Сегодня второй «день рожденья» этого жж - они у него не каждый год, и пишу в нём почти также редко. Фактически он давно стал просто одним из каналов связи (в комментариях) с несколькими заочными друзьями по некоторым довольно специфическим вопросам, зато по-прежнему касающимся «Эпической истории “варварской Европы”: от Зигфрида до Рюрика». Только в
(
Read more... )
Кстати, легендарные свейские Инглинги (которых вплоть до Адильса тоже связываю с дунайскими свевами и англами) ушли из Упсалы (вендельской) в Норвегию через те же земли (Вермаланд и Хейдмарк), что и её эпоним Нор, отец Гарда, Раума и Транда. Возможно то был династический вариант того же переселенческого предания (по счёту поколений норвежско-инглингская и хринговские линии предков Харальда Прекрасноволосого примерно соответствуют друг другу).
К сопоставлению южнонорвежских племён (ср. "Hörðar ok Rygir ok Egðir ok Þilir" в Саге о Харальде Прекрасноволосом) с иордановскими, добавлю ещё отингис и Хаддингьядал и может быть ев-агры и местечко и река Акер в районе Осло (Раумарики позднее называлась Акерсхус).
Reply
Какое-то увеличение населения взрывное. Норвегия страна малопригодная для жизни. Земли мало. Миграция должна была стать заметной. Культурные новации, близкие тем, что в Швеции отмечаются.
Картинка больно масштабная выходит. Я могу согласиться с такими явными следами миграции, как появление этнонима ругов, хотя когда она была эта миграция? И откуда? Но традиция о Гардингах предполагает заселение почти всей Норвегии. Это либо какая-то несусветная древность, либо совершенно искусственный конструкт. В этом случае нужно понять причины, механизмы, время и источники. Заманчиво предположить, что изначально это была какая-то местная ругаланнская, например, легенда, которую потом растянули на всю страну.
Reply
Помимо собственно ругов с хёрдами и разными гардами (то есть запада Норвегии) и вероятно с упомянутыми вместе с ними у Иордана гранниями, аугандзамы, евникси(т), (т)этель и раниями: то есть Агдиром, Телемарком, Грёнландом, Викеном или Вингельмарком и Ранрики (то есть юга Норвегии), ещё выделяются род Раума с сыновьями: раумариции с эрагнарициями, ев-агры и отингис у Иордана (то есть восток и центр Норвегии) и Транда (у севера Норвегии), и наконец халейги, не указанные в пряди, но связаные с правителями Гардарики/Хольмгарда ещё на континенте (заодно с готами и гуннами) по сагам о Хейдреке.
То есть руги с гардами здесь действительно основные, но не единственные, а вместе с другими народами, объединёнными в две группы ещё у Иордана, зато без халейгов и там и там (у Иордана те возможно связаны с "вероломными росомонами").
Reply
Ни о каком родстве этого семейства с прочими "потомками Форньета" тут речи нет. Но в целом очевидно, что речь в "Заселении Норвегии" явно идет о происхождении нескольких родов. Если я верно подсчитал поколения, то Ругальва нужно относить к 1й половине 7 века, а Гарда, соответственно, следует относить к концу 6 века. Всех прочих его потомков и предков самого Гарда, как мне кажется, просто приписали к этому семейству для полноты картины.
Reply
Reply
Причём по СоФ Ватнар был дедом Гюды, жены Харальда Прекрасноволосого (а в СоХ у него тоже указаны двое сыновей, но с другими именами), и если отсчитать то же число поколений у Инглингов, предков самого Харальда Прекрасноволосого, то Раум будет современником Оттара, которого даже без моего отождествления с Одоакром (уб. 493) относят к концу 5 - началу 6 века, то есть времени переселения эрулов (между 494 и 512 годами). Это по самой достоверной линии свейских Скильвингов (с которыми в «Беовульфе» соотносится сам род Охтхере). По другим линиям предков ХП от Хальвдана Старого, сына Хринга и внука Раума, которые явно искусственно прицеплены к легендарным династиям Вёльсунгов, Нифлунгов, Будлингов и прочим, по числу поколений имеются существенные несоответствия, но порядок примерно тот же - от одного до полутора десятка поколений.
К потомкам же Гарда (не говоря о Транде), «брата» Раума, помимо непосредственных эпонимов Ругальва с Хёрдом судя по всему безо всяких затей отнесены лишь относительно недавние современники Альрека и Викара (прадеда жены ХП) - Эгвальд (с отцом Рёгнвальдом) и Ёсур (возможно его отец был тёзкой Эгвальда Рогаландского и смешан с ним в СоХ?). Также в роде упоминавшегося ранее Грьотгарда-Сига, седьмого сына Гарда, всего лишь «был Сигар, отец Сигню, на которой женился Харальд ярл Наумдалира, отец Херлауга, отца Грьотгарда, отца ярла Хакона (первого ярла Хладира, сподвижника и тестя ХП), отца ярла Сигурда, отца хладирского ярла Хакона».
Здесь на мой взгляд как раз стороннее и поверхностное отражение «гардской» традиции (включая роголандскую и хёрдаландскую), а также «трандской», однако с древней основой, общей для них и для «раумской» традиции, представленной более подробно, с полным числом поколений в эпических родословных (здесь ещё и с прикреплением к сохранившимся остаткам легендарных родословных, но уже не столь чёткое как у собственных Инглингов и Скильвингов).
Reply
С Есуром, думаю, все несколько иначе. В Саге о Хальве четко показано, что много поколений Роги и Хердаланд находились под властью одного рода (Гардингов?). Возможно, что составитель перечня всех предков Харальда (а именно это представляет собой "Сага о Форньете") просто владел какой-то укороченной версией "Саги о Хальве" и не знал, что до Есура хердами правил другой род.Так что, я больше доверяю "Саге о Хальве" в этом вопросе (насколько вообще можно доверять этим генеалогиям).
Reply
Само же переселние связывается с завоеваниями Ивара, соперника Радбарда (авар? соперников новых ругов, по моему предположению переселившихся с Дуная после 631 года с Альциоком, а возможно разделившихся с болгарами ("аварами"/Иваром?) уже после этого переселения). К слову, Ивар не только считался (хотя и с нарушением хронологии в пару недостающих поколений) внуком Вальдара, сына Хроара (которого соотношу с кремсскими ругами), но и был племянником Гудреда, а в одной былине Алёша (которого сопоставляю с Альциоком), зовётся Чудородовичем, что если не подтверждает, то согласуется с версией о разделении родичей Альциока (его сына Радбода-Радбарда и двоюродного брата (?) Ивара).
Интересно, насколько точна археологическая привязка к 600 году, нельзя ли сдвинуть её на треть века вперёд?
Reply
1. В Пряди о Норна-Гесте упоминается, что Хальв ограбил Хальвдана Смелого, отца Ивара
2. в "Отрывке.." участником Битвы при Бравалле назван Хьёрлейв Женолюб.
Так что, с датировками там все может быть сложнее гораздо.
По археологическим датировкам ничего дельного сказать не могу, так как читал об этом только у Джонса, а это попса, сам понимаешь.
Reply
В Пряди о Норна-гесте воины Хальва ограбили Хальвдана конунга Ильвингов. В Отрывке упоминается Хальвдан Ильвинг, который убил Эллу, конунга Англии, которого можно сопоставить с Хальвданом Смелым, отцом Ивара, которые владели частью Англии. Но едва ли среди датских Ильвингов (это даже не столько династия на мой взгляд, сколько эпитет, прилагаемый и к псевдо-Вёльсунгу Хельги, и к псевдо-Скьёльдунгу Хальвдану, отцу Ивара) был единственный Хальвдан, а по хронологии воины Хальва (деда тех же темнокожих конунгов, современников ХП) далеко отстоят от Хальвдана, отца Ивара, убившего Ингьяльда Коварного пра-пра-пра-пра-прадеда ХП.
Насчёт родовых линий, представленных в без сомнения компилятивной пряди «Как заселялась Норвегия», всё же на мой взгляд выделяются относительно короткие линии по семь-восемь поколений (как от Олава Дровосека, переселившегося в Норвегию, до Харальда Прекрасноволосого):
от Хёда (сына Раума? хотя это не указано) до Хромунда, сына Грипа (союзника Олава в Дании после 891 года);
от Хаддинга (сына Раума) до Хельги Разведчика Хаддингов (современника Хромунда);
от Рёгнвальда, сына Ругальва, до Гейрмунда Тёмная кожа (современника ХП);
от Сальгарда и Хильд, детей Грьотгарда, до Хильд Стройной, жены Хальва, и Асы, жены ХП;
или например одиннадцать поколений о Ётунбьёрна, сына Раума, до исландца Одда из Междуречья (после 1000 года).
Но вместе с тем приводятся длинные линии Скильвингов (от Скельвира, правнука Раума и внука Хринга), включая хёрдаландского Альрека, прапрадеда Гюды, жены Харальда Прекрасноволосого, которая оказывается уже двенадцатой от Раума (а не восьмой, как Аса, жена ХП, от Гарда, брата Раума, или как упомянутые Хромунд, сын Грипа, и Хельги Хаддингьяскати, от того же Раума), а также собственно Инглингов, хронология которых подтверждается по «Беовульфу» (где они между прочим сближаются со Скильвингами).
При этом, если короткие линии соответствуют времени переселения Инглингов в Норвегию после разборок Ивара с Ингьяльдом около 650 года, то Хринг, от сына которого Хальвдана Старого наряду с длинной линией Скильвингов выводятся и другие легендарные династии от Вёльсунгов до Нифлугов, и к которым в свою очередь возводятся (но уже опять-таки с короткими линиями) линии других предков ХП, оказывается современником Адильса, сына Оттара (Одоакра по моим сопоставлениям) и Хрольва (Родвульфа у Иордана), при которых произошло переселение херулов на север. Причём ряд эпонимов в Саге о Форньоте обнаруживает параллели в описании северных народов у Иордана, причём там и там можно выделить два блока:
миксы, ев-агры (Акерхус/Раумарики), отингис (Хаддингьядал) … остроготы, раумариции, эрагнариции (здесь как будто слышится имя Рагнар, однако последняя «р» относится к отдельной части «рики», а начальная «э» может отражать придыхательную «х», при возможной метатезе нг / гн это вполне соответствует Хрингарики), и соответственно длинные линии от Раума и Хринга;
а также граннии (Гренланд), аугандзы (Агдир), евникси(т) (Викен / Вингульмарк), (т)этель (Телемарк), руги (Рогаланд), арохи (Эр-/Хёрд?), рании (Ранрики/Альвхейм). Короткие же линии связываю с тем, что в древнейшей раумо-хрингской традиции (времён херульского переселения около 500 года) подробно была представлена только собственная линия (как и у свейских Инглингов), а остальные лишь в качестве эпонимов, «родных и двоюродных братьев», к которым впоследствии были прилажены линии из позднейшей традиции (после нового переселения около 650 года).
К слову, различное согласование этих линий можно усмотреть в отнесении Сёлви из Солейяра как деда жены Раума (в пряди «Как заселялась Норвегия») и прапрадеда жены Олава Дровосека (в Саге об Инглингах) или как его шурина (в пряди «О конунгах Упплёнда»).
Составил таблицу «коротких» и «длинных» линий для наглядности, где выделил эти эпохи переселений, с пропуском или заполнением поколений между ними, а также до времени ХП. Отправлю тебе по эл. почте.
Reply
1. Гард Агди - Эйстейн
2. Ругальв - Ингвар Высокий
3. Регнвальд - Энунд Дорога
4. Эгвальд - Ингъяльд Коварный
5. Есур - Олав Лесоруб
6. Хьер - Хальвдан Белая Кость
7. Хьерлейв - Эйстейн Гром
8. Хальв и Хьерольв - Хальвдан Щедрый и Скупой (ум. в нач. 9 в.?)
9. Хьер - Гудред Охотник (ум. ок. 820-х?)
10. Хамунд и Гейрмунд - умерли после 870 г. - Хальвдан Черный
В любом случае, появление Гарда Агди и его сыновей-эпонимов примерно совпадает с переселением герулов в Скандинавию и скорее всего эта группа ругов действительно могла попасть в Вестланд примерно в это же время и по этим же причинам. Если комментарий Иордана про Родвульфа, укрывшегося у Теодориха в Италии, действительно не ошибка, а относится к скандинавским племенам, то он мог бы быть прототипом того же Гарда или его сына, или же их современником и конкурентом. Хотя, конечно, Родвульфа Иордана с тем же успехом можно отнести и к данами, и к герулам.
Reply
А сами эти короткие линии, приуроченные к тем древнейшим эпонимам (упоминавшимся, но нераскрытым в собственно скильвинго-раумской традиции, согласующейся по поколениям с длинной инглингской традицией) соотносятся по поколениям именно с переселением Инглингов при Олаве Лесорубе (к тому же шедшим через Вермаланд и Хейдмарк, как и Нор по СоФ), что вряд ли случайно. Тот же Ёсур, приуроченный к Хёрду (по СоФ) и сдвинутый по твоему указанию, заодно с Рёгнвальдом, приуроченным (там же) к Ругальву, тоже оказываются в этой эпохе (а приурочивание Ёсура к Эгвальду Рогаландскому в СоХ можно отнести например к сугубо рогаландскому варианту, претендовавшему на старшинство над хёрдаландцами).
Притягивание же Ругальва (с Гардом, вроде не имеющим параллелей в описании Иордана) на пару поколений из четырёх недостающих (то есть примерно на полвека) не решает проблему, пропуск всё равно остаётся, а параллели к племенам, указанным вместе с ругиями приводятся уже во времена того же Эйстейна (то есть Ругальв должен бы быть ещё до, а не после него).
Иорданов Родвульф (которого по сложному тексту можно отнести и к данам, и к херулам, и к ругам с прочими, при этом его судьба отличается от прокопиева Родульфа эрульского) хорошо согласуется с Хрольфом Жердинкой (которого можно отчасти различить (по возрасту и статусу), а отчасти отождествить (по его гибели) с Родульфом эрульским и Хродульфом из "Беовульфа"). В любом случае у Иордана упоминается его уход на юг (к Теодориху), а не на север (после гибели явно ни от кого независимого Родульфа эрульского).
То есть Ругальв это скорее именно эпоним северных народов, полученный через посредство херулов (из сопоставления описания Иордана с описанием Прокопия, явно восходящего к послам эрулов), и как можно заключить - о племенах, ушедших на новую родину вместе с ними (с закреплением новых эпонимов примерно в это время по "длинной" раумско-скильвингской традиции). А вот собственно ругская "длинная" традиция в СоФ не очень вырисовывается даже с использованием отличной версии в СоХ с добавлением Эгвальда к Ёсуру, всё равно не хватает поколений (в сравнении с теми же Инглингами (подтверждёнными в сторонних источниках), в отличие от раумских Скильвингов).
Reply
Смещение на одно или даже пару поколений не приведет к серьезным хронологическим правкам при средней продолжительности жизни в 35 лет примерно. Один долгожитель, умудрившийся дожить до 70-75 лет, легко переживет несколько поколений своих "партнеров" в соседних королевств, что в среднем опять же уравнивает общую хронологию родовых линий. Версия СОХ имеет преимущество, так как она дает имена прежнего правящего рода хердов.
Гард Агди - это же эпоним Агдира, то есть ему у Иордана соответствуют гипотетически аугандзы. Подтягивать ничего не надо никуда. Ты исходишь из того, что эпонимы непременно должны были стоять в одной линии, но это не обязательно, так как генеалогии ХОФ - продукт творчества позднего автора, который искусственно соединял друг с другом самые разные традиции. То есть, исходить нужно именно из того, что Ругальв предшествует Регнавальду, а Гард - Ругальву. Особую ценность тут имеет тот факт, что оба прародителя имеют весьма специфические имена. Это не Херд, Раум или Транд. И "Гард", и "Ругальв" вполне могут быть реальными именами реальных людей. Это нужно учитывать.
Reply
Этим соответствием самой достоверной (подробной) линии СоФ, родоначальник которой прямо увязан (братскими отношениями) с другими эпонимами, именно со временем херульского переселения не стоит пренебрегать, а о тех племенах, что до этого были в Скандинавии сведений всё равно нет (даже если относить описания Плиния и Птолемея именно к нынешней Скандинавии, а не к восточной Европе, как я полагаю, соответствий кроме финнов (обобщающего экзоэтнонима) там не найдётся). А с другой стороны продолжение линий тех «братских», но не главных эпонимов, в их коротком виде, находят соответствие именно со временем переселения свейских Инглингов (и Скильвингов?) в ту самую Раумарики, когда они ближе познакомились с владетелями окружающих стран (возводимых к тем эпонимам), что тоже вряд ли случайно.
Итак, основная (длинная) линия, соответствующая по поколениям также основной Инглингской линии, относит Раума с братьями-эпонимами ко времени херульского переселения (и выводит от переселенцев Нора и Гора), а короткие линии, приуроченные к этим эпонимам («продолжающие» их род), относятся ко времени занятия свейскими Инглингами и вероятно родственными им Скильвингами той самой Раумарики. Возможно даже, непосредственные потомки «Раума», как и его «братьев» времён херульского переселения, тоже не остались в памяти (в данной традиции), а просто к нему были прицеплены потомки Хринга со Скильвингами и другими предками Харальда Прекрасноволосого. На это могут указывать и привязки как Олава Дровосека, так и Раума по брачным линиям к Сёльви Старому.
Тут можно было бы сказать, что если длинная линия поздняя (после занятия Раумарики Хальвданом Белоногим) и искусственная (не сама по себе, а в приложении к Рауму), то время эпонимов установить нельзя (соответствия у Иордана задают лишь нижнюю границу, а привязка их к переселенцам Нору и Гору не так определённа). Однако возможно Раума не следует отрывать от свеев (пришедших именно в Солейяр и Раумарики), и раумы (точнее другие их соседи) вероятно тоже были связаны со свевами, как и англы-Инглинги. Имею в виду Нор-Мёри и Сун-Мёри, окружающие с двух сторон Раумсдаль. Их можно соотнести с мюрьингами, которыми по «Видсиду» правили Меака (ст. 23) и Эадгильс (ст. 93-96), тёзка инглингского Адильса, соответствущий Атислу, королю свеев и врагу Вермунда, отца Уффо-Олава у Саксона Грамматика (4, 3).
Reply
Итак, «он мечом границы / указал незыблемые землям мюрьингов, / рубежи у Фифельдора, удержали их и доныне / англы и свэвы, как поволил Оффа» (ст. 41-44). Разбив Мюрьингов он по-видимому не только установил границы англов (заодно с данами) и свевов (свеев), но и подчинил последних, во всяком случае его сын Онген-Ангельтеов указывается как в английских родословных, так и в свейских (Эгиль, сын Ауна) и гётских (Ангантюр, сын Хофунда), зато даны при нём похоже отделились (Дан, сын Олава Скромного; Дан и Ангул, сыновья Хумбло; Хейдрек и Ангантюр), в другом варианте династии Инглингов вместо Эгиля указан Альрек с Эйриком (с которыми соотношу Ангантюра-Ангула и Хейдрека-Дана), ему соответствует Аларик, названный у Иордана королём свавов вместе с Хунимундом (Гетика. 277), а по Песни о Хлёде «Альрек Храбрый (правил) англов народом», а данами там же правил Вальдар.
В примечаниях к перечню правителей в «Видсиде» отмечен Тюле (ст. 24), который правит рондингами (букв. «пограничники»), его «обычно принимают как эпоним скандинавского племени Þilir (ср. др. исл. Þelamǫrk, совр. Telemark в Норвегии)».
Отмечу так же ст. 21: «Хагена хольмрюггами, а Хенден гломмами», хольмрюгами (островными ругами) называл рогаландцев ещё Эйвинд Погубитель скальдов в Речах Хакона, гломмы вряд ли связаны с лужицкими Гломачи, упомянутыми у Титмара Мерзебургского, можно ещё указать самую большую реку в Норвегии Гломма или Раум-эльв.
Меаку, который правил мюрьингами (ст. 23), сложным образом сопоставляю с Мишаткой Путятичем и Дагом-Грамом (то и другое связано с мечом, готс. mēkeis, др.-исл. mækir, др.-англ. méсе, др.-сакс. Mâki, ср. позднее Мешко (Мечислав) в крещении Даго), то ли отцом свейского Альрека и дедом Хёгни-Агни (по латинской Истории Норвегии), то ли отцом Агни и дедом Альрека, а скорее его же одноименным тестем (по Саге об Инглингах).
Брондингов (ст. 25), которыми правил Бреока (его связывают с Брекой, соперником Беовульфа), можно сопоставить с Брандом, сыном Раума, и Гудбрандсдалиром.
Сюггов (Sycgum), которыми правил Сэферт (ст. 31), можно сопоставить с Сюгнафюльки (Sygnafylki в Саге о Форньоте, Svignafylki в Саге о Фридтьове, совр. Sogn), доставшимся Вегарду.
Хринга, сына Раума, можно сопоставить с «Хрингвальдом звался вождь херефаренов» (ст. 34).
Reply
Ещё ниже (ст. 69) снова упоминаются рядом руги и гломмы, а также румвалы (Rumwalum). Последних можно сопоставить с отдалённым Раумсдалем, др. англ. walu (совр. wale) означает (Румский) утёс, берег, только не следует связывать с англ. vale, valley - долина (др.-англ. dale), эти слова появились поздно (с 14 в.) от старо-франц. val, valee (с 12 в.) из лат. vallis. Наконец, ниже упоминаются скриде-финны (ст. 79), а также хэдны (hæðnum, ср. тот же Höðr и Haðaland, или Heiðmörk) и хэледы (халейги?).
Вероятно, эти племена засветились в эпической традиции либо ещё до переселения с херулами, либо при нём. Вряд ли англо-свэвский (мюрьингский) сказитель (или его поэтический прототип), наряду с континентальными народами, связанными с определёнными эпическими событиями (гунны при Этле, готы при Эорманрике, бургенды при Гивике и Гудхере, финны при Кэлике (Калеве?), руги при Хагене и Хендене, хэльсинги при Ваде, франки и хэтверы при Теодрике (гибель Хигелака в «Беовульфе»), фризы при Фине Фольквальдинге, хокинги при Хнэфе, свеи при Онггендтеове, лонгбеарды при Скеафе, англы и свэвы при Оффе, хеадобеарды при Ингельде, Хродвульфе и Хродгаре и т. д.) стал бы описывать жителей отдалённых норвежских земель.
По поводу гардов имел в виду не только Гарда Агди, связываемого с аугандзами, но и его сыновей Веева Гарда (Вегард в Согне), Фреева Гарда (Фрейгард в Фьорде), Торова Гарда (Торгарда в Сунмёри) и Каменного Гарда (Грьотгард-Сиг в Нордмёри, ср. Сигрлами, добывший меч двергов из большого камня). А в одну-две линии (братья Транд, Гард и Раум, а также их сыновья, фактически соответствующие трём частям Норвегии (из четырёх) со своими диалектами: Трандхейм, Вестланд и Эстланд) эпонимы привязаны к переселенцу Нору (а по счёту поколений по самой достоверной (собственной) линии ко времени херульского переселения). Хотя сами эти племена могли существовать ещё ранее что на континенте, что на полуострове. Просто подчёркиваю эту привязку к эпическому преданию о переселении и ко времени исторического переселения по самым достоверным линиям непосредственных предков объединителя Норвегии и его потомков, сохранявших эту традицию.
<РЕДАКТИРОВАНИЕ: сейчас просто перенёс этот абзац из другого места>
Reply
Leave a comment