Из ролика Бориса Юлина я неожиданно для себя узнал, что еще и аниме объявили злом. Кроме того, что он сказал мне особо добавить нечего, ибо это всего лишь жанр мультипликации и ничего более. А вот по поводу компьютерных игр хотел бы кое-что написать в дополнение к данному видео.
Click to view
Начнем с того, что люди играют с доисторических времён. В конце XX и начале XXI века благодаря научно-техническому прогрессу человечество вступило в информационную эпоху и все что было у нас, как сейчас принято говорить, в реале, переместилось и в электронное пространство. Игры не исключение. Они не являются каким-то новым видом старой забавы людей (кстати, и способом развития тоже), а скорее просто произошло это самое перемещение. Как и реальные, компьютерные игры тоже бывают разными: развлекательными, спортивными, интеллектуальными, развивающими, познавательными, обучающими и даже вредными.
В ролике Борис Витальевич совершенно верно сравнил борьбу с видеоиграми с войной разного рода религиозных мракобесов с книгами, что было не раз в мировой истории. Но я увидел во всем этом еще такую аналогию. Ввиду косности мышления многим людям, как известно, свойственно отторгать все новое, оно их пугает.
Например, одной из функций мозга человека (да и многих животных) является фиксация, распознавание, различение и запоминание биометрических данных других людей: внешность, черты лица и т.п. И разумеется, в процессе научно-технического развития мы наделили этой способностью и машины, начиная с изобретения фотографии, далее видеосъемка, и заканчивая нашим временем - обработкой большого количества данных. Как результат войны со всем новым, ввиду консерватизма, появились борцы с "цифровым концлагерем".
Особо смешно выглядит, когда такие мракобесы считают, что ни в коем случае нельзя оставлять где-либо сведения о себе в электронном виде. Ввиду малограмотности, уверен, они даже не знают, что паспорт гражданина, который у них всех есть, существует не только в бумажном виде, но находится еще и на серверах в базе МВД с их биометрией (фотографией лица). Уже давно оцифрованы архивы не только полиции, но и ЗАГСа, Пенсионного фонда и т.п. А если такие персонажи где-то и работали, то подобная информация о них есть еще и в компьютере отдела кадров. Не говоря уже о том, что все кто имеет мобильные телефоны их паспортные данные есть и у сотовых операторов.
В глубине веков тоже можно найти похожие случаи. Если я не ошибаюсь, в XVI веке мракобесы сожгли типографию первопечатника Ивана Федорова. Видимо, боялись наступлению печатного рабства. Рукописное рабство их устраивало, когда данные записывались рукой в церковным метриках, а печатное ни-ни. Введение уже позже машинописного рабства с изобретением печатной машинки и фотографии прошло вроде как без эксцессов. И вот наступила эпоха электронного рабства с массовым помешательством и конспирологией.
Контроль всего лишь механизм. Любое государство, даже социалистическое, всегда будет брать под информационный надзор своих граждан. Другое дело, что этот самый надзор устанавливается в интересах всего общества или же отдельного эксплуататорского класса. Так и бороться нужно не против механизма, а за изменение общественно-экономической формации, чтобы не было эксплуататоров и само государство было инструментом в руках и интересах трудящихся.
Резюмирую и хочу особо подчеркнуть этот момент, что борьба с видеоиграми представляет с собой примерно тоже самое и как часть войны консерваторов-мракобесов с информационными технологиями в целом. А по сути борются с тем, что и так было всегда в жизни людей, просто ранее на более низком техническом уровне и без ЭВМ.
Товарищ Юлин упомянул в видео еще и такой факт, что подобного рода обскурантисты сравнивают видеоигры с наркотиками. Нейрофизиологи и психиатры уже давно пояснили - всё что вызывает у человека пристрастие, положительные эмоции, привязанность, удовольствие или мотивирует его на действия завязано на работе таких гормонов мозга, как норадреналин, дофамин и серотонин. Только вот в случае употребления наркотиков идет искусственная химическая стимуляция выброса этих нейромедиаторов в большом объеме или прямое воздействие на рецепторы, а в случае занятия любым делом, хобби, захватывающим действием, той же игрой, вполне себе всё протекает естественно. Скажем, такое увлечение, как рыбалка это, скорее всего, работа серотонина и ГАМК(гамма-аминомасляной кислоты), а охота и видеоигры - норадреналина и дофамина. Если с чем и можно сравнить такого рода забавы, так это с антидепрессантами, которые не воздействуют прямо на рецепторы, а ингибируют обратный захват наших родных нейромедиаторов, давая им поработать в мозге чуть-чуть побольше времени. Они не интересны наркоманам, не вызывают эйфорию и не дают проседать настроению только у страдающих временным психическим расстройством (депрессией). А вот с игровыми увлечениями все протекает еще более естественно и у здоровых людей. Но, разумеется, нельзя сводить эти процессы к одной биохимии. Все зависит от сознания человека в целом, все начинается с желания. Нравиться или не нравиться то или иное занятие. Мне вот лично эти все видеоигры вообще не вставляют и, понятное дело, мне они дофамин не поднимут. Каждый находит хобби по себе. Человек не может жить без положительных эмоций, которые и дает нам досуг.
Здесь стоит упомянуть еще и азартные игры, где к норадреналину и дофамину пристегивается примитивная алчность. Встречал где-то информацию, что в когнитивно-поведенческой практике психотерапевты используют приобщение "сухих наркоманов" к видеоиграм, не завязанным на деньгах. То есть в некоторых случаях ими еще и лечить можно тех, кто в казино проигрывает последнее.
Могут ли даже безобидные развлекательные компьютерные игры приносить вред? Могут, как и любая другая забава, если человек забывает принцип - делу время, а потехе час. Домохозяйки тоже могут увлекаться сериалами для релаксации и отвлечения от житейских проблем, а могут так зависать возле телевизора, что белье будет не стирано, в квартире не убрано и ужин не готов. Можно иногда в виде досуга употребить этанол в кругу друзей ради повышения эмпатии в общении, а можно уйти и в запой, нанеся еще и физический вред организму. С играми так же как и со всем остальным, главное - знать меру.
Абсолютно согласен с с Борисом Витальевичем, что видеоигры являются еще и искусством. Думаю, что в первую очередь для их создателей. Опять же мы имеем дело с выше упомянутым явлением - все что было в реале переместилось и в электронное пространство. Пример подобного - появление такого вида искусства, как цифровая живопись.
Многих пугает тот факт, что видеоигры стали более массовыми, чем реальные. Это вполне объяснимо - из-за большей доступности. Чтобы заняться футболом, хоккеем, теннисом нужно пойти купить мяч, клюшку или ракетку, найти поле или корт. А компьютеры есть почти у всех, скачал и играй, не выходя из дома. Так что ничего необычного в данном явлении нет.
В заключение не могу не коснуться главного борца с игровым "злом" Константина Сёмина. Затеянный им еще в 2021-м году мегасрач в левой среде на данную тему у многих вызвал не только недоумение, но еще и определенные подозрения. Главный тезис "великого марксиста XXI века" - что якобы игры есть форма эскапизма и отвлекают от классовой борьбы, а также от изучения теории. Как вообще можно ставить на одну линию труд жизни и досуг? Я не то что не встречал, но даже гипотетически не могу представить такую ситуации, когда игры бы отвлекли кого-либо от классовой борьбы. Например, какому-то активисту нужно было бы идти организовывать забастовку, а он бы залип у монитора и не пошел бы. Такое просто невозможно. Мне вот кажется, что устроенная им грызня как раз и носила мотив отвлечь от реальных дел и на незначительном поводе расколоть левых. А возможно просто из-за каких-то своих авантюрных побуждений хотел проверить насколько он влиятелен в движении, может ли он им управлять, не смотря на то, что оно представляет собой хаотический характер.
В целом как раз всё наоборот, такая вот война с играми и отвлекает от классовой борьбы, как впрочем и феминизм, выступления эколожцев за предотвращение глобального потепления, мракобесов против "цифрового рабства" и другие великие битвы с ветряными мельницами.