инфантильны. Kак дети, попавшие в утомляющий мир взрослых

Mar 18, 2019 15:38


https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/polety-vo-sne-i-naiavu-i-miunhgauzen-filmy-ob-odnom-i-tom-je-5c8e8b7fee822b00b38b36a1
ЭХ, ПРОКАЧУ!
«Полёты во сне и наяву» и «Мюнхгаузен» - фильмы об одном и том же
Эти два фильма не похожи антуражем и настроением, но похожи фундаментально. Социокультурно. «Полёты во сне и наяву» с «Тем самым Мюнхгаузеном». Я ещё в те годы, в подростковом возрасте подумала, что в этих картинах есть общее. Тогда мне увиделось это общее только через Олега Янковского в главной роли - с почти одинаковыми ужимками. Но отчего всё? Тут - безнадёга главгероев. Как тупичок поколения сорокалетних. Тогдашних сорокалетних. У которых была потрясающе интересная юность, многообещающая молодость и тусклое настоящее. То есть конец 1970-х - начало 1980-х.
И выбора-то особо нет. И барон, и Макаров от скуки заводят себе туповатых, но привлекательных девушек-любовниц, совершенно не равных им по интеллекту.
И в иносказательной полу-сказке про немецкого барона, и в истории о провинциальном работнике НИИ - всё то же. Невыносимо тусклый городок, из которого по сути нет выхода. И выбора-то особо нет. И барон, и Макаров от скуки заводят себе туповатых, но привлекательных девушек-любовниц, совершенно не равных им по интеллекту. Зато Марта и Алиса не дают задумываться по-крупному, с дурочками - легко и приятно. В обоих фильмах - ленивое начальство и нелюбимые жёны, с которыми «ничего нет, кроме долга». А кому нужен долг, если он - фикция?
Вместе с тем, герои Янковского - инфантильны. Kак дети, попавшие в утомляющий мир взрослых.
У Мюнхгаузена - не то богатое воображение, не то - реальные приключения (это же не быль, а фэнтази). Но в это никто не верит. Макаров просто врёт, чтобы слинять с работы и не видеть своих коллег, точно так же почти ничем не занятых. Оба - хотят в небо. Оба - одержимы полётами. Оба - по сути лузеры. Не как все. Потому что летать с некоторых пор сделалось неактуально. Герцог интересуется шмотками - всё в духе 1970-х, а не каких-то там 1770-х. В «Полётах» люди хотели бы потреблять, но - нечего. А летать им неинтересно. Вместе с тем, герои Янковского - инфантильны. Kак дети, попавшие в утомляющий мир взрослых.
Макаров - летит в пространство, но оказывается в стоге сена. Это всё, что ему дано.
Барон и Макаров относятся к своим соплеменникам-сотрудникам, как к скучным дуракам, но дуракам - серьёзным. А потому оба - придуриваются. Шутят. Kак хулиганы на педсовете. Финалы - схожи. Барон «летит» на луну при большом скоплении зевак Макаров - летит в пространство, но оказывается в стоге сена. Это всё, что ему дано. Если помните, изначально барона хотели «проучить» сырым порохом, чтобы он под хохот толпы грохнулся, отделавшись лёгким испугом. Но - открытый финал. Он уходит в небо.
Если помните, изначально барона хотели «проучить» сырым порохом, чтобы он под хохот толпы грохнулся, отделавшись лёгким испугом. Но - открытый финал. Он уходит в небо. 
Если помните, изначально барона хотели «проучить» сырым порохом, чтобы он под хохот толпы грохнулся, отделавшись лёгким испугом. Но - открытый финал. Он уходит в небо.
А вот Макаров по изначальной сценарной задумке - разбивался, сорвавшись с тарзанки. Ибо - незачем. И не для кого. Но это оказалось ...не столь трагично, как увязнуть в сене под депрессивную музыку. Небо, луна, полёты - символы 1960-х, а барон - точно такой же шестидесятник, как и Макаров. Его - Мюнхгаузена - замок с лабораторией больше напоминает НИИЧАВО братьев Стругацких - те тоже могли бы «разговаривать с Шекспиром» и придумывать новые дни, так как для них «понедельник начинался в субботу».
А вот Макаров по изначальной сценарной задумке - разбивался, сорвавшись с тарзанки. Но это оказалось ...не столь трагично, как увязнуть в сене под депрессивную музыку.
Эти два фильма - один костюмно-роскошный, второй - серо-утомляющий - об одном и том же. О непонимании, куда пришло самое талантливое поколение, не считавшее, что серьёзное лицо - признак большого ума. Физики - шутили. Финал эры Застоя (или как правильно именовать эту сложную и не одномерную эпоху?) - это вопрос: «Если мы не летим, то что делать?» Продолжать лежать в стоге сена? Или делать вид, что летишь на Луну? Отсюда - Перестройка и все последующие приключения. И стреляли в 1990-х отнюдь не вишнёвыми косточками.
Зина Kорзина (с)

кено, зина-корзина

Previous post Next post
Up