Об одной из причин кризиса сегодняшней РПЦ

Aug 21, 2012 22:41

image Click to view



О кризисе в РПЦ пишут много. Но всё больше о политическом, нравственном, историческом и ещё каком-нибудь. Т.е. не затрагивают действительно важных для церковного сознания причин. Я, не претендуя на обстоятельность, попробую коснуться одной такой. Но прежде делаю оговорку: везде ниже такие слова как «РПЦ», «церковь», «русская церковь» прошу понимать как синонимы, церковь рссматривается как и религиозный и христианский организм, и организация. А очень краткую историю руской церкви до XVI века смотрим здесь - История русской церкви в 200 строк.


До XVI столетия основой духовной жизни русской церкви были три кита - естественная для того времени религиозность, т.е. практически полное отсутствие активных таких атеистов, вера в силу слова - Писания, предания, и святости слова епископа, и вера в учение «о страхе Божием», какое на деле выражалось в обязательной для каждого приличного христианина практике покаяния. Вспоминаем хотя бы Иоанна Васильевича с его жесткостью и опричниной - нелицемерно каяться, и молиться за убиенных царь не забывал.

Петровские реформы не только заменили прежних бояр новыми столичными и региональными элитами, которые теперь были образованы не «отеческими писаниями», а «светскими науками» просвещенной Европы. Петровские реформы изменили и место Церкви в обществе и государстве. И тут не то даже важно, что Петр формально подчинил иерархов своим министрам, написал «Духовный регламент», а его последователи уже привязали священство к власти и финансово, начав ему жалование платить. Но то важно, что сама функция церкви изменилас. Из самостоятельного религиозного института общества, главной задачей которого были эффективные, пардон за слово, службы или требы, она стала институтом второстепенным, призванным во-первых, благословлять саму власть и давать санкцинировать её указы и постановления как религиозно необходимые и уместные, а во-вторых, объединять растущую империю и всячески оправдывать саму высочайшую власть.

Первые два кита были или ликвидированы или значительно ослаблены. Как религиозность из естественной стала обязательной и вместе не слишком модной, Писание, предание, и слово епископа уктратили безусловное значение, и стали трактоваться и подаваться как того желает власть. Но «учение о страхе Божием», практика покаяния всё ещё была в авторитете. Хотя бы раз в год стрались говеть как в элитах, так и в народах. Вот это «нам оставлено покаяние» оставалось единственной скрепой в русской церкви, благодаря котрой, она все ещё было орагнизмом христианстким в какой-то мере, и организацией религиозной. И даже почти полная ликвидация епископата в своветское время, и бешство массы верующих в светские структуры не ликвидировалл практики покаяния. Страх репрессий, ужасные войны, печаль по утратам даже в какой то мере способствовали росто покаянных практик. И важно, что их разделяли, как, что называется простые верующие, так и церковная элита - авторитеные священики, и управляющие ими епископы, едва уцелевшее монашество, и в большей или меньшей мере легендарные старцы. Словом, покаяние удерживало церковь и в советское время.

Ну вот, обещанная причина церковного кризиса названа. Единственное, что позволяло оставаться русской церкви организацией и христианской, и религиозной - «учение о страхе Божьем», какое все ещё привычно выражают в формулах типа «нам оставлено покаяние» - стало пересматриваться, и главное, что - выветриваться на практике.

Сегодняшней церковной «элите» - не всем, но многим - уже де факто, не в чем каяться. И это не риторика, но действительная, и важная причина происходящего. Идет стремительное расцерковление именно церковной элиты. Как высшего. так и среднего звена.

Третий кит, виляя хвостиком, и пуская фонтаны, уплывает. Одна из действительныз причин кризиса сегодняшней РПЦ, а точнее кризиса её иерархии названа. Или ещё нужно продолжать?
Previous post Next post
Up