Ключ от смерти в жизнь

Aug 23, 2012 21:10

image Click to view



«А Таинство покаяния вообще нужно?» - пишет excurs. Считаю нужным дополнить вчерашнее "Аз же точию свидетель есмь..." А то там всё по деталям, да по обстоятельствам, а о главном прямо и слова нет.

Да, Таинство покаяния - нужно. И без оговорок нужно. Да только именно таинство и нужно без оговорок. Таинство, а не именно та форма, какая у нас сегодня практикуется как исповедь. Последняя тоже во многих случаях и нужна и необходима. Но именно, что не во всех, а лишь во многих.  Исповедь иногда - часть Таинства, и это правда. Иногда - сама по себе, хотя и не таинство ни разу, но полезна. А бывает, исповедь - никак уже и не таинство, и не полезна, и лучше бы забыть. «Исповедь» - имя церковной формы, практики, обычая, или ритуала. «Таинство покаяния» - имя содержания, которое, вообще говоря, может как осуществялться, так и иммитироваться, с помощью самых разных форм. Потому, когда говорится, что исповедь - это таинство, то говорится про должное. Не как на самом деле есть, а только как должно быть, и как бывает. А уж есть ли так в каждом конкетном случае, это в каждом таком случае, надо и глядеть.

Таинство покаяния

Таинство покаяния - основание христианства. Не больше, но и не меньше. С «покайтесь, ибо близится» проповедовал Креститель. С того же «покайтесь, ибо близится» начал свою пропведь и Христос.

Покаяние - значит оставить то, что надо бы оставить.

К примеру, ты «кидал» друзей, товарищей. Покаяние - значит «завязать» с этим, совсем оставить. Покаяние - значит, если ты «кидал», то больше просто «не кидать». Но это внешнее, а глубже

Покаяние - значит стать открытым жизни, как бы та не проявлялась.

Потому что жизнь священна, и она от Бога. Открытым вере, людям, даже тем же птичкам, что у того Франциска. Хотя совсем и не обязательно это открытость как то специально снаружи проявлять. И потому покаяние - Таинство. И потому покаяние - нужно. Потому что ты отворачиваешься от мертвого и обращаешься к живому. И сам становишься не мертвый, но живой. Вообще говоря, именно отсюда и надежда дальше жить. Т.е. покаяние есть Таинство, потому что, как верят, оно есть ключ от смерти в жизнь.  Собственно Евангелие и есть «Хорошие новости» о покаянии, что оно ненапрасно, и вознаграждается жизнью. И всего с оговоркой: чтобы пришла Жизнь нужно не только покаяться, но и прощать.

Обычай исповеди

И обычай исповеди - конечно, таинство, когда через него ты становишься на путь вот этой открытости жизни. И обычай исповеди точно также - таинство, когда он помогает тебе оставить то, что и правда, лучше бы оставить. И таинство, когда помогает тебе жить открытым Богу, людям. Когда помогает и учит прощать. Но обычай исповеди ни разу не таинство, когда он не приобщает тебя ни к чему из священного. Тогда просто неудобно как-то и говорить о таинстве. Ну, вспомнил ты какие глупости. Что тут великого? Другие их тоже помнят. А бывает, что с обычаем исповеди и так всё, запущено, что он и гробит, и калечит, и увечит. И тогда он не только не таинство, но даже и не психотерапия.

Что же касается до существующей сегодня в русской церкви исповеди как практики приобщения вере и её святому, то когда так конечно обычай нужен, и практика полезна, и достойна всяческой поддержке. В остальных же случаях, как думаю, и сморя по ситуации, надо или сделать паузу, или вообще от него бежать. А для начала можно было бы хотя бы развести сами понятия: одно дело - «исповедь», другое - таинство покаяния. Вот я в общих чертах даже показал здесь, что это сделать можно, и как это сделать можно. И если это не делается официально, то для себя то каждый вполне бы мог эти различия как легко заметить, так и учесть, принять. Казалось бы банальность, но другой раз спотыкаются даже казалось бы «профи». Ну, сильно хоть не спотыкайтесь, а кто споткулся, так вставать :)
Previous post Next post
Up