Мифопоэтические корни фильма «Секретный фарватер»

Dec 27, 2011 15:49



Есть такой замечательный советский фильм «Секретный фарватер», где события происходят во время войны и сразу после нее. Главный герой Шубин капитан противолодочного корабля охотится на необычную подводную лодку немцев. Эта лодка не имеет номера, ее как бы вообще нет, но она, тем не менее, всплывает в самых неожиданных водах по всему свету, незаметная, почти не оставляющая следов, выполняющая загадочную миссию - «там, где она появляется, война принимает совсем иной оборот». Совершенно реалистичный сюжет фильма и одноименной книги заставляет все же связать его с мифопоэтической традицией, невольно воспроизводящей архетип вечной борьбы с чудовищем из бездны.
Безликая, неуничтожаемая, неуловимая и роковая подводная лодка аналогична левиафану или белому киту Мелвилла олицетворяя абсолютное зло, существующее вне времени, вне пространства, вторгающееся в наш мир из небытия океана и ускользающее от простых смертных. При этом Шубин типичный мифопоэтический герой отмеченный судьбой, предназначенный бороться с чудовищем, наделенный особой способностью замечать его следы, которые другие просто не видят. Его погоня за призраком сюжетообразующая линия фильма и книги. Изначально Шубин вообще единственный кто верит в реальность «зверя», он не только способен постоянно чудесным образом встречать его на своем пути, но судьба приводит его даже в утробу «гигантской рыбы».
Мотив проглатывания героя рыбой - чудовищем очень характерный для мифа с героической поэтикой весьма распространен и часто встречается не только в мифах, но и в сказках, а в измененном виде и в более поздних сюжетах. Данный мотив сохраняет свою связь с обрядом инициации и наделяет прошедшего ее новым именем (Шубин тоже выдает себя в лодке за финна), новыми способностями и знанием (Шубин узнает секрет лодки и ее историю), а также проклятием, ибо соприкосновение с потусторонним не может для смертного пройти бесследно. Последнее выражается в скорой потере близких, гибели любимого человека.
Наконец, как и в мифе, погоня за «зверем» и борьба с ним носят в фильме циклический характер, они бесконечны, за мнимой победой следует череда новых признаков того, что чудовище по-прежнему живо и готово в любой миг появиться из бездны.

о кине, архетип, историческая поэтика

Previous post Next post
Up