"Плащ" - очень странная вещь. Поздняя, уже начала 20-х гг. ХХ века. Одна из трех одноактных опер Пуччини, объединенных в один спектакль: две трагедии "Плащ" и "Сестра Анжелика" и одна последняя комедия "Джанни Скикки". Ее часто, как и "Сельскую честь" Масканьи, объединяют с "Паяцами" Леонкавалло из-за сюжета (как же, все хорошо - все умерли, точнее, заглавные роли) и в одной из записей исполнительницы заглавных партий - Терезы Стратас. В "Плаще" она вместе с Доминго, в "Паяцах" - с Паваротти. Опера такая характерная для позднего Пуччини: в последней его опере "Турандот" невинные, незаслуженно обиженные жизнью виктимные образы Манон Леско, Мими, Тоски, Мадам Баттерфляй перешли на второй план - в Лию, которую приказала казнить главная героиня - принцесса. А в "Плаще" уже виктимный образ не таков, он перестает быть безвинным. И у сестры Анжелики при всем ее ангельском характере (как зовут!) есть в мирской жизни ребенок, узнав о том, что он выжил, она кончает с собой. Кроме того, для меня в "Плаще" присутствовал диссонанс фарса в виде либретто и музыкой, его характерными лейтмотивами. Затем, во второй опере "Триптиха" уже настоящая трагедия - отнюдь не фарс - Анжелики. И замыкает "Триптих" контрастно жизнеутверждающая опера "Джанни Скикки". Хэппи энд, прямо как в предшествующей "Девушке с Запада", где Минни наконец-то не умирает.
А "Паяцы", особенно если исполняют такие артисты, оказалось, вынимают всю душу. Особенно если это помимо музыки, постановка Дзеффирелли, а Стратас и Паваротти не играют, а живут ролью. Драматизм такой, чтобы все вместе оставило в душе эмоциональную пустоту, вакуум. Но слушаешь на одном дыхании - как и писалось: Леонкавалло оперу писал всего две ночи. И Паяц-Паваротти не мягкий, как обычно, с солнечной улыбкой. И во время Recitar голос и игра не такие, как обычно, лучше, даже чем у дель Монако, который, к моему стыду, в ней меня пока не впечатлил. Голос сломленного мужчины, но вполне способного убить. И в этой постановке поет он лицом к зрителю, а к зеркалу подходит уже в самом конце, начиная гримироваться для последней комедии.