Езжу по нашей стране и не перестаю удивляться, как много у нас есть всего интересного, самобытного и настоящего, или, если хотите более модными словами, креативного и аутентичного. И как же грустно и обидно, что мы, осведомленные в наш медиавек, кажется, даже о карнавале разноцветных носков в деревне Unknownville, порой совсем ничего не знаем о праздниках и традициях республиканского или краевого масштаба, которые есть в России. К счастью, это поправимо.
Пару месяцев назад судьба впервые закинула меня в зимнюю Бурятию. Чем может удивить подобное путешествие человека, который уже провел четыре летних полевых сезона в Монголии, два - в Бурятии (один - в северной, второй - в южной), где полетал на дельталетах и порулил теплоходиком на Байкале? Честно говоря, не ожидая ничего «этакого» необычного, кроме 40-градусных морозов, я сложила в чемодан зимнюю снарягу, приборы для полевой геохимическойлаборатории, подготовила рабочий вариант карты города, собрала список пожеланий и покупок с друзей и родственников и отправилась на пару недель вместе с дружным отрядом студентов и аспирантов собирать, топить и фильтровать снег в Улан-Удэ. Зачем? По работе, конечно. Об этом можно прочитать краткую сводку вот здесь [
новость про экспедицию], а этот пост немного о другом.
На этот раз экспедиция совпала с традиционным в Бурятии праздником Сагаалган (буддийский Новый год), который отмечается в первое новолуние года и в 2014-м пришелся на 31 января. Масштаб праздника не уступает привычному нам Новому году: подготовка, концерты, распродажи, поздравительные растяжки по всему городу, расписания праздничных мероприятий - в общем, покинув отошедшую от праздников Москву, мы снова окунулись в приятную и самую настоящую предновогоднюю суматоху.
В центре Улан-Удэ, рядом со знаменитым памятником - головой Ленина - был сооружен ледяной городок со множеством горок разной формы и высоты, украшенный ледяными скульптурами и ночной подсветкой.
Этот ледяной городок, где каждый может почувствовать искреннюю радость детства, стал центром притяжения для жителей и гостей республики. Кроме горок и скульптур здесь организовали пару развалов с разноцветными ледянками и установили несколько больших теплых юрт, в которых можно было перекусить бурятскими бузами (они же позы, бозы или бууз).
В преддверии праздника в Иволгинском дацане (главном буддийском центре нашей страны, рядом с Улан-Удэ) прошли Сагаалганай хуралы (новогодние службы). Дацан - это буддийский монастырский комплекс, включающий дуганы (храм, посвященный определенному божеству), хурдэ (молитвенные колеса), субуганы (священные ступы), резиденции лам, жилые дома монахов, музеи, библиотеки, а в случае Иволгинского дацана еще и учебные корпуса Буддийского Университета, небольшую оранжерею и летнюю гостиницу.
Это было мое четвертое посещение Иволгинского дацана, каждое из которых отметилось своим необычным событием. И хотя какого-то особого «зимнего» очарования я не уловила (наверное, из-за морозов), летом там просто потрясающе!
Но вернемся к Сагаалгану. Каждый день перед буддийским Новым годом имеет свое определенное значение. За два дня до праздника (29 января) проводится Дугжууба - ритуал очищения. Каждый верующий вечером обтирается тестом или влажной тканью, лепит из теста человечка, приносит и бросает его в один из костров, организованных дацанами на территории города. Считается, что таким образом человек очищается ото всех грехов прошлого года и начинает новый год с чистого листа.
За день до Нового года (30 января) наступает Белый день, когда буддисты должны соблюдать пост: употреблять белые продукты и не есть мясо. В этом году 30 января в Иволгинском дацане у всех желающих была возможность почтить Пандито Хамбо-ламу XII Итигэлова, нетленное тело которого представляет собой научный и медицинский феномен, так как с 1927 года находится в состоянии сомадхи, или глубокой медитации, оставаясь живым, но с очень замедленными процессами жизнедеятельности.
Сагаалган, сам Новый год, первый день года Лошади, наступил 31 января. С этого дня у буддистов начался Сагаан hаарар - Белый Месяц.
По традиции весь месяц буряты ходят друг к другу в гости, они должны обойти с поздравлениями всех родственников, близких и друзей. Говорят, такая теплая традиция, на самом деле, уходит корнями в лютые морозы. Как правило, Сагаалган знаменует собой не только начало нового года, но и окончание самых сильных заморозков, и раньше кочевой народ после праздника навещал родню, чтобы проверить, кто из них пережил зиму, а кто нет. Так или иначе, сейчас ситуация не настолько суровая: по всей республике проходят праздничные мероприятия и народные гулянья, и несколько дней официально выходные. В этом году они выпали на 31 января, 1 и 2 февраля, в связи с чем многие кафе и магазины закрылись, оставив на окнах поздравления и обещание непременно вернуться сразу после Сагаалгана: «Ушли сагалить. Будем 3-го февраля. С Новым годом!».
Мы, конечно же, по возможности во всем приняли участие. Надо сказать, буряты довольно горячий народ, развлекаться в 30-40-градусные морозы! Хотя, как нам сказали, зима 2014 года выдалась на аномально теплой, чему мы не переставали радоваться и, подхватив общую волну, вместе со всеми поздравляли друг друга: «Сагаан hаарар! Сагаанганаар! С праздником Белого месяца!»
Важным атрибутом в этом году стал флешмоб «Всемирный ёохор». Ёохор (или ёхор) - национальный бурятский танец-хоровод. Мы подкрепились горячими свежими бузами, которые в честь праздника продавались по 10 рублей за штуку, и к 18-00 поспешили к фонтану у улан-удинского Оперного театра.
Вокруг фотнтана люди всех возрастов и национальностей закружились по ходу солнца в несколько больших ёохоров, которые затем разбивались на маленькие (от двух-трех человек и более) и снова сплетались в один или несколько больших.
Click to view
Click to view
На экране шла прямая трансляция из городов по всему миру, и ведущий радостно объявлял в микрофон: «Вот ёохор вместе с нами танцуют в вечернем Токио! К нам присоединились ночной Нью-Йорк, Торонто! Помашем им в ответ! А вот и Москва! Как здорово, что москвичи в свой обеденный перерыв пришли на Красную площадь и вместе с нами танцуют ёохор!» Мы тоже вошли в историю флешмоба «Всемирный ёохор»! Вот в этом видео можно увидеть наш небольшой геохимический ёохор в промежутке 1:55 - 2:05.
Click to view
Сразу после ёохора, разогретые, раскрасневшиеся и развеселившиеся, мы побежали к ледяному городку, где дополнили меховые шапки, верблюжьи варежки и бурятские унты розовыми и сиреневыми ледянками и понеслись кататься с горок, чем и занимались до самого-самого позднего вечера: катались парочками, паровозиками, цепочкой (геохимические ряды! да-да-да, профессиональный юмор), хохоча и предаваясь чистому новогоднему детскому веселью.
Праздник удался на славу! А я отметила себе, что в России есть не только Новый год с его масштабными гуляньями, шампанским и оливье, не только Старый Новый год с его ночными гаданьями и свечами, но и буддийский Новый год с его горячими бузами и ёохором. И это все только за январь и первые дни февраля…