Ацтеки: культура войны

Aug 24, 2012 23:02

Ацтеков нередко представляют почти как диких зверей: постоянно воевали, приносили в жертву десятки тысяч человек за раз, снимали кожу, вырывали сердца. Вместе с тем, это, конечно, была сложная и по-своему развитая цивилизация, в которой многое было устроено даже более логично, чем, например, в Европе Средних веков. Просто, в отличие от европейской культуры, среди моральных ценностей ацтеков никогда не было «не убий», а было как раз обратное.

Так, к примеру, у ацтеков были школы, и любой мальчик пятнадцати лет, независимо от происхождения, обязательно учился. Школы аристократии отличались от простых школ, но во всех обучали основам истории и религии, дисциплине и ацтекским законам, а также военному ремеслу. Считается, что самые талантливые и усердные дети бедняков могли попасть в аристократическую школу.

Военное дело было одним из самых важных в ацтекской культуре. И мальчиков, и девочек с раннего возраста воспитывали, как будущих воинов. Мальчиков ожидали успехи в борьбе с врагами; главной битвой девочек были роды и воспитание детей. Матери даже закапывали пуповину сыновей на поле боя. Как в Древней Греции, мальчикам с детства внушался образ героев - всеобщими кумирами были ацтекские рыцари. Ацтекские военные ордены, напоминающие о рыцарских орденах старой Англии, имели свой строгий устав, свои обязанности в битве, и каждый орден всерьез заботился о своей репутации. Самыми престижными, «элитными» военными сообществами были ордены ягуара и орла (ягуар - обличье бога ночи, а орел - бога солнца). В них могли вступить лишь образованные, закончившие аристократическую школу и достигшие больших военных успехов мужчины, хотя изредка делались исключения, и в орден приглашали проявившего особую военную доблесть простолюдина.


Не только в военное, но и в мирное время в ацтекском обществе царила строгая иерархия, оговоренная законом. Одежда и украшения должны были соответствовать рангу. Нарушение этих правил было серьезным преступлением. Вместе с тем, даже выходцы из самой бедной семьи могли постепенно достичь богатства и уважаемого положения. Было всего несколько должностей (в основном, при верховном правителе), на которые выбирали лишь потомственных аристократов. Большинство же жизненных благ были доступны всем, их заслужившим. «Заслужить» означало добиться успеха в своем деле (например, в ремесле, торговле или искусстве) и продемонстрировать доблесть на поле боя. В законах было оговорено, сколько живых пленников нужно захватить, чтобы подняться на ту или иную ступень. Так, например, чтобы стать воином-ягуаром, надо было поймать не меньше двенадцати живых пленников за две последовательные битвы.

Рабство в ацтекском обществе хотя и существовало, но было далеко не таким ужасом, каким оно было, например, еще в девятнадцатом веке в европейских колониях. Обедневшая семья могла продаться в рабство и могла откупиться, как только появлялись деньги. Хозяин не владел рабом - он владел лишь продуктами его труда. Дети рабов не становились автоматически рабами.

Если верить источникам, ацтеки редко нападали на врагов внезапно, исподтишка. Войны обычно объявлялись за несколько дней, посылались гонцы, затем устраивался большой праздник, и только потом все шли драться. Отсутствие войны плохо сказывалось на обществе: карьеру без пленников никто делать не мог, праздников не было, да и боги постепенно серчали, что было чревато. Поэтому помимо войн за территорию, власть и богатства устраивались еще и так называемые «войны цветов».

Вокруг островов (на месте современного Мехико), на которых жили ацтеки, размещалось множество других мелких государств и народов. Культура многих из них была относительно близкой к ацтекской. С такими народностями у ацтеков были соглашения о «войнах цветов». Когда ацтекам хотелось побузить, они поочередно послыли шутливо-оскорбительный призыв каждой из этих народностей. Рано или поздно кто-то соглашался на ритуальную войну. Захватить имущество и повергнуть врага было не главным; главным было захватить как можно больше противников живьем. Позже пленников казнили жрецы.

Трудно сказать, как относились остальные народы к этим войнам. С одной стороны, они участвовали в них вроде как добровольно; с другой, это, возожно, было той ценой, которую им приходилось платить, дабы не быть полностью покоренными ацтеками. В любом случае, когда пришли испанцы, все эти мелкие племена и государства поспешно объединились с ними против ацтеков.

К пленникам у ацтеков тоже было особое отношение. Считалось, что чем более жестоким образом принесена жертва, тем больше получил от этого ацтекский бог. Богов кормили не столько плотью, сколько чужим ужасом, на глазах у многочисленной публики вырывая у живых людей внутренности, снимая кожу, разрезая на части и пуская реки крови. Вместе с тем, у ацтеков не было того понятия пыток, какое было, например, у средневековой инквизиции. То есть они не старались никому доставить мучения ради мучений - создается впечатление, что их куда больше волновала зрелищность действа. Поэтому пленников предварительно опаивали обезболивающим наркотиком. К тому же, быть принесенным в жертву не было чем-то позорным, а было, наоборот, большой честью. В ацтекской мифологии жертва возносилась в эдакий ацтекский «рай», где превращалась в доблестного рыцаря высокого ранга и жила припеваючи вместе с богами.

Ниже - сделанные на скорую руку фотографии двух известных ацтекских статуй.

На первой изображена мать всех богов и бабушка человечества в ацтекской мифологии. Это весьма колоритный персонаж. У всех ацтекских мифов есть много вариантов, в каждом из которых все всех в конце концов погибают. Я расскажу лишь пару запомнившихся версий. В одной мать богов принесла себя в жертву ради сотворения мира. Когда голова ее была отрезана, из шеи вылилось два фонтана крови в виде змей, смотрящих друг на друга. Так она с тех пор и ходит. Среди прочих колоритных фактов ее биографии также тот, что она, произведя на свет добрую половину ацтекского пантеона, дала обет целомудрия, но все равно забеременела от комочка перьев. Ее дочь, узнав о нарушении обета, собрала сестер и братьев, чтобы сначала убить мать, а потом обезглавить. В этот же момент мама родила еще одного бога, после чего при запутанных обстоятельствах дети порубили на куски друг друга. В процессе, однако, появились солнце и луна. По другой, менее кровожадной версии все боги более или менее мирно договорились и одновременно принесли себя в жертву, чтобы сотворить мир.

На маме юбка из гремучих змей и ожерелье из человеческих сердец, рук и черепов. Под ожерельем виднеется выкормившая несколько сотен богов грудь. У нее также красивые орлиные когти на ногах. Мама богов такая страшная не только потому, что ацтеки любили ужастики, но еще и потому, что в ацтекском мировоззрении рождение было неотделимо от смерти, и управляли и тем, и другим одни и те же силы и боги.



На втором снимке воин ордена орла в полном наряде. Я, к сожалению, нигде не видела статуи воина в наряде ягуара, а видела только ацтекские рисунки, которые, в общем, тоже впечатляют.



Mexico city, Mexico

native americans, Латиноамерика, в картинках, Мексика

Previous post Next post
Up