По просьбе коллег, публикую свою статью 2016 года о подборе карт для похода по Финскому заливу и Сайме. Возможно что-то слегка изменилось за это время, но в целом, подход к вопросу остался неизменным
Навигационная подготовка к любому походу включает в себя подбор карт и пособий на переход. С одной стороны, правила хорошей морской практики требуют иметь на борту карты наиболее крупного масштаба, и таких карт на выбранный район будет много. С другой стороны, каждая карта стоит денег и не малых, поэтому всегда хочется сэкономить и, если есть возможность, обойтись меньшим числом карт более мелкого масштаба, но охватывающих весь интересующий район.
В век электронной картографии многим вопрос подбора бумажных карт кажется не актуальным, но, во-первых, требование иметь на борту бумажные карты еще никто не отменял, а во-вторых, наличие бумажных карт существенно снижает риски, присущие использованию электронных карт.
В последнее время все большую популярность среди владельцев маломерных судов и яхт набирает маршрут Санкт-Петербург - Сайменская озерная система. Какие карты понадобятся шкиперу для перехода, особенно если он будет идти в этих водах впервые?
Трек перехода яхты «Русь» из Санкт-Петербурга в Лаапеенранту
Традиционными источниками сведений о картах и книгах были и остаются Каталоги карт и книг на соответствующий район плавания. Ведущие мировые производители, такие, например, как «The United Kingdom Hydrographic Office» (UKHO) публикуют электронные каталоги своей продукции.
http://www.ukho.gov.uk/onlinecatalogue/browse_SNCs_home.asp?filtermethod=5 Используя этот каталог для нашего маршрута подойдут следующие карты:
Chart 2395 Sankt Peterburg and Approaches 1:50000
Chart 2729 Approaches to Vysotsk and Vyborg 1:25000
Chart 2264 Gulf of Finland - Eastern Part 1: 200000
Chart 2569 Vysotsk and Vyborg 1: 12500
Chart 2727 Vyborgskiy Zaliv 1: 50000
Chart 2718 Primorsk Oil Terminal and Approaches 1: 50000
Эти карты являются частью сборника Admiralty Folio 11 - FOLIO 11 GULFS OF FINLAND AND BOTHNIA
Продукция Британского гидрографического офиса не полностью покрывает выбранный нами маршрут. Приобрести эти карты в России не так просто, т.к. официального дистрибутора у нас нет. Эти карты можно купить в Финляндии. Цена одной карты 44,96 €.
Однако, вероятно, для района подходов к Санкт-Петербургу, Выборгского залива, Сайменского канала более актуальными и доступными будут отечественные карты производства Главного управления навигации и океанографии МО РФ.
Продажу карт ГУНИО, или, как сейчас принято УНИО МО, осуществляют посредники. Воспользуемся онлайн-каталогом одного из таких предприятий:
http://cktspb.ru/ru/katalog.php Основываясь на этом каталоге, получаем следующий перечень необходимых карт:
23000 2014 От Санкт-Петербурга до маяка Шепелевский 1:100 000
23001 2015 От порта Приморск до острова Соммерс 1:100 000
25002-INT1262 2015 От Санкт-Петербурга до Кронштадта 1:25 000
25001 2014 От Кронштадта до маяка Шепелевский 1:50 000
25008 2009 Южная часть пролива Бьёркёзунд 1:25 000
25009 2006 Северная часть пролива Бьёркёзунд с подходами к островам Западный Берёзовый и Северный Берёзовый 1:25 000
25010 2008 От полуострова Киперорт до мыса Крестовый 1:25 000
28007-INT1257 2008 Подходы к портам Высоцк и Выборг 1:25 000
28010-INT1259 2008 Подходы к Сайменскому каналу. От светящего знака Дубовый до острова Лавола 1:12 500
28011-INT1260 2008 Подходный фарватер Сайменского канала. От бухты Защитная до шлюза Брусничное 1:5 000
26050 2009 От порта Лаппеэнранта до острова Кюляниеми 1:50 000
Цена картографической продукции ГУНИО МО - 1524 рубля за карту. И еще нужно будет заплатить от 150 рублей за корректуру каждой карты. Цены указаны по состоянию на февраль 2016 и не включают НДС.
Коллекция ГУНИО МО РФ по выбранному маршруту существенно полнее Британской, но и здесь есть пропуски. В частности, отсутствуют карты непосредственно Сайменского канала. Нет карт Сайменской системы более крупного масштаба.
Эти карты целесообразно получить у финского официального производителя - Finnish Maritime Administration - подразделения Финского транспортного агентства (Finnish Transport Agency)
https://www.liikennevirasto.fi/web/en/merchant-shipping/paper-charts#.WkCWbnmYOUk , предлагающего соответствующие сборники
В частности, нас интересует сборник «S The Saimaa Canal», содержащий карты канала и подходы к Лаапеенранте и собственно карты акватории Саймы вблизи Лаапенранты "L Lappeenranta-Savolinna".
https://www.liikennevirasto.fi/web/en/merchant-shipping/paper-charts/printed-charts/inland-waterways/chart-folios-of-inland-waterways#.WkCXonmYOUk Официальным источником бумажных морских навигационных карт является продукция зарегистрированных производителей картографической продукции, перечень которых публикуется на сайте Международной Гидрографической Организации (International Hydrographic Organization)
https://iho.int/.
IHO присваивает код производителя электронных навигационных карт в формате международной гидрографической организации S-57 и публикует списки в пособии МГО
S-62 - LIST OF DATA PRODUCER CODES. Ссылка на страницу с документами здесь:
http://www.iho.int/iho_pubs/IHO_Download.htm В частности, в данном списке на сегодняшний день указаны два российских производителя: Head Department of Navigation & Oceanography (DNO) - ГУНИО МО РФ, и Federal State Unitary Hydrographc Department - ФГУП «Гидрографическое предприятие». Использовать продукцию незарегистрированных производителей, как вы понимаете, рискованно.
Но в век космической навигации и электронной картографии мы не можем игнорировать электронные карты.
Обратимся к каталогу электронных карт компании Транзас Марин для приложения iSailor
http://www.isailor.us/ , набирающего популярность среди знакомых мне яхтсменов.
Здесь нам понадобится 2 сборника карт:
Finland. Lake Saimaa
http://www.isailor.us/folios/index.htm#FIN1000 Baltic Sea. Northern and Eastern parts Gulf of Bothnia, Gulf of Finland, Gulf of Riga
http://www.isailor.us/folios/index.htm#BALT1000 Цена каждого сборника - около 1500 рублей.
Вообще, подбор карт для похода - ответственное и интересное мероприятие.