Для тех, кто готов отправиться с нами в школьное путешествие, попробую начать писать о вальдорфской школе. Да, нас немного :)) Будем честны: немного интересующихся, немного реально влившихся в ряды вальдорфских учеников и учителей, немного выбирающих для себя семейное обучение в русле этой педагогики. Но мы есть! Теперь вот и на Балтийском берегу уже не двое, а трое будущих первоклассников, как выясняется :)))
Заканчивается первое семилетие - время, когда формируется в основном телесная организация ребенка, когда ребенок осваивает свое физическое тело, обживает его как свой первый собственный "дом". Ведь действительно, тело - наш первый и главный дом в этом мире. Поэтому детям так часто снятся сны, что они не могут найти свой дом, а старикам - что они должны куда-то уехать из своего дома. От того, насколько ребенок освоил этот первый "дом", насколько здорова телесная организация ребенка, будет зависеть его способность учиться и быть учеником.
Общая задача первого класса - помочь ребенку перейти от играющего ребенка к ученику. Перейти. Удивительное слово, да? Целый год учитель ведет ребенка к тому, чтобы он стал учеником. Терпеливо и вдумчиво. Где-нибудь еще вы такое видели в обычной школе? Наверное, только у тех учителей, которые понимают природу ребенка. Понимают, что у ребенка нет волшебной кнопки, которая активируется 1 сентября в 1 классе, нет выдвижного ящичка в голове, куда можно сложить необходимые знания.
Какой же он, первоклассник? Он еще живет в ощущении целостности, единства мира. Он сам - целостное существо. Поэтому все преподавание должно идти от целого к частному. Наглядно это выражается, например, в форме арифметической записи:
12=6+6
7=9-2
Вроде бы мелочь, правда? Какая разница как писать: 6+6=12 или наоборот? Но если мы вдумаемся, как строится современное обучение письму, счету, то увидим, что сначала ребенку даются раздробленные элементы, из которых потом синтезируется что-то целое. От буквы с слогу, от слогов уже к словам: ма-ма мы-ла ра-му. От слагаемых к сумме. Никто не учит читать сразу все слово, понимать из каких элементов складывается число 12 или 8. И если посмотреть на особенности современного мышления, то мы увидим, что нам остро не хватает именно умения синтезировать и видеть целое, мы вязнем в деталях, бесконечно дробим и цепляемся за несущественное. А если ребенок ежедневно, еженедельно на протяжении всей школы изучает мир, жизнь, двигаясь от частного к целому, сможет ли он, став взрослым, увидеть целое, увидеть суть вещей? А кажется, ну такая мелочь: как записывать 12=5+7 или 5+7=12. Из этих, на первый взгляд, мелочей складывается все преподавание в вальдорфской школе.
Или вот еще мелочи: в 1 классе детей учат определенным образом держать и двигать мелок при рисовании, тщательно промывать кисточку на живописи, четко, а не приблизительно повторять движения учителя на ритмической части. Любому современному человеку подобный педантизм в, казалось бы, второстепенных и не имеющих отношения к учебному процессу вещах представляется странным и надуманным. Зачем уделять столько внимания вещам, от которых не прибавится знаний в голове? Но если заглянуть чуть дальше - в старшую школу, то станет понятно, что те внешние качества, которые нарабатываются в 1 классе, а именно умение четко и ответственно выполнять определенные действия, с течением времени будут преобразовываться в качества внутренние: умение мыслить четко и ясно. Внешняя упорядоченность с течением времени переходит в упорядоченность внутреннюю. И тогда снова можно вернуться к вопросу "зачем?" и понять, что знания знаниями, но нашпигованность мозговой коробочки знаниями совершенно не равно умению четко и ясно мыслить. И тогда закономерно перед нами встанет еще один, наверное, самый главный вопрос: должна ли школа давать знания, или у нее должна быть какая-то совершенно иная задача?
Для тех, кто готов пуститься с нами в это увлекательное путешествие по волнам 1 класса, есть несколько полезных ссылок:
Для говорящих по-английски: Юджин Шварц о рисовании форм, письме, арифметике и рисовании мелками в первом классе. Всего четыре 15-минутных видео. Для беглого знакомства.
http://vimeo.com/album/2053062Он же о программе 1 класса в целом:
http://millennialchild.wordpress.com/article/the-waldorf-curriculum-grade-one-110mw7eus832b-17/Прекрасная статья о рисовании форм:
http://www.waldorflibrary.org/images/stories/articles/formdrawing.pdfУпражнения по рисованию форм в 1 классе (язык не важен!)
http://www.waldorftoday.com/gallery/Form+Drawing/First+Grade/ Материалы на русском языке:
Слезак Шиндлер. Искусство речи в школьном возрасте
http://www.waldorf-seminar.ru/book.pdfН. Халезина. Буква: от образа к символу
https://yadi.sk/d/NL9kVXys7UE9qЭ. Дюнфорт. Преподавание письма и чтения в вальдорфской школе
https://yadi.sk/d/z0BuOFJw7UDlO для начала, наверное, хватит.