В пустыне

May 24, 2012 01:27

Не по роду службы, но по роду замужества я нередко попадаю в места относительно дикие. Эксперт по прохождению через пампасы из меня очень скромный, не в последнюю очередь благодаря постоянному нескромному желанию найти себе сани, что едут сами. Однако полезный опыт все же набирается и забивает голову. В этот раз я много километров отшагала по пустыне, и хочется написать памятку себе на будущее - о том, как собираться в пески.

В пустынях так называемого Дикого Запада достаточно суровые условия. Температуры уже с мая могут подниматься до сорока пяти по Цельсию днем и падать до легкого мороза ночью. Воздух очень сухой - влагу значительно теряешь даже при дыхании. Тени в середине дня почти нет: пустыни покрыты низким колючим кустарником, хотя изредка удается найти грот или узкий прохладный каньон. Большинство красивых мест находится на высоте от тысячи до трех тысяч метров, где воздух разрежен и кристально чист, и оттого солнце жжет нещадно. Идти по такой пустыне у нас получалось со скоростью два-три километра в час - по пути либо месишь глубокий песок, увязая, либо карабкаешься по скалам из песчаника (карабкаться, правда, удивительно легко, так как совсем не скользко). Утром и вечером поднимается сильный ветер, закручивающий песок в маленькие смерчи и пыльные бури и грозящий сдуть неосторожных туристов с откосов. Если же где-то в регионе дождь, то красивые каньоны заполняются бурными грязевыми потоками такой силы, что после них остаются горизонтально забитые в скалы стволы деревьев, принесенных с вершин. Офисы парков также предупреждают о зыбучих песках и непроезжих дорогах после сильных дождей, хотя мы, к счастью, не попадали в ливни.

Такие природные условия создали удивительные ландшафты, подобных которым больше нигде нет. Именно поэтому стоит все это терпеть, идти, ползти, ехать и посмотреть в конце концов на те самые чудеса. Вместе с тем, летом из одного только Большого Каньона каждый день спасатели на носилках вытаскивают десятки спортивных и нередко молодых людей. Поэтому ниже - список того, что я бы хотела не забыть, собираясь на один день в пустыню.

Первое - это, разумеется, вода. Местные спасатели советуют иметь 16-20 литров на человека в день. Моя личная норма, установленная опытом, скромнее: литр на каждые пройденные десять километров в жаркий день, при условии, что утром и вечером можно пить, сколько угодно. Я подозреваю, что это скупой расчет, и многим понадобится больше. Супруг обходится стаканом воды на десять километров, хотя я бы не стала рекомендовать это никому, кроме бедуинов и верблюдов. От обезвоживания можно погибнуть, причем в первый же день, поэтому лучше иметь запас. Даже если не брать много воды в пешие походы, в машине всегда хорошо иметь несколько канистр с водой.

Второе - еда, содержащая соли. Если много потеть и пить только бутылочную (то есть не содержащую соли) воду, то можно буквально за день довести себя до солевого дефицита. Дефицит в легкой форме вызывает головную боль, тошноту, дезориентацию; в сильной форме оборачивается мышечными судорогами и комой. Я, к сожалению, видела, как скрутило сильного, физически здорового мужчину, который в пустыне много пил, но ничего не ел. Нам на однодневную прогулку хватало нескольких кусочков соленого сыра.

Третье - легкая панама с хорошими полями. Кепка не защищает уши и шею, шляпа улетает (по крайней мере, моя). Тут, наверное, стоит добавить, что большинство зарегестрированных случаев рака кожи приходится именно на лицо, шею и уши.

Четвертое - солнцезащитный крем. Даже отраженное солнце здесь настолько сильное, что легко сгореть через одежду, находясь в тени. К тому же, из одежды солнечное излучение особенно пропускают тонкие ткани светлых оттенков, то есть те, которые мы обычно носим в жару. Спортивные фирмы делают одежду с повышенной защитой, но по нашему опыту в ней тяжело далеко ходить (это обычно синтетика, которая плохо пропускает воздух, то есть «парит»), и она все равно не закрывает все участки кожи.

Пятое - легкий складной зонтик. Кажется, ничего удобнее для прогулок и отдыха в пустыне человечество еще не придумало.

Шестое - навигационное устройство. В пустынях нет троп, следы засыпает песком, а все ориентиры похожи один на другой, как калька. Моим навигационным устройством в этот раз был супруг, а навигационным устройством супруга было чутье неизвестной мне природы. В результате мы не только не терялись, но и периодически собирали по пустыне заблудших туристов с картами, GPS-навигаторами и компасами, направляя их в точку назначения.

Седьмое - пакет для мусора. В пустыне ничего не истлевает, ничего не разлагается. Сжигать мусор опасно, так как от одной лишь искры может заняться пожар. Закапывать мусор бесполезно - пески постоянно двигаются. Если вы не хотите, чтобы вместе с ветром в лицо летели мумифицированные яблочные огрызки и туалетная бумага пятилетней давности, то все нужно уносить с собой. То есть - абсолютно все.

Восьмое - защитный чехол от песка для фототехники. Песок в пустыне - живая субстанция, постоянно пребывающая в движении и забивающая собой все щели.

Девятое - легкий фонарик. В пустыне очень легко заблудиться и задержаться, даже если в планах было вернуться задолго до темноты.

И десятое. В одном из любимых моих «Ералашей» учительница говорила Вовочке: «А голову ты не забыл?». Перед любым, даже легким мероприятием, стоит проверить погоду в округе, время рассвета и заката, а также посмотреть, что пишут спасатели о состоянии троп, да и вообще быть осторожным. В США постоянно чувствуешь близость цивилизованного мира, но на Диком Западе это ощущение бывает обманчивым. Многие каньоны тут тянутся на десятки километров, и подняться со дна за короткое время невозможно. Оказаться в таком месте в дождливую погоду означает погибнуть под селем. Если кто-то заблудился, спасатели начинут шевелиться в лучшем случае лишь на второй день, тогда как даже сутки без воды и теплой одежды могут закончиться плохо. В одном из парков, где мы были, парень заблудился, не успел вернуться до темноты и разбился, упав на дно каньона. В другом посетителя укусила гремучая змея, когда он забрался в узкую щель. Пару дней назад на популярной у туристов тропе мы встретили белую, как мел, старушку с открытым переломом запястья - пожилой мужчина, вероятно, ее муж, вел ее к парковке после неудачной попытки одолеть крутую, хотя и невысокую скалу. Список страшных историй можно продолжить, но лучше Вовочкиной учительницы из Ералаша тут никак не скажешь.

в пустыне, туризм, Юта

Previous post Next post
Up