12 сентября контроль эмоций

Sep 12, 2013 15:54

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:

отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т.п.);
неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха - как незаинтересованность);
неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);
неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию;
агрессивный, цель которого «преподать урок» партнеру;
открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете, и не вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.
Для каждого из этих способов характерна своя структура сообщения.

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

для поддержания партнерских взаимоотношений важно, чтобы высказывания имели: конкретный, а не обобщающий характер (лучше сказать: «Ты уронил мои бумаги», чем: «Ты никогда не смотришь за тем, что делаешь»); проверяющий, а не утвердительный характер (лучше сказать: «Ты еще не разговаривал с N?», чем «Почему ты не поговорил с N?»); информирующий, а не приказывающий характер (лучше сказать: «Я еще не закончил», чем «Не перебивай меня»);

указание на конкретные действия другого человека, которые вызвали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь ( «Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение»);
описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспринимались как способные к изменению, а не как сложившиеся раз и навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, не накапливая обиды ( «Мне нравится то, что вы только что сказали» или «То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство протеста»);

использование уточняющих реплик для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого ( «Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?»; «Мое последнее заявление беспокоит тебя?»);
наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением чувств говорящего, а именно: осуждение другого человека («Ты никогда не проявляешь внимания»); приклеивание ярлыка или оскорбление («Ты - подлец»; «Ты такой грубый»); обвинение - приписывание нежелательных мотивов другому (« Тебе нравится унижать людей»; «Ты всегда хочешь быть в центре внимания»); приказания и распоряжения («Прекрати смеяться»; «Не говори слишком много»); сарказм («Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли?» - в противоположном значении).

что никто и ничто не может в буквальном смысле создать в человеке какого-либо чувства, кроме его самого.

Выражения же подобного типа показывают, что вы не берете на себя ответственность за переживания, которые на самом деле могли бы контролировать.

Существует одно безусловное правило для разрешения проблемных ситуаций: следует превращать порождаемые ими негативные чувства в определенный план действий. Это правило, которому нет равных. Внедрив его в повседневную жизнь, вы сможете преобразовать проблему в движущую жизненную силу, заставить ее работать на вас, а не против вас.
Previous post Next post
Up