Депутат Госдумы Борис Чернышов обнаружил в магазинах массовую «шринкфляцию». Что это такое? Процесс уменьшения объема продаваемого товара при сохранении прежней цены. Словом «шринкфляция» называются «хитрые» манипуляции производителей и маркетологов по снижению количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении старой отпускной цены.
Как сообщает парламентарий, «чтобы оценить, насколько это явление стало массовым, я отправил членов своей команды с анонимными рейдами по популярным сетевым универсамам Москвы («Пятёрочка», «Дикси», «Верный», «Перекрёсток», «Магнит» и др.). Товар был приобретен в 122 магазинах самых популярных торговых сетей.
В результате выяснилось, что лишь 13 процентов товара имеет объем 1 литр. Все остальные бутылки и пакеты молока и кефира были объемом 925-950 мл. При этом визуально такая тара не отличалась от «литровой»… Самые популярные крупы расфасованы в пачки по 450, 800 и 900 грамм вместо привычных 500 и 1000 граммов в 97 процентах случаев. То есть найти килограммовую пачку гречки практически нереально. При этом вес и объем товара указан таким мелким шрифтом, что без лупы не обойтись».
Многие комментаторы в социальных сетях отнеслись с иронией к выступлению депутата:
- Депутатам вообще надо почаще заходить в магазины. Тогда и выяснится, что на МРОТ прожить невозможно. Что инфляция почему-то 3%, а продукты подорожали на 20, что на среднюю зарплату детей не поднять. Но почему-то они предпочитают отправлять по магазинам своих слуг.
- Ну, так себе открытие. Упаковки по килограмму, полкило и так далее уже давно в прошлом. Интересно, а где этот депутат депутатил последние годы? Даже пиво в бутылках уже зачастую не по 0,5 литра, а по 0,45-0,47.
- А что, шринкфляция разве у нас запрещена? У нас же вроде священный рынок и благословенный капитализм? Невидимая рука рынка же сама всё разрулит, и те, кто производят некачественный товар (вариант: используют шринкфляцию) просто обанкротятся? Ведь нам это из всех утюгов вещают уже 30 лет?
Внимательные читатели тут же вспомнили, что Борис Чернышов в настоящее время является кандидатом в мэры города Москвы на осенних выборах, так что поступок депутата - лишь привлечение внимания к своей персоне. Да и в целом подобный процесс известен уже давно и отнюдь не является изобретением «неправильного» российского капитализма. Как пишут СМИ:
«Жители стран Европы все чаще сталкиваются с тем, что вес или объем товаров становится меньше. Как отмечается Dagens Nyheter, это явление называется шринкфляция. Термин придумала в 2009 году бывший советник американского президента Джорджа Буша-младшего Филиппа Мальмгрен. По ее мнению, подобное изменение товаров является признаком надвигающегося резкого усиления инфляции. С таким Запад уже сталкивался в 1970-е годы. Сейчас история повторяется».
Российские производители и ритейлеры очень быстро освоили подобную практику «ловкости рук». Только зачем прикрываться новым и непонятным словом «шринкфляция»? Это обыкновенное рыночное мошенничество, неотделимое от современного капитализма.
Алексей Алекин