Описание принуждения

Sep 26, 2018 16:49

Сказал ибн аль-Ляххам аль-Ханбали в аль-Каваид 1/335 :

«Примечание: когда мы сказали, что нет последствий от действий или слов принужденного, [возникает вопрос] каково же описание принуждения, которое является препятствием для этих самых последствий?

Передачи от имама Ахмада, да будет доволен им Аллах, по этому вопросу разнятся:

То что передала от него группа [его учеников] : то что [принуждение] это избиение или тюрьма или же конфискация имущества, [имам Ахмад] прямо сказал об этом в передаче от Ханбаля, Салиха, Хасана ибн Сауаба, Харба, Асрама, Абу Талиба и Абу ‘Абдиллях ан-Нейсабури.
От него есть также другая передача : обещание сделать с ним [вышеперечисленное] является принуждением, если он боится что это сделают. Прямо сказал об этом [Ахмад] в передаче от ибн Мансура, сказав : «Границы принуждения: боязнь убийства или сильных ударов.» Это передал от Ахмада также Мухаммад ибн ‘Абд ар-Рахман от сына Усамы ибн Люи.»

Сказал ‘Аляуддин аль-Мардави в аль-Инсаф 8/441, комментируя слова ибн Кудамы, в круглых скобках :

«(Если ему угрожали убийством или конфискацией имущества и тому подобными вещами, те кто могут, это сделать, и у него сильные предположения, что это сделают-это является принуждением) Это мнение является [основным в ] мазхабе. Выбрали его ибн ‘Акиль ... Выставил это мнение вперёд [Ибн Муфлих] в аль-Фуру’ ... к нему склоняются автор [ибн Кудама] и комментатор [ибн Аби ‘Умар].»

‘Аляуддин аль-Мардави в аль-Инсаф 8/441 дальше пишет: «От Имама Ахмада также передаётся, что человек не будет принуждённым, пока не получит долю мучений, как удары, удушение, сдавливание голени, прямо сказал об этом Ахмад в передаче от группы учеников. Это мнение выбрал аль-Хыракый и Кадый Абу Я’ля и его ученики из них Шариф [Абу Джа’фар] и Абу аль-Хаттаб.»
Это мнение не является основным в мазхабе.

Сказал ибн аль-Ляххам аль-Ханбали в аль-Каваид 1/338 : «Что же касается ругани и оскорблений, Кадый Абу Я’ля сказал в "аль-Джами’ аль-Кабир" : «[Это] не будет принуждением, согласно одной единственной передаче от [имама] в отношении всех [без разницы] страдает он от ругани или нет.»»
Это основное мнение в мазхабе см. аль-Инсаф 8/441.

Там же: 1/335 : «Если [человека] принудили к неверию, и он совершил неверие будучи принужденным, безвольным, то он не впадает в неверие.»
Смотрите также аль-Хидая 545, аль-Кафи 4/73, аль-Мугъни 10/105, аль-Мухаррар 2/167.

АБУ Я'ЛЯ, ИКРАХ, МАРДАУИ

Previous post Next post
Up