Cледование одному мазхабу

Sep 26, 2018 18:53

Основа в том, что искатель знания следует одному из мазхабов в изучении фикха и в своих деяниях и отходит от него только по требующим того причинам.

Следование одному из мазхабов относится к тому, что помогает приобрести способность быть факихом, особенно в эти времена, когда многие превозносятся, полагая, что обладают знаниями, позволяющими им совершать иджтихад, и обсуждают вопросы религии Всевышнего Аллаха без знаний.

Можно увидеть, как некоторые принимаются выбирать правильное мнение в том вопросе, который он впервые услышал от спрашивающего. Либо выбирают мнение, которое посчитали правильным некоторые совеременные ученые, давая понять слушателю или читателю, что это он сам совершил исследование и выбрал правильное мнение, тогда как на самом деле это не так. Просим Аллаха о помощи.

Также к преимуществам следования одному мазхабу относится то, что искатель знания не зависит от психического состояния муфтия (как гнев, усталость...), но идет по тому пути, на котором вопросы фикха уже установлены и разъяснены - это те, в которых от имама передается его высказывание; а основы и правила фикха подготовлены для преподавания и объяснены - это те, в которых от имама не передается высказываний - чтобы учащемуся стало легче проводить аналогию.

Аль-Мардауи (да помилует его Аллах) и другие ученые основ фикха и других наук утверждают, что иджтихад последователя мазхаба легче иджтихада самостоятельного муджтахида в силу наличия большого количества уже имеющихся постановлений, от которых ученый мазхаба может проводить аналогию. Совсем иначе дело обстоит у самостоятельного муджтахида, работающего в рамках Корана, Сунны, единогласия и других основ.

Он сказал в "аль-Инсаф": "И муджтахид в мазхабе своего имама больше способен на иджтихад, чем абсолютный муджтахид, ведь он имеет уже подготовленные и разработанные правила и основы, которых не было в священных текстах и правилах Шариата у самостоятельного муджтахида".

А что касается вопроса обязательно ли следовать одному мазхабу, то я ограничусь некоторыми цитатами ученых-ханбалитов, что избавит нас от длительного разъяснения.

Сказали Шамсуддин Ибн Муфлих в "аль-Фуру", аль-Хаджауи в "аль-Икна", аль-Карми в "Гаят аль-мунтаха", Ибн ан-Наджар и аль-Бухути (да помилует их Аллах) в своих толкованиях "аль-Мунтаха": "Более известное и распространенное среди ханбалитов мнение заключается в том, что человек не обязан следовать одному мазхабу и может переходить в другой мазхаб".

Аль-Карми добавил к этому: "И простой человек (аммий) не обязан следовать одному мазхабу, как это не было обязательным в первые века общины".

Также Ибн Муфлих сказал в "Усуль аль-фикх": "Большинство считает, что следовать одному мазхабу необязательно".

Также аль-Мардауи (да помилует его Аллах) в "Тасхих аль-фуру" после этих слов Ибн Муфлиха сказал: "И сказал Ибн аль-Кайим в "Илям аль-муакиин": "Однозначная истина в том, что следовать одному мазхабу необязательно". И это истина".

Таким же было и мнение шейх аль-Ислама (да помилует его Аллах). Он сказал: "Кто вменяет другим в обязанность следовать его имаму, от такого нужно требовать покаяние. И если он не покается, то казнить". Эти его слова передали Ибн Муфлих в "аль-Фуру", аль-Хаджауи в "аль-Икна" и аль-Бухути в "Шарх аль-мунтаха".

Сказали аль-Хаджауи в "аль-Икна" и Ибн ан-Наджар в "Шарх аль-мунтаха": "Судье не дозволено следовать постановлению другого судьи так, чтобы он выносил постановления согласно одному мазхабу. И если правитель установит такое условие, оно будет недействительным. И это противоречит распространенной среди людей практике". Шамсуддин Ибн Кудама сказал в "аш-Шарх аль-кабир", что не знает в этом разногласия.

Ты узнал, что правильным мнением в мазхабе является то, что следование одному мазхабу не является обязтаельным ни в судействе, ни в личных деяниях. В то же время следовать одному мазхабу дозволено единогласно.

Что касается отхода от мазхаба из-за силы довода, то аль-Хаджауи сказал в "аль-Икна", что это обязательно: "Сказал шейх Ибн Таймия: "Кто следовал своему имаму и противоречил ему в некоторых вопросах из-за силы довода другого ученого, или из-за того, что посчитал другого ученого более знающим и более богобоязненным, тот поступил хорошо и не заслуживает за это упрека в своей религиозности. В таком случае это дозволено по мнению имамов Ислама и даже обязательно. И имам Ахмад прямо заявил об этом".

С этими словами согласись аль-Бухути и Ибн ан-Наджар.

И сказано в "аль-Икна" и его толковании: "[Кто посчитал мазхаб не своего имама более сильным] из-за силы его довода, [тот выдает фетву согласно тому], что он посчитал более сильным из мазхаба не своего имама, [и оповещает спрашивающего] об этом, чтобы тот был знающим в своем следовании".

Однако это должен делать человек, способный исследовать и выбирать правильное мнение. И это не должно быть на основе своих желаний и невежества. И Аллах знает лучше.

ТАКЛИД, МАЗХАБ

Previous post Next post
Up