Во многих мечетях, следующих ханафитской школе, наблюдается следующая картина: после обязательных (фард) молитв - полуденной (зухр), закатной (магриб) и вечерней (иша) - люди сразу встают на постоянную дополнительную молитву (сунна ратиба), мешая уходящим из мечети людям, особенно в пятницу, а затем произносят поминания Аллаха, зачастую коллективно. Мы попытаемся доказать, что это имеет мало общего с ханафитской школой. Да, согласно их позиции, поминания произносятся после дополнительной, а не обязательной молитвы, если речь идёт об упомянутых трёх. Это мнение их мазхаба, в этом мы их переубеждать не собираемся. Но это абсолютно не значит, что дополнительную молитву нужно совершать в мечети. Напротив, в основе своей она совершается дома, хадисы об этом известны, и учёные ханафиты опираются на них. Решительно непонятно, почему эту часть религии игнорируют многие рядовые последователи мазхаба. Затем уже, по завершении дополнительной молитвы произносятся славословия. Приведём цитаты ханафитских богословов.
Пишет аль-Маргинани в «аль-Хидая», 1/72: «Что касается большинства желательных и добровольных молитв, то лучше их совершать дома, и это передаётся от Пророка».
Комментирует эти слова Ибн аль-Хумам в «Фатх аль-Кадир», 1/477: «Большинство молитв - по отношению к тарауиху и молитве приветствия мечети (т.е. эти две исключаются)».
Также исключаются молитвы перед вступлением в ихрам; после тауафа; после возвращения из путешествия; добровольные молитвы человека, находящегося в итикафе; молитва затмения; а также те молитвы, время которых можно упустить, если отложить. См. «Хашия Ибн Абидин», 2/22.
Также пишет Ибн аль-Хумам в «Фатх аль-Кадир», 1/439: «Слова учёных о том, что желательные молитвы лучше совершать дома, не указывают на желательность большого перерыва между обязательной и желательной молитвами, потому что речь идёт о том, как поступить лучше, когда человек всё-таки собирается совершить желательную молитву там же, где и обязательную. А предания о том, что Пророк ﷺ произносил после каждой молитвы славословия - затем привёл некоторые из них - не означают, что Он ﷺ произносил их сразу после молитвы. Их произнесение после желательной молитвы, если не заниматься чем-то, что не сопутствует молитве, согласуется и с тем, что они были после молитвы, и с тем, что Пророк ﷺ совершал желательные молитвы только дома. … Нет ничего невозможного в том, что Он ﷺ произносил их после молитвы у себя дома».
Чуть больше проясняет эти слова его ученик Ибн Амир Хадж, как это передаётся в «Хашия Ибн Абидин», 1/530: «Наш шейх (то есть Ибн аль-Хумам) разъяснил, что речь идёт о той ситуации, когда человек совершает желательную молитву там же, где и обязательную, поскольку шейхи пришли к единогласию о том, что лучше желательную молитву совершать дома, в том числе и ту, которая после закатной молитвы. А потому тот промежуток времени, что уйдёт на дорогу (от мечети до дома) не является нежелательным».
Пишет ат-Тахтауи в своей «Хашия», 1/390: «Желательные молитвы, как совершаемые до, так и после обязательной молитвы, лучше совершать дома, как чаще всего и поступал Пророк ﷺ. Приводит Абу Дауд, что Пророк ﷺ сказал: "Молитва человека в его доме лучше, чем молитва в моей мечети, за исключением обязательной молитвы". В "аль-Мунья" сказано: "Добровольная молитва в мечети - хорошо, а дома - лучше". Такую же фетву дал и факих Абу Джафар, добавив: "Если только человек не опасается, что по возвращении домой он отвлечётся от молитвы. Если же не опасается этого, то молитва дома лучше". Мудрость этого в том, чтобы дома не опустели от молитвы, как об этом сказал сам Пророк ﷺ: "Освещайте свои дома молитвой и не превращайте их в могилы"».
Кроме того, некоторые ханафитские учёные допускают, чтобы человек остался сидеть для славословия.
Пишет аш-Шурунбуляли в «Мараки аль-фалях», 118: «Желательно, чтобы между обязательной и желательной молитвой был перерыв, так как Пророк ﷺ задерживался на месте на время, достаточное для произнесения слов "О Аллах, Ты - Мир, и от Тебя - мир. Благословен Ты, Обладатель Могущества и Почёта", а затем встать для совершения желательной молитвы. … Вероятно, это не касается того, что достоверно установлено, что Пророк ﷺ произносил после закатной молитвы, с ещё согнутыми ногами (т.е. сидя) "Нет бога, кроме Аллаха…" десять раз».
Сказал аль-Хальуани: «Нет проблем в том, чтобы произнести поминания Аллаха между обязательной молитвой и желательной». «Фатх аль-Кадир», 1/438.
Резюме изложенного. Согласно ханафитскому мазхабу:
1. Желательные молитвы (за указанными исключениями) лучше совершать дома, но можно и в мечети.
2. Если человек всё-таки остался в мечети, то после обязательной молитвы он делает небольшой перерыв, а затем сразу встаёт на желательную. И это не противоречит первому пункту, так как дорога домой - уважительная причина для перерыва между обязательной молитвой и желательной.
3. Поминания произносятся после желательной, а не обязательной молитвы.
4. Нет проблем и в том, чтобы произнести их и между обязательной и желательной.
5. Из первого и третьего пункта следует, что люди после обязательной молитвы ушли домой, совершили желательную молитву дома, только после этого произнесли поминания, а значит они произнесли их по одиночке, а не коллективно.