Originally posted by
kosarex at
Потрясающий по наглости текст Анатолия Гладилина про Новеллу Матвеевуhttp://harmfulgrumpy.livejournal.com/1170095.htmlЧитая текстик, невольно забываешь, что в 1957 году уже выпустили политзаключенных, мать Новеллы Матвеевой была учительницей, да ещё со стажем. Масса народа получала куда меньшую зарплату. Сама Новелла Матвеева была крайне популярна, несмотря на юный возраст. Но тут начинается ложь с самого начала -
Вдруг вызывают весь отдел литературы и искусства к главному редактору и говорят: “Для вас есть срочное задание. Лен Карпинский требует, чтобы нашли замечательную, как он считает, поэтессу. Случайно в ЦК комсомола попали ее стихи. Секретарь ЦК не поленился, прочел. Дело за вами. Действуйте”. И уже не таким директивным тоном: “Есть загвоздка - имя поэтессы известно, а фамилия на рукописи смазана: Матвеевская, Матвеева или еще какой-то вариант от Матвея. И адреса нет”. Карпинскому сказали, что она живет где-то в районе Монина. Но точной уверенности нет. Может, и в другом районе Подмосковья. Итак, кто едет на поиски?
Ну, естественно, вызываюсь я, как самый авантюрный товарищ, и зав. отделом Толя Елкин. Всё.
Уточняю, ситуация на уровне той, что некий собкор начал бы вспоминать - вызывают нас в 1964 году и требуют найти то ли Песоцкого, то ли Высоцкого, секретарь ЦК ВЛКСМ не поленился, прочел его стихотворения. Понятно, что не прочел, а прослушал, фамилия известна, слава среди слушателей тоже известна, поэтому в ЦК ВЛКСМ отреагировали.
Далее Гладилин продолжает выпендриваться. Он эту Новеллу Матвееву из грязи в князи выволок, нижнее бельё купил, стихи улучшил, поскольку строчки у неё попадались графоманские и так далее. Истина куда проще - ему приказали найти, опубликовать и вести себя прилично. Иначе на партсобрании будет поднят вопрос об адекватности поведения коммуниста или кандидата в коммунисты Гладилина. Покупка нижнего белья тоже смахивает на бред. Зарплата матери позволяла, а подарок поклонницы из Комсомольской правды вполне могли сделать - слушали до того её песни, решили подарить что-то модное по их понятиям.
Некоторая бесцеремонность и выпячивание своего я до безобразия была в те времена традиционна. Достаточно вспомнить наглую Лилю Брик, утверждавшую, будто до встречи с ней Маяковский был совсем необразован. Она, дескать, научила его читать. На самом деле не Гладилину судить, что насколько хорошо получилось у Матвеевой. Она в этом смыслила больше. Дальше ещё круче - родилась Матвеева в 1934 году. Семнадцать её стукнуло в 1951, а в 1957 было 23 года. Есть четкая дата - поступила в Литинститут в 1958 году. Начала исполнять песни под гитару в 14-15 лет. Тут у меня своя зацепка - стихи Новеллы Матвеевой были весьма популярны среди студентов МГУ, когда там учились мои отец и мать. К моменту командировки Гладилина к Матвеевой они уже МГУ закончили. Её недаром считали предшественницей следующего поколения бардов, включая Окуджаву и Высоцкого.
Короче, меньше врать надо. Правда была намного проще. В 1957 году в СССР уже довольно широко распространились магнитофоны и магнитофонные приставки. Из известной только узкому кругу почитателей, которые переписывали её стихи и ноты, а потом сами исполняли на гитаре, Новелла Матвеева превратилась в очень известную сочинительницу и исполнительницу своих песен, чьи песни регулярно проигрывались на вечеринках. Игнорировать её уже было просто глупо. Тем более, в первых рядах покупателей магнитофонов стояли партийные работники. Придет такой партийный работник домой, а его сын или дочь с детьми других партработников слушают песни Новеллы Матвеевой. Поневоле заинтересуешься.
Дальнейшая судьба Новеллы Матвеевой была довольно спокойна. Она не вышла в ряды самых высокооплачиваемых бардов, но вполне могла себе позволить выступления в разных организациях за деньги. Писала стихи и песни, держалась в стороне от писательских интриг. Всё это произошло бы и без внимания ЦК ВЛКСМ, но литинститут и издания её стихов дали ей статус, который отнюдь не лишний каждому сочинителю. В целом, Матвеева подходит под американское определение человека, который сам себя сделал.