Пишет Ибн Таймия в «Баян тальбис аль-джахмия», 3/14-25: «Абу Яля в этой своей книге неоднократно явно отрицает нахождение Аллаха в стороне. Также он и его последователи, такие как Абу аль-Хасан Ибн аз-Загуни, отрицали от Аллаха нахождение в пространстве, телесность, сочленение, части и тому подобное. Затем Абу Яля отказался от отрицания стороны и границы и стал подтверждать их и привёл оба этих мнения. Так, в книге «Опровержение аллегорических толкований текстов об атрибутах Аллаха» он писал: «Поскольку утверждено, что Аллах на Троне, а Трон в стороне, и хоть мы неоднократно в этой нашей книге запрещали приписывать Аллаху нахождение в стороне, однако истина в том, что это дозволено, так как Ахмад подтвердил этот атрибут, который и является Восхождением на Трон. Также он подтверждал, что Аллах вверху, а каждый, кто подтверждает это, подтверждает и то, что Он находится в стороне, а это также последователи Ибн Каррама и хадисовед Ибн Мандах аль-Асбахани. Суть доказательства в том, что нет разногласий в том, что Трон находится в стороне, а коранические гласят о том, что Аллах взошёл на Трон. Следовательно, Аллах находится в стороне. Также потому что каждый разумный, будь это мусульманин или неверный, когда взывает к Аллаху, обращает свои руки и свой лик к небесам. И этого довода достаточно. Также потому что те мутазилиты и ашариты, которые отрицают нахождение Аллаха в стороне, говорят, что Аллах не в стороне и не вне её. И говорящий такое близок к тому, чтобы подтверждать существующее вместе с существованием другого, но существование одного из них не было ни до второго, ни одновременно с ним, ни после него. Также потому что простые люди не различают между тем, чтобы сказать «Я искал его и нигде не нашёл» и «Я искал его, и выяснилось, что он не существует».
Ибн Мандах доказывает нахождение Аллаха в стороне тем, что Коран гласит о том, что Аллах вверху и на Троне, и в Сунне сказано так же. Также он аргументировал тем, что Рай является жилищем Аллаха, и что Он находится там, а это всё места, что указывает на то, что Аллах находится в месте»».
Далее продолжает Ибн Таймия: «Из этих слов Абу Яля, Ибн Мандаха и других следует, что подтверждение нахождения Аллаха в стороне существует на самом деле. Поэтому они приводят мнение отрицателей атрибутов Аллаха, которые считают, что Аллах не в стороне и не вне её, и что сторона не является самим Аллахом. В словах Абу Яля, которые будут приведены далее, есть то, из чего следует, что сторона и граница относится к Аллаху, а это то, что находится напротив Трона, описывается стороной и границей, а затем сказал, что это относится к описаниям сущности Аллаха.
Так, он писал: «Если утверждено Восхождение Аллаха на Трон и что Он в стороне и это относится к атрибутам Его сущности, то можно ли описывать Его границей? Ахмад описал Аллаха тем, что у Него есть граница, как это передаёт аль-Маррузи. Также Ахмаду передали слова Ибн аль-Мубарака: «Мы знаем об Аллахе, что Он на Троне, с границей». И Ахмад сказал на это: «До меня уже дошли эти слова», и они ему понравились. Сказал аль-Асрам: «Я сказал Ахмаду, что от Ибн аль-Мубарака передаётся, что он сказал: «Мы знаем о нашем Господе, что Он над седьмыми небесами, на Троне, с границей». И тогда Ахмад сказал: «Так же считаем и мы»».
Также я увидел написанное рукой Абу Исхака, как тот передаёт от Абу Бакра ар-Раффа от сына Абу Дауда, что его отец сказал: «Однажды к Ахмаду пришёл человек и спросил его: «Есть ли у Аллаха граница?» Тот ответил: «Да, известная только Ему. Сказал Всевышний: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон» (39:75)»». Затем Абу Яля пишет: «То есть Ахмад описал Аллаха границей. Но в передаче от Ханбаля отрицал границу: «Мы верим в том, что Всевышний на Троне так, как этого желает, без границы, которой кто-нибудь мог бы Его ограничить, и без описания, которое мог бы постичь описывающий». То есть Ахмад отрицает границу от Аллаха в указанном виде, то есть границу, которую знал бы кто-то из творений. Та ситуация, в которой Ахмад подтвердил границу понимается в одном из двух значений:
1. Аллах находится в особой стороне, но не в шести сторонах света, но Он вне этого мира, отделён от творений и не вхож во все стороны. Это и есть смысл слов Ахмада «У Аллаха есть граница, неизвестная творениям».
2. Аллах имеет атрибут, посредством которого Он отделён и отличен от всего остального. Поэтому привратник называется пограничником - он запрещает другому войти. Аллах - Единственный, не имеющий сотоварищей в своих уникальных атрибутах.
Мы неоднократно запрещали в этой нашей книге описывать Аллаха границей, но это обязательно делать так, как мы сейчас пояснили.
Необходимо понимать разницу в словах Ахмада о подтверждении границы Аллаха в свете разницы положений. Его слова о подтверждении того, что Аллах на Троне с границей понимаются так: то, что из Его сущности находится напротив Трона, это и есть Его граница и сторона. А те слова, в которых он отрицает границу, понимаются как о том, что помимо стороны, которая находится напротив Трона - сверху, сзади, спереди, справа и слева. И разница между нижней стороной, противоположной Трону, и остальными в том, что нижняя находится напротив Трона, как это утверждают шариатские тексты, а Трон ограничен. Следовательно, дозволено описывать Аллаха тем, что то из Его сущности, что находится напротив Трона, является Его границей и стороной, но это не относится ко всей остальной сущности Аллаха, потому что она не находится напротив того, что имеет границу. Его сущность бесконечно распространяется в сторону права, лева, верха, переда и зада, поэтому никто и не описывал ни одно из этих направлений границей или стороной. Сторона Трона находится напротив стороны сущности Аллаха, но не находится напротив всей сущности, потому как она не имеет конца».
Далее продолжает Ибн Таймия: «То, как он объединил два мнения Ахмада, подтвердив и сторону и границу со стороны Трона, снизу, но не с остальных пяти сторон, противоречит тому, как он истолковал слова Ахмада в начале».
Рис. 1. Изображение рукописи книги «Ибталь ат-тауилят», с. 299. Опубликовано по причине расхождения между рукописью и печатным изданием. Ссылка:
https://archive.org/download/M-eftaa01/868.86.zip