Положение поношения сподвижников Пророка ﷺ в ханбалитском мазхабе разнится по разным ситуациям.
• Если человек выносит, такфир всем сподвижникам, делая тавиль, такой будет считаться согласно основному мнению в мазхабе нечестивым хариджитом, и это мнение упомянуто первым в аль-Фуру’ 1\182 , также смотрите аль-Икна’ 4\293 и аль-Мунтаха 5/167.
• Важное примечание : от Ахмада есть второе мнение, что такой человек является вероотступником. Сказал имам ‘Аляуддин аль-Мардави в аль-Инсаф 10\323 : «Это мнение является верным, и мы исповедуем это мнение перед Аллахом.» Также он сказал в ат-Танкых 453 : «Это мнение более явное [правильное].» Ибн Хамдан в ар-Ри’ая пишет : «Это мнение [Ахмада] более известное.». См. аль-Фуру’ 1\182, аль-Инсаф 10\323, аль-Икна’ 4\293.
• Если человек ругает сподвижников считая это дозволенным, то такой впадает в неверие, а если не считает это дозволенным, то такой грешник. Однако оба положения обусловлены тем, чтобы не было тавиля, поэтому многие факихи не выносили такфир Ибн Мульджаму, убийце ‘Али ибн Аби Талиба, и тому кто хвалит его за убийство ‘Али. См. Гаят аль-мунтаха 2/497.
• Если человек ругает сподвижников затрагивая их добросовестность, или их религию, или считая всех их грешниками, такой впадает в неверие. См. Маталиб Ули ан-нуха 6/286.
• Если человек ругает сподвижников не по причине религии, как например говорит, что они были трусами или невеждами, то такой не впадает в неверие, однако его обязательно нужно наказать. См. Маталиб Ули ан-нуха 6/287.
• Если человек ругает сподвижников, не упоминая кого-то конкретно, есть разногласие относительно того, впадает он в неверие или же в нечестие?Имам Ахмад остановился в этом вопросе, сказав : «Его наказывают, стегают плетьми, сажают в тюрьму пожизненно или пока не покается.» Ибн Теймия говорит в аль-Ихтиярат, что по единогласному мнению мусульман такого человека необходимо жёстко наказать. См. Маталиб Ули ан-нуха 6/287.
• Если человек ставит ‘Али ибн Аби Талиба выше Абу Бакра или ‘Умара или ‘Усмана, или их всех, да будет доволен Аллах ими всеми, в вопросе превосходства или имамата, но не в вопросе родословной, то такой человек будет нечестивым рафидитом, однако это обусловлено тем, чтобы сказавший это был призывающим муджтахидом, в этом нововведении.
Сказал Маджд ад-дин ибн Теймия аль-Харрани аль-Ханбали:
" Правильное [мнение в мазхабе заключается в том что,] любое нововведение за которое выносится решение о неверии призывающего [к этому нововведению], за него мы выносим решение о грешности [мубтади', то есть нововведенцем считаем] мукаллида за этим нововведением; как например тот кто говорит что Коран сотворён, или наши произношения Корана сотворены, или знание Аллаха сотворено, или имена Всевышнего сотворены, или что Аллах не будет виден в Следующей жизни, или ругает сподвижников, да будет доволен ими Аллах, делая это религией, или говорит, что иман это всего лишь убеждения, или все что похоже на это. Тот кто обладает знаниями в этих нововведениях, призывает к ним, ведёт диспуты будет кафиром. Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, во многих местах сказал об этом прямо." См. Ибн Муфлих «аль-Фуру'» с «Тасхих аль-фуру'» аль-Мардауи 11/340-341, Маталиб Ули ан-нуха 6/615.
• Если человек отвергает сподвижничество Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, такой впадает в неверие. См. Кашшаф аль-кына’ 14/238, Маталиб Ули ан-нуха 6/287.
• Если человек обвиняет мать правоверных ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, в прелюбодеянии, такой впадает в неверие. См. Кашшаф аль-кына’ 14/237, Маталиб Ули ан-нуха 6/286.
• Если человек говорит, что Джибриль, мир ему, ошибся и передал пророческую миссию не тому человеку, такой впадает в неверие.См. Кашшаф аль-кына’ 14/235, Маталиб Ули ан-нуха 6/283.
Написал шейх Абдуллах Аба Бутейн своим почерком в примечаниях к рукописи "Гаят аль-мунтаха", на с. 265, комментируя слова автора "от человека, ставшего неверным из-за своего нововведения, покаяние принимается":
"К этому не относится тот, кто обвиняет Аишу в прелюбодеянии и отрицает, что Абу Бакр был сподвижником, потому что такой стал неверным не из-за своего нововведения, а из-за своих убеждений и слов. Он подобно тому, кто ругает Аллаха и Его Посланника ﷺ или порочит Посланника ﷺ. Покаяние такого человека не принимается. А что же касается последователей других нововведений, таких как карматы, харуриты и джахмиты, то их покаяние и принятие Ислама принимается. Это потому, что их зло и нововведение по сравнению с рафидитами меньше. Более того, никто, кроме рафидитов не причиняет мусульманам больше зла, смуты, несправедливости и порчи убеждений. Их зло более гнусно, чем зло иудеев, ведь хоть иудеи и не признают пророчество Мухаммада ﷺ, но хотя бы не порочат Его ﷺ честь и честь Его ﷺ жён. Они считают, что они следуют религии своего пророка, охраняя и оберегая ее. Рафидиты же не считают, что они на религии своего Пророка Мухаммада ﷺ и посредством обвинения Его ﷺ жён в прелюбодеянии считают Его ﷺ человеком, довольным изменой своей жены, считают ложью Писание, ниспосланное им. Они - неверные, неверные и ещё раз неверные! Тем более они порочат членов семейства Пророка ﷺ. Поэтому их покаяние не принимается, зарезанное ими мясо не дозволено употреблять в пищу и жениться на их женщинах нельзя, в отличие от женщин иудеев и христиан".