Две «Зулейхи», сеющие рознь. Для чего снимаются такие фильмы?

Apr 18, 2020 15:20



Джеймс Элдер Кристи. Гамельнский крысолов. 1881 г

Премьера сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной на федеральном телеканале взорвала Татарстан. Перед показом шла массированная реклама сериала, но результат многих разочаровал. Деятели культуры, политики и граждане встретили сериал с недоумением. Для чего «Зулейхой» создается раскол?

Роман «Зулейха открывает глаза» вышел в 2015 году. Гузель Яхина в том же году получила несколько престижных премий, в том числе международных. В СМИ периодически выходили ее интервью, передачи на телевидении с ее участием. Роман подавался как событие года, массировано рекламировался и был назван бестселлером 2015 года.

Имя главной героини Яхина выбрала не случайно - Зулейхой также зовут героиню одноименной пьесы татарского писателя-националиста Гаяза Исхаки, написанной в начале ХХ века.

Эта пьеса с успехом шла в татарских театрах в постсоветский период «парада суверенитетов». В ней рассказывалось о судьбе татарской женщины, пострадавшей от русской государственной машины, служителей православной церкви и русского мужа-насильника.

В 2006 году по пьесе Исхаки режиссером Рамилем Тухватуллиным был снят одноименный фильм «Зулейха», вызвавший неоднозначную реакцию в республике. На фоне сложной судьбы татарской женщины перед глазами зрителей разворачивались межконфессиональный и межнациональный конфликты в Российской империи, подчеркивалось угнетение татар более крупной русской нацией. И хотя авторы фильма не раз подчеркивали, что их продукт не претендует на роль исторического источника, зрители начали ссылаться на него на форумах и в комментариях в качестве аргумента.

В книге Яхиной, Зулейха также попадает под каток «безжалостного государства» - Советского Союза. И как ни странно, наибольшее возмущение фильм вызвал не у молодежи, а у людей среднего и преклонного возраста, тех, которые еще помнят советское время и являются живыми свидетелями времени, показанного в сериале. И государства, давшего татарскому народу автономную республику и такие возможности для развития, которых татары никогда не имели. Люди восприняли сериал как плевок в их прошлое, который искажает не только исторические факты, но и национальные чувства.

Примечательно, что в 2020 году Татарстан отмечает 100-летие создания Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, и создание антисоветского по своей сути фильма «Зулейха открывает глаза» входит в план праздничных мероприятий по случаю юбилея создания ТАССР.

Одна из политических партий обратилась в Минкульт республики с требованием запретить показ сериала как лживого антисоветского «рецидива американской пропаганды». Деятели культуры Татарии посчитали, что татарский народ показан однобоко, недостоверно, провокативно. В фильме много «ляпов», задевающих религиозные чувства верующих мусульман.

«Сразу скажу, что роман и фильм для меня неравноценны. И книга-то не шедевр, честно говоря: это умело скроенный сюжетный материал с плохой проработкой деталей и документальными вставками. Ее главная проблема в отсутствии историзма, психологического осмысления эпохи», - считает литературный критик Нияз Игламов.

«Да, мы, татары, почувствовали себя оскорбленными, потому что в фильме напрямую говорится: всё, что плохо, - это татары, а всё, что хорошо - не татары. Правильно, что стали вслух возмущаться, надо себя защищать. Считаю, что Яхина совершила предательство по отношению к татарским женщинам. Обидно, что сами же татары дали денег на то, чтобы предстать перед всей страной в нелепом ракурсе», - отозвался о сериале председатель Союза кинематографистов Республики Татарстан Ильдар Ягафаров.

«Я изначально был разочарован книгой Яхиной, поэтому и от фильма не ждал открытий, ведь тень всегда хуже оригинала. Бывая в разных городах и заходя в книжные магазины, я всюду видел на переднем плане книгу Яхиной. Оказалось, это грамотный маркетинг: выкупается стенд на самом заметном месте и создается иллюзия повышенного спроса на книгу, ажиотажа. Честно говоря, роман плоский, повествование прерывистое, персонажи едва живые. И фильм тоже не на высоте, несмотря на участие звездных артистов. В общем, несмотря на мегараскрутку книги и сериала, шедевра мы не получили, зато получили напряжение в обществе», - прокомментировал премьеру сериала политолог Руслан Айсин.

Перефразируя классика, хотим задать вопрос - если такие фильмы снимаются, значит, это кому-нибудь нужно? Кому нужен раскол общества в момент, когда наиболее востребована его консолидация?

источник:
https://rossaprimavera.ru/article/c6478fbf
Previous post Next post
Up