Госслужащим придется полностью поменять свой образ, пишет в статье, опубликованной в газете "Известия" Юлия Шестопёрова
Эксперты и ученые разрабатывают программу, которая улучшит имидж чиновников в глазах общества. Его должны воспринимать не как коррупционера и волокиту, а как хорошего профессионала на престижном посту. Открытого и эффективного. Все это станет элементом федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы", которую президент Дмитрий Медведев утвердил еще полтора года назад. В понедельник в Москве на очередном "круглом столе" разработчики нового имиджа госслужащих пришли к печальным выводам. Недостаточно просто работы над образом. Чтобы улучшить имидж чиновника, надо написать законы, исключающие возможность коррупции.
Напомним, что еще в марте прошлого года президент Дмитрий Медведев утвердил федеральную программу "Реформирование и развитие системы государственной службы (2009-2013 гг.)". Тогда и был запущен исследовательский проект по созданию позитивного образа госслужащего. Результатом исследований должны стать "рекомендации для эффективной реализации программы".
Впрочем, разработчики рекомендаций столкнулись с парадоксальными общественными настроениями. Россияне не любят чиновников, но сами не прочь занять кресло госслужащего. При этом их не загонишь, скажем, в военные училища, хотя армия - второй институт по доверию после Церкви. И, наконец, наши граждане боятся собственных милиционеров больше, чем бандитов, но случись что - зовут на помощь милицию. Как на этом фоне создать образ "положительного" чиновника - вопрос, ответить на который до сих пор толком не смогли эксперты.
Эксперты под предводительством Минкомсвязи (именно это ведомство взяло на себя разработку рекомендаций) вчера собрались уже на четвертый по счету "круглый стол", но четкого ответа, как "обелить" образ чиновника, так и не смогли дать. Непонятно пока даже, кого, собственно, обелять. Уже существующего или госслужащего будущего.
Первый камень преткновения - генетическая память россиян о том, что чиновник - это зло. Доктор философских наук Владимир Попов предлагает вспомнить произведения Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина.
- Этот интеллектуальный накат идет из прошлого на современного госслужащего, - уверен Попов.
Тут бы вмешаться СМИ, но они "почему-то" замечают по большей части чиновничьи неудачи, а светлого и доброго не видят.
По мнению руководителя пресс-центра МВД Олега Ельникова, проще дело обстоит с чиновниками в погонах.
- Чем может отличиться гражданский чиновник? Ничем. Скажете, он хорошо работает? Так он и должен хорошо работать, - говорит Ельников, поясняя, что у правоохранительных органов больше возможностей совершить подвиг. С другой стороны, и гражданских, и силовых госслужащих, по мнению главы пресс-службы МВД, подстерегает одна и та же опасность - несовершенные нормативные акты, оставляющие лазейки в законной деятельности. А чиновники - они всего лишь люди, и соблазн ими воспользоваться велик.
- Взять бы детектор лжи и задать всем чиновникам один и тот же вопрос: зачем вы пришли на госслужбу? - размышляет Ельников, уверяя, что далеко не всегда ответ "чтобы служить родине" будет честным. А потому его рецепт - закрутить гайки закона. Мол, взяли и четко прописали работу ГИБДД, вплоть до регламентированного времени на составление протокола.
- Формирование имиджа чиновника - это вопрос обеспечения должного поведения. Ни гражданских, ни военных служащих не учат, как себя вести, - решил зайти с другой стороны начальник отдела Центра развития госслужбы ГУ-ВШЭ Алексей Конов.
По мнению эксперта, можно наснимать массу фильмов о хороших чиновниках и роликов социальной рекламы, но пока граждане будут сплошь и рядом сталкиваться с вероломством госслужащих, они будут воспринимать их как пропаганду.
В итоге экспертное сообщество сошлось во мнении: в России была хорошая школа госслужбы. Но мы этот институт потеряли еще в 90-е годы. К примеру, в США есть такое понятие, как "кажущийся конфликт интересов". Это когда конфликта на самом деле нет, но кому-то может показаться, что он есть. И чиновникам строго предписано избегать попадания в такие ситуации. У нас же если есть интерес, то и конфликт имеется. Так что создавать положительный образ чиновника будут с разных сторон. Не только и не столько с помощью пропаганды, сколько с помощью законов, регламентирующих их работу и ликвидирующих почву для коррупции. На этом и будет основана будущая программа.
Стало быть, указанную программу действий пока что можно оценить как положительный шаг, направленный на снижение бюрократизма и правового нигилизма. Однако Россия - страна, в которой теоретические моменты отличаются от практических воплощений как небо от земли, а потому реальность и сводит к нулю даже самые полезные планы...