розовым цветом), но можно объяснить той же привязкой Альгаута, конунга Гаутланда, к эпониму Гаутланда (подобно тому, как это делалось в Саге о Форньоте). Однако ниже говорится, что «Мать Олава Лесоруба звали Гаутхильд, а ее матерью была Алов, дочь Олава Ясновидящего, конунга Нерики». Олав Ясновидец тоже упоминается в Саге о Гаутреке, однако там он является современником Эйрика и Альрека, сыновей Агни, очень далёких предков Ингьяльда Коварного даже если принимать мою версию о том, что они относились к параллельной, а не предшествующей линии Инглингов до Ауна (пра-пра-пра-пра-прадеда Ингьяльда), с которым собственно и сопоставляю Олава Ясновидца.
Скорее всего Ингьяльд Коварный с Олавом Лесорубом оказались смешаны с Ингьяльдом Воспитанником Старкада и его племянником Олавом. По Свену Аггесону после Ингельда «наследовали внуки и племянники, которые, разумеется, были наполовину королевскими отпрысками. Одним из тех, кто наследовал потом, был Олаф», а по Саксону Грамматику: «Как утверждают сведущие в истории учёные мужи древности, у Ингелля было четыре сына, из которых трое погибли на войне, и после смерти отца королём стал единственный из оставшихся в живых сын Олав; при этом некоторые ошибочно считают его сыном сестры Ингелля». Он же по-видимому упоминается в Саге о Хрольве сыне Гаутрека как Ингьяльд, сын Хринга и конунг Дании. Старкад, воспитатель Ингьяльда, сам является героем Саги о Гаутреке, а по Саге об Инглингах он воевал ещё с Хуглейком, внуком Альрека. А вот Бови, воспитатель Олава, мог относиться как ко временам Ингьяльда Хадобарда, тогда его можно сопоставить с Беовульфом, так и ко временам Ингьяльда Инглинга, тогда его можно сопоставить с Альдегизом *Поппингом или Бовингом.
Reply
Эрулы по Прокопию до лангобардов (довольно большого народа) уже подчинили несколько народов, а после ещё «некоторые другие племена и заставили их платить себе дань,- дело необычное для варваров, живших в тех местах». То есть это была своего рода империя, похоже пришедшая на смену Гуннской, но покамест не задевавшая ромеев и потому почти не попавшая в их источники (как и Гуннская до Ругилы). По эпическим данным связываю с ней дунайских свевов и верхне- (а не нижне-) эльбских англов после Оффы (до сер. 5 в.) и Онгентеова-Эгиля (внук которого Ицел основал первое королевство англов в Британии в начале 6 века, одновременно с переселением эрулов на север).
Кстати, свейская Нерики, которой правил Олав Ясновидец, предшествовавший Эйрику с Альреком у свеев, которого сопоставляю с Хёфундом, отцом Хейдрека с Ангантюром, и Уффо-Олавом, отцом Дана (с Ангулом), созвучна с Нориком, чуть позже подчинённым ругами во главе с Флаккитеем, которого сопоставляю с «датским» Беовульфом, отцом Хальфдана (Полудана), чей внук соперничал с внуком Эгиля-Онгентеова, сына Ауна-Оффы. Или скорее не с самим Нориком, а с «норикским» краем на другом берегу Дуная (север Австрии, юг Чехии), где и помещаю дунайских свевов, покорённых при Оффе англами (север Чехии?), по соседству с херулами (Моравия).
Родвульфа данского и/или ругского (то есть Хрольва Жердинку, младшего племянника Хроара-Хродгара, сопоставленного с Фридериком) вывожу не из Норвегии (или Дании), а от тех ругов, что откололись при Фридрихе от готов в северной Италии (и ушли снова за Дунай? уже после этого Родвульф «презрев свое королевство, укрылся под защиту Теодериха, короля готов», а прежде соперничал с Адильсом, сыном Оттара, которого сопоставляю с Телой, сыном Одоакра, возможно где-то на средней Эльбе, если верить Кведлинбургским анналам насчёт ссылки туда Одоакра (его сына?), там же по Пегауским анналам правили Харлонги, то есть Харлунги, казнённые Эрменриком-Отахром).
И отнюдь не все северные племена, но те, над коими «был немного лет тому назад королем Родвульф», то есть светиды (свеи) и даны, «вышедшие из того же рода» (и которых по эпическим данным связываю с Доном-Даном и Днепром-Данпом, а также опекунами Сигурда (то есть Витерика), вывезшими его из Гуннской земли, по историческим же данным обосновавшимися в Паннонии, потеснив тамошних свевов, а ещё позже с гуннами Хумли-Хумбло и/или англами Уффо-Олава Скромного, по-английски humble), и наконец «граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рании», у которых находятся параллели в Норвегии, причём именно южной (по ходу движения) и прибрежной, конкретно их связываю с переселенцами из Подунавья (и Полабья) заодно с эрулами, «Предводительствуемые многими вождями царской крови».
Ещё вероятно пришлыми были упоминаемые перед ними «миксы, евагры, отингис … остроготы, раумариции, эрагнариции» (впрочем с ними же и «кратчайшие финны»), у которых помимо параллелей в Норвегии (смешанные евагры?, Акер > Акерсхус/Раумарики, Хаддингьядал … какая-то часть остроготов (в Эйстридале, Восточной долине?), Раумарики, Хрингарики) по собственному (раумско-хрингскому) преданию были связи с эпонимами из указанной выше (у Иордана ниже) группы «подданных Родвульфа», возводимых к общему предку-переселенцу Нору, а по счёту поколений совпадающих со временем переселения эрулов.
Reply
А то же изгнание вряд ли было за полтысячи лет, тогда как и херулы по историческим, и даны по эпическим источникам всего за век до того вместе были в Причерноморье (соответственно «близ Мэотийского болота» и рядом с Хуналандом у Дана с Данпом) и откуда бежали на запад. Наконец в собственных преданиях (у Саксона) даны сближались с лангобардами, что подтверждается сопоставлением Скеафы, правившего лонгбеардами по «Видсиду» с отцом Скильда Скефинга, а того самого вместе с Херовардом, сыном Херогара, соответственно с лангобардскими Ламиссио и Тато, сыном Клефо. Так что, даны могли участвовать в изгнании херулов и из Причерноморья, и из Подунавья, по крайней мере вдохновлять на то или просто поддерживать разные коалиции (от гуннов до лангобардов), будучи давними соперниками.
Собственно с континентальными событиями (и конкретными персонажами) сопоставляю Скьёлдунгов до Хрольва Жердинки (которых сопоставляю с кремсскими ругами и иордановым Родвульфом), Хеадобардов до Хрёрека, сына Ингьяльда (которых сопоставляю с италийскими ругами и Эрарихом), ещё его племянника Олафа (которого сопоставляю с Ауном-Аухуном в одной из ветвей Инглингов и прокопиевым Охоном эрульским), Инглингов до Адильса, сына Оттара (которого сопоставляю с Телой, сыном Одоакра), а также современников этих династов, в частности Хрольва Старого, сына Гаутрека (которого сопоставляю с Хродульфом, взрослым племянником Хродгара в «Беовульфе», и прокопиевым Родульфом эрульским), то есть до первой половины 6 века, немного позже херульского переселения.
И даже в пряди «Как заселялась Норвегия», возводящей эпонимы к переселенцу Нору и относящей их по счёту поколений к тому же началу 6 века, как полагаю в основе было не сплошное заселение Агдира, Рогаланда, Хёрдаланда и прочих, но об утверждении там конунгских династий.
По поводу «Видсида» имел в виду следующее: сам сказитель (или какой-то один поэтический предшественник) вовсе не был и у бургендов с Гудхере (Гундахария), и у Эльфвине, наследника Эадвине (Альбоина, сына Аудоина), и у готов с Эорманриком, и у Эадгильса (Атисла, врага Вермунда у Саксона), и не встречал соратников Дитриха Бернского. Но он отразил те германские предания, с которыми англы познакомились ещё на континенте, а заодно классические - об Александре, библейско-географические (от изральев и египтов до индиев и персов) и вероятно финские - о Калеве. Среди этих преданий, за которыми вовсе не требовалось мотаться с Рейна на Вислу и на Финский залив, а тем более на Евфрат и Нил, довольно регулярно упоминаются народы, которым можно найти параллели в отдалённой Норвегии. Но может и они некогда были известны на континенте, наряду с теми же мюрьингами (свевскими или/и свейскими судя по всему).
Reply
Reply
У меня всё в порядке, как обычно. А сам как?
Статью прочитал, просто добавить особо нечего. Как всегда добротная подборка материала по теме.
Разве что по поводу кельтов очень осторожно укажу, что отмеченный А. Кузьминым параллелизм тацитовых ругиев и лемовив с галльскими рутенами и лемовиками (у первых ещё столица по-кельтски называлась Сегодунум, то есть Ржаной город, а по Страбону языки кельтов и аквитанов различны), можно подкрепить замечанием М. Щукина о сходстве скандинавских гривен типа Хавор с южнофранцузскими 1 века до Р. Х., отталкиваясь от этого попытался реконструировать взаимодействие балтийских ругов с германским населением Скандинавии, составивших основу готской общности (первоначально готонов, то есть относящихся к «божественным» правителям, каковыми считались Амалы, которых сопоставляю с рутенами Саксона Грамматика и руциманами Тидрек-саги, да и той же Иоакимовской летописи с вероятным скандинавским протографом вроде Саги о Скьёльдунгах, также сохранившейся лишь в латинском переложении).
Вот здесь более-менее определённая картина сложилась к середине обсуждения https://ortnit.livejournal.com/177173.html?thread=2598421#t2598421
Причём имя ругов полагаю просто германской (готской) калькой их самоназвания (на языке родственном венедскому и близкому к славянскому, которые по моему представлению влияли друг на друга - сначала с вытеснением части венедов (поморцев) на восток к предкам славян (зарубинцам), а потом с продвижением (возвращением) части пражско-корчакцев на запад). Эта смысловая калька (русые / ржаные) в «готский период» была более известна, но следы самоназвания усматриваю в приурочивании того же пророчества о народе Рос к нашествию Ругаса-Ругилы («Ругский» / «ругчёнок») согласно Сократу Схоластику (7, 43), а также в упоминании «росмосоков» во главе «тобельцев» и / или гуннов при вторжении в Закавказье после смерти Месропа († 440) у Моисея Каганкатваци (1, 29-30), и наконец у того же Псевдо-Захарии, упоминавшего хрусов на окраинах «пределов гуннских». То есть в этимологическом выведении руси от ругов или ругов от руси либо рутенов не вижу надобности.
Такое вот «особо нечего» почти на страницу А 4, хотя это всё больше о своём )
Reply
Leave a comment