REGNUM:
Обращение представителей интеллигенции в защиту «Шагов истории»С апреля 2015 года в Санкт-Петербурге развивается странная и в чем-то возмутительная история вокруг еженедельной школьной стенгазеты «Шаги истории». Издание, что легко понять по его содержанию, направлено на патриотическое воспитание российской молодежи. В доступной форме в ней излагаются события отечественной истории - не только политической, но и истории науки и культуры. Проект «Шаги истории» является гражданской инициативой и осуществляется активистами общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление».
Недоумение вызывает тот факт, что некоторые СМИ, включая один из телеканалов, а также кое-кто из депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга начали беспрецедентную критику данной гражданской инициативы. Впрочем, учитывая слаженность действий оппонентов «Шагов истории» и участие в кампании представителей законодательной и исполнительной власти, можно прямо говорить о травле. Это можно было бы хоть как-то понять, если бы стенгазета нарушала закон (хотя и тут следовало бы оставаться в рамках правового подхода), но она не содержит ни экстремистских призывов, ни пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, ни политической агитации. Главное «преступление» гражданских активистов заключается, по-видимому, в том, что они предложили патриотический взгляд на отечественную историю - на всю историю, без исключения.
В стенгазете находят отражение исторические представления, обоснованные в трудах специалистов-историков. Всякая история (и российская тут не исключение), безусловно, содержит множество дискуссионных моментов. Такие события, как Октябрьская революция 1917 года, Советско-финская война и другие, вызывают подчас противоположные оценки. Но значит ли это, что определенный, основанный на исторических исследованиях, взгляд на эти события не может быть донесен до школьников? Ведь в таком случае историю в школе нельзя не только популяризировать, но и преподавать в каком-либо виде: любой учебник содержит определенную интерпретацию исторического процесса, основывается на определенных мнениях и подходах. Казалось бы, журналисты и депутаты должны приветствовать доступ подрастающего поколения к различным концепциям и точкам зрения на события родной истории. Однако происходит обратное: любые положительные оценки внутренней и внешней политики нашей страны в советский период вызывают негодование добровольных цензоров. Оказывается, нельзя сообщить про Днепрогэс и другие советские достижения, не произнеся тут же ритуальных проклятий в адрес «сталинщины». И это при том, что учебная литература и без того полна этой темой, пропагандирует однобокий, «антисоветский», подход. Вместо того, чтобы выступать за плюрализм и демократическую конкуренцию мнений, представители демократических институтов требуют единомыслия, запрета на альтернативные гражданские инициативы. А ведь это есть не что иное, как воспитание тоталитарно мыслящего человека - что опасно для общественного здоровья, независимо от направления вложенных в этого человека мыслей.
Школьная стенгазета не является учебным пособием - она, в совокупности с внеклассными мероприятиями и иными аспектами внеурочной жизни школы, создает образовательную среду. В этом смысле стенгазету нельзя оценивать в духе полноты или неполноты отражения в ней школьной программы. Как элемент образовательной среды, «Шаги истории» призваны поддерживать атмосферу патриотизма, воспитание гражданского и исторического самосознания, интерес к национальной истории. Тем не менее, не претендуя на роль учебного пособия, стенгазета полностью соответствует духу исторического образования в средней школе: ее содержание не искажает исторических фактов, статьи газеты написаны хорошим и доступным для подростка литературным языком. Не случайно школьные педагоги с таким воодушевлением приняли газету и уже более двух лет пользуются ее материалами.
Мы выражаем возмущение тем подходом к гражданским патриотическим инициативам, который проявили некоторые журналисты, депутаты и чиновники Санкт-Петербурга. Кампания против школьной стенгазеты вопиющим образом противоречит ценностям патриотизма и демократии. Вдумаемся: требование запретить и изъять из употребления относится к гражданской просветительской деятельности, никак не нарушающей закон! Вместо полемики по спорным историческим вопросам представители власти (в том числе законодательной) - оказывают давление на педагогов и активистов. Убеждены, что только родительское и педагогическое сообщество компетентно выстраивать образовательную среду и включать или не включать в нее то или иное издание.
«Шаги истории» полностью отвечают ценностям патриотического, гражданского, демократического воспитания подрастающего поколения. Считаем необходимым избавить хорошее начинание от необоснованных несправедливых нападок, фактически работающих на фальсификацию истории, продвижение западной концепции «двух тоталитаризмов» и разрушающих связь поколений в нашей стране. Это не может не тревожить вообще и в контексте 70-летия Победы - в особенности.
Подписи в порядке поступления:
Зефиров Н.С., академик РАН, доктор химических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва
Сенявская Е.С., доктор исторических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ, Москва
Снегуров А.В., заслуженный учитель РФ, историк, кандидат психологических наук, Москва
Абдулаев Э.Н., главный редактор журнала «Преподавание истории в школе», учитель высшей категории, член московского регионального совета «Ассоциации преподавателей истории и обществоведения», Москва
Павленко В.Б., доктор политических наук, действительный член Академии геополитических проблем, Москва
Мягков М.Ю., научный директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук, Москва
Кузнецов С.Н., доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва
Волков А.А., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва
Марчук Ю.Н., доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета МГУ, Москва
Тишков М.Б., директор Православной гимназии «Радонеж», Москва
Чельцов К.Ю., учитель истории Православной гимназии «Радонеж», Москва
Гачева А.Г., доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, Москва
Берсенев Н.Н., полковник, начальник Центрального пограничного музея ФСБ России, Москва
Шевченко М.Л., член совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, журналист, Москва
Проханов А.А., главный редактор газеты «Завтра», писатель, член Союза писателей РФ, Лауреат премии Ленинского комсомола, кавалер орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Москва
Штоль В.В., доктор политологических наук, профессор, главный редактор научно-аналитического журнала «Обозреватель-Observer», член Союза писателей России, член Союза журналистов России, Москва
Бобышев С.В., зав. кафедрой, доктор исторических наук, профессор, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск
Шабалин Д.С., доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный работник культуры России, г. Краснодар
Бушкова О.В., главный научный сотрудник, доктор химических наук Института высокотемпературной электрохимии УРО РАН, г. Екатеринбург
Бакулин В.И., доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета, г. Вятка
Смирнов В.К., доктор физико-математических наук, профессор, г. Ярославль
Сайфуллин Р.С., академик Академии наук Татарстана, доктор технических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Казань
Трясучев В.А., доктор физико-математических наук, профессор кафедры прикладной физики Томского политехнического университета, г. Томск
Коноплина Т.В., учитель истории, школа №2026, МоскваКрякова Н.Б., зам. директора по учебно-воспитательной работе, школа №690, Москва
Парамонова С.П., доктор философских наук, профессор ПНИПУ, г. Пермь
Чешев В.В., доктор философских наук, профессор ТГУ, г. Томск
Семенова С.В., директор Православной гимназии, г. Ханты-Мансийск
Грановская Р.М., доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург
и еще 273 подписи.