1. Исповедовать в Греции может не каждый священник, а тот, кому благословили быть духовником - обычно это опытные священники в зрелом возрасте.
2.У греков нет практики, придя на службу, исповедоваться любому священнику, принимающему исповедь, прямо во время литургии перед причастием. По их представлениям, у человека должен быть один священник-духовник, ему исповедуются обычно в предыдущий день или даже за несколько дней до причастия - он может благословить причащаться, например, в четверг и воскресенье, если исповедь во вторник. Разумеется, это не касается особых случаев - болезни, паломничества и т.д.
3. В процентном отношении на службе количество причастников примерно как у нас, по будням, думаю, у нас больше, по праздникам - у них (хотя понятно что это, как и у нас, варьируется от прихода к прихода и от духовника к духовнику). В монастырях у них обычно причащаются 3 раза в неделю, но, опять же, зависит от духовника монастыря и личного благословения. В некоторых храмах - например, св.Димитрия Солунского в Салониках, есть в храме закрытые кабинки для исповеди, но в них исповедуют тоже не во время Литургии, - вообще не видел во время Литургии исповеди.
4. Вот то, что у нас явно лучше - это дисциплина и вообще серьезность отношения. Из-за того, что в греческих храмах стоят стульчики (по бокам храма - стасидии, в центре - ряды стульев), народ в основном сидит и встает в редких случаях . На Херувимской, например, тоже обычно сидят, встают только на Великий Вход и потом опять садятся. Поэтому нашего человека поражает атмосфера некоторой расслабленности, неизбежно царящей, когда все сидят.
Мне кажется, гораздо разумнее покороче службы ради немощи, но стоя - лениво-сидящий, полудремлющий всю Литургию народ очень неблагообразно выглядит даже эстетически, а если рядом соседки соберутся - всегда есть о чем пошептаться.
5. Вечерня в Греции служится вечером отдельно от утрени, длится она минут 40 - поэтому вечером достаточно мало людей приходит на службу даже в субботы. Зато утреня соединяется с Литургией - в воскресенье служба обычно начинается около 7 утра и длится до 10:30 - 11:00.
6. Пение двухголосное византийское, это наверное дело вкуса - в монастырях оно интересное, а на приходах некоторым нравится, но по мне все их пение- диссонанс какой-то, вся душа моя возмущалась их пением. После их пения на наших службах просто отдыхал и старался почаще ездить в Пантелеимонов монастырь на Афон, где пение, по моим ощущениям, не «скребет душу» своим, отличным от гармонического, звукорядом. Просто не мог дождаться на греческих службах, когда допоют и начнут читать, но это личное дело - наверное, я просто не дорос духовно до византийского пения, многим знакомым оно нравится даже в приходском исполнении (а я постоянно борюсь с помыслом «мне не нравится приходское византийское пение»). Кстати, в кафедральном соборе св. Григория Паламы в Салониках вторую литургию по воскресеньям стали петь партесно, но по-гречески - я старался ходить именно на нее, это было большим утешением, хотя нашел и другой храм в центре Салоник, где певец пел по-византийски, но так, что это не вызывало внутреннего возмущения души.
7. Есть много инициатив для молодежи - помню, как мы сидели с греческой молодежью в таверне, они вдруг все встали и поехали на лекцию священника в храм - с удовольствием и как само собой разумеющееся.
келья для паломников в Св-Пантелеимоновом монастыре на Афоне