Originally posted by
el_tolstyh at
Фейсбук vs Европа: Роскомнадзору и не снилосьvbulahtin в
Фейсбук vs Европа: Роскомнадзору и не снилось Прокуратура Мюнхена начала предварительное расследование в отношении основателя Facebook Марка Цукерберга, а также еще трех топ-менеджеров крупнейшей социальной сети мира (Sheryl Sandberg, Richard Allan, Eva-Maria Kirschsieper).
Официальная причина расследования -- жалоба адвоката из Вюрцбурга, который обвинил Facebook в пассивном отношении к распространению информации, противоречащей законодательству [адвокат многократно отправлял в службу поддержки требования удалить сообщения, отрицающие Холокост или призывающие к убийствам, а Facebook или не отвечал на эти требования, или отвечал, что содержание публикаций не вызывает подозрений]
Процесс подогревается и заявлениями немецких политиков -- министр юстиции Немецкий Хейко Маас заявил о том, что социальные медиа должны "существенно" сократить число ксенофобских сообщений к марту 2017 года (и громко хлопнул отчетом о том, что в Германии произошел всплеск, повышение на 77% преступлений на почве [расовой и религионзной] ненависти).
Одновременно знаменитый немецкий криминолог Кристиан Пфайфер заявил, что следует заставить операторов социальных средств массовой информации выявлять интернет-преступников.
Все международные фирмы, активные в Интернете в Германии, должны назвать представителей, чтобы они могли быть привлечены к ответственности, сказал Пфайфер.
В декабре прошлого года, Facebook, Twitter и Google пообещали удалить оскорбительные сообщения в Германии в течение 24 часов.
При этом пользователи сети жалуются, что их запросы на удаление контента часто остаются без внимания.
"В Европе в настоящее время мы обсуждаем аудиовизуального директиву," сказал Маас про закон, который может обязать социальные медиа еще оперативнее "чистить" контент и платить штрафы за неторопливость и невнимательность.
Преступления на почве ненависти перевешивают конфиденциальность.
Фолькер Каудер, лидер парламентской фракции Меркель предложила штраф в размере 50000 евро, если интернет-компании не удаляют разжигающее ненависть сообщение в течение недели.
Наказание и штраф s
Брюссельская аудиовизуальная директива включает часть, озаглавленную "Запрещение пропаганды ненависти".
Первые две статьи призывают 28 стран-членов блока наказывать людей, которые публично подстрекают или помогают подстрекать к насилия и ненависти, тюремным сроком до трех лет.
================
Нашим пользователям Фейсбук хорошо известно, как быстро может реагировать эта социальная сеть, что
террористы спокойно размещают в ФБ информацию -- это ведь не
Юнна Мориц или
Щаранский...
и даже Шендерович) За цитирование Пушкина могут на месяц закрыть доступ и вполне оперативно удалять безобидную информацию.
М.Кононенко: И если посмотреть на ситуацию шире, то всё выглядит куда интереснее.
В 2013 году бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден рассказал журналистам, что Агентство национальной безопасности США прослушивало мобильный телефон канцлера Германии Ангелы Меркель.
В феврале 2014 года крайне обеспокоенная разоблачениями Сноудена канцлер заявила, что Европе необходимо надежнее защищать свои данные.
Фактически речь шла о создании европейской интернет-инфраструктуры, независимой от крупнейших американских компаний.
Меркель собиралась подключить к решению задачи Францию, и Франция была не против.
Однако с самого начала было понятно, что проект утопичен. Никому не нужны новые Facebook или Google, когда уже есть существующие.
А на существующие никакой управы и нет.
За прошедшие почти три года американские компании только упрочили свое положение, а всё, чего добилась Европа, это заставила Google убирать из поисковой выдачи ссылки на информацию, распространение которой нежелательно для тех или иных граждан.
Это право на забвение - успех довольно скромный, тем более, что опасений за прошедшее время стало только больше.
Из переписки Хиллари Клинтон мы теперь знаем, что глава Google Эрик Шмидт напрямую работает с ее штабом.
А один из создателей концепции использования Интернета для решения внешнеполитических задач Джаред Коэн, наоборот, перешел из Госдепартамента в Google.
Кто будет править миром: финансисты, промышленники или IT-элита И в той же переписке есть письмо главе штаба Клинтон Джону Подесте от операционного директора Facebook Шэрил Сандберг с просьбой Марка Цукерберга о встрече.
(я бы добавил сюда Керри и Цукерберга)) Ресурс, находящийся в руках этих людей, переоценить невозможно.
Современный человек получает из Google и Facebook практически всю информацию, включая новости.
Причем по каким критериям американские компании показывают нам ту или иную информацию, мы не знаем.
Этот алгоритм - святая святых, главная тайна, секретность которой объясняется коммерческими соображениями. Ведь и Google, и Facebook живут за счет показа рекламы.
Но если у вас есть механизм манипуляции сознанием сотен миллионов людей - где гарантия, что этот механизм не будет использован в политических целях? Такой гарантии нет.
Канцлер Германии, которой в следующем году предстоят очень сложные выборы, это хорошо понимает.
И на днях, выступая на медиа-конференции в Мюнхене, Ангела Меркель прямо призвала поисковые системы раскрыть алгоритмы формирования результатов поиска.
"Алгоритмы, когда они не являются прозрачными, могут привести к искажению нашего восприятия, они могут сжать наше пространство информации", - сказала федеральный канцлер Германии, и уже одно то, что она говорит на эту бесконечно далекую от нее тему, показывает нам серьезность ее опасений.
Так что дело, конечно, не в отрицании Холокоста.
Дело в том, что общественным мнением в твоей стране могут управлять извне.
Русским-то хорошо, у них большинство интернет-пользователей сидят на своих хорошо контролируемых Яндексе и ВКонтакте.
А в Европе своих сравнимых по масштабам проникновения сервисов нет. И приходится работать с тем, что есть.
На Google можно надавить с помощью антимонопольного расследования Еврокомиссии, что и происходит с переменным успехом.
А предварительное расследование прокуратуры в отношении Марка Цукерберга может стать хорошей стартовой площадкой для начала переговоров с Facebook"
==================
Другой яркий конфликт недавно разразился в Норвегии.
9 сентября крупнейшая норвежская газета Aftenposten разместила на первой полосе обращение своего главного редактора Эспена Эгила Хансена лично к Цукербергу.
В своём письме Хансен обвинил владельца Facebook в ничем не оправданной цензуре.
Как оказалось, из социальной сети были удалены известные фотографии вьетнамской войны.
Интересно то, что среди них была и знаменитая работа пулитцеровского лауреата Ника Уота «Напалм во Вьетнаме», на которой изображена маленькая, обнажённая девочка Ким Фук, спасающаяся от бомбёжки.
По сути, эта фотография стала символом вьетнамской войны.
Сперва администрация Facebook потребовала от газеты отредактировать «порочное» фото, закрыв «срамные места» девочки, а потом, не дождавшись реакции журналистов, их удалила.
В ответ на это, Хансен сделал в адрес Цукерберга достаточно нелицеприятное заявление: «Во-первых, созданные вами правила не способны разграничить детскую порнографию и знаменитую военную хронику. Во-вторых, вы не даете людям возможности объясниться. И наконец, вы не приемлете критических высказываний в адрес своих правил и любые дискуссии вокруг принятого вами решения, и наказываете человека, который осмелился эту критику высказать».
При этом он добавил: «Неумение различать детскую порнографию и военную фотографию способствует распространению глупости и разобщает ваших пользователей. Вы вводите их в заблуждение, когда утверждаете, что есть некие общие правила, которые способны регулировать то, что можно, и что нельзя публиковать.Последнее десятилетие показало, как для публикации важен контекст, и к каким деструктивным последствиям могут приводить случаи, когда этот контекст отказываются принимать во внимание».
Европейская общественность принялась бурно негодовать, и в конечном итоге через несколько дней администрация Facebook восстановила в сети знаменитую фотографию Ника Уота.
Однако не всем так везёт, как главному редактору крупнейшей норвежской газеты.
Если со столпами европейского информационного пространства цензоры цукерберговской социальной сети вынуждены считаться, дабы не портить имидж своей компании, то на мнение простых пользователей они не обращают никакого внимания, нередко превращая цензурирование контента в несусветную глупость.
К примеру, из Facebook был напрочь «выпилен» целый ирландский посёлок.
За то, что его название совпадает с крепким матерным словом, распространенным на Американском континенте.
В связи с этим Facebook удалил не только фотографии с дорожными указателями, на которых присутствует название этого населённого пункта, но и не позволяет жителям Эффина указать место своего жительства в профиле.
А ещё цукенберговская цензура не любит изображения кормящих грудью матерей, писающих мальчиков, детей-даунов, женщин поедающих сосиски и многое другое, совершенно невинное с точки зрения здравого смысла, но противоречащее формальным правилам этой социальной сети.
По какой-то непонятной причине Facebook также не любит гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселёва, чей аккаунт был заблокирован в этой социальной сети без всякой на то причины.
Правда, потом выяснилось, что у её администрации были сомнения в его подлинности.
И это при том, что до сих пор существуют фейковые страницы Дмитрия Константиновича.
Стоит отметить, что любой аккаунт в Facebook может быть заблокирован и удалён, если его владелец не предоставит администрации свой загранпаспорт или водительское удостоверение, ясно показывающие ФИО владельца, его фотографию, дату рождения и прочую информацию, которая имеется в документе.
Таким образом, на данный момент Facebook напоминает охраняемый режимный объект, куда попасть без документов невозможно.
Естественно, что вопрос относительно того, для чего Facebook накапливает подобную личную информацию своих пользователей, и кто к ней имеет доступ, является риторическим.
В мае сенатор США от Республиканской партии Джон Тьюн в письме к Марку Цукербергу потребовал дать объяснения по поводу предполагаемой цензуры в фейсбучном разделе Trending Topics («Популярные новости»), обвинив администрацию социальной сети в политической предвзятости.
В ответ на это, главный юрисконсульт компании Колин Стретч заявил о том, что «наше расследование показало отсутствие доказательств систематической политической предвзятости в освещении историй в Trending Topics».
Однако на волне разгоревшегося скандала, экс-сотрудники Facebook, в свою очередь рассказали популярному западному сетевому изданию Gizmodo о специфических методах манипулирования общественным мнением в этой социальной сети.
Как оказалось, сотрудники Facebook занимаются фильтрацией ежедневного информационного потока.
Одни новости они придерживают и прячут, а другие вытаскивают в «топ», таким образом, решая по собственному усмотрению, какая информация будет прочитана максимальным количеством пользователей, а какая останется незамеченной.
Для поддержания информационной секции, Facebook нанял молодых журналистов - преимущественно выпускников престижных американских университетов, в обязанности которых входит «курирование» блока Trending Topics - написание заголовков и коротких выжимок материалов в разделе, проставление ссылок и пр. По словам источников Gizmodo, техническими обязанностями работа редакторов не исчерпывается. Через редакторов руководство Facebook влияет на наполнение Trending Topics информацией независимо от интереса к ней пользователей.
По утверждению бывших сотрудников компании, редакторы получают указания повышать вес тех материалов, которые руководство считает важными, но которые не пользуются «естественной» популярностью у пользователей, и понижать вес той информации, которая оценивается руководством как «вредная». В распоряжении редакторов есть специальный технический инструмент, позволяющий «встроить» в рейтинг нужный материал или убрать оттуда нежелательный.
Фейсбук постоянно модерирует контент Одновременно с этим, некоторые политические силы нередко обвиняют своих оппонентов в том, что используя механизмы цензурирования, они удаляют друг друга из Facebook.
Механизм блокирования в этой социальной сети простой: если за короткое время на некое информационное сообщение пользователя поступают до 10 тыс. жалоб - следует автоматическая блокировка его страницы.
Администрация Facebook открыто признаёт, что использует «аудиоданные» полученные от пользователей.
В пользовательском соглашении для американских юзеров этой социальной сети есть пункт, предупреждающий, что такая прослушка возможна.
И пользователи с ней соглашаются.
Кроме удобной коммуникации, Facebook обеспечивает и удобный сбор конфиденциальной информации о миллионах своих пользователей: их личные фотографии, видео, контакты и связи, содержание информационного обмена и приватного общения, потребительские и сексуальные предпочтения, интеллектуальные интересы, мировоззрение и просто передвижение в пространстве.
При этом кто именно пользуется непрерывно накапливаемой информацией - тайна за семью печатями.
И, наконец, третья, скрытая, функция Facebook - манипуляция общественным мнением. Управляя по собственному усмотрению информационными потоками в этой социальной сети, её администрация фактически управляет мыслями и чувствами пользователей Facebook.
============
Наконец, Польша.
Министр цифровых технологий Польши Анна Стрежинская обвинила социальную сеть Facebook в цензуре после того, как доступ к профилям некоторых пользователей социальной сети был приостановлен из-за использования ими символа Фаланги.
Сеть Facebook "точно нарушила правило не использовать превентивную цензуру, являющуюся конституционной нормой, ограничить которую могут только юридические акты", - цитируют СМИ Стрежинскую.
Министр заверила, что свод правил Facebook содержит много неточных формулировок, которые можно интерпретировать по-разному, и призвала к созданию быстрого и эффективного способа для подачи апелляций в отношении решений Facebook, касающихся контента в социальной сети.
Символ Фаланги с изображением руки, держащей меч, использовался в 30-е годы XX века запрещенной националистической группировкой, но на данный момент является законным в Польше и других странах; служит логотипом ультраправой польской организации "Национально- радикальный лагерь" (НРЛ).
В прошлом месяце сеть Facebook заблокировала доступ к странице, использовавшейся националистами для распространения информации о марше в День независимости, а также удалила несколько публикаций с изображением Фаланги, пояснив, что в них содержится символ, исторически относящийся к разжиганию ненависти.
В ответ на действия социальной сети в Польше прошли протесты, после чего Facebook восстановила доступ к странице и разрешила пользователям использовать изображение Фаланги.
"После еще одной проверки и, принимая во внимания то, что плакат с Фалангой призывал людей принять участие в легальной и зарегистрированной демонстрации, мы решили, что он может быть опубликован на Facebook в этом контексте, несмотря на содержание запрещенного символа".
1 ноября более 70 правозащитных групп США направили коллективное письмо главе социальной сети Facebook Марку Цукербергу с просьбой разъяснить политику компании в отношении удаления контента, особенно по требованию правительства.
=========
В общем, нашему Роскомнадзору и не снилось таких возможностей давления, которые с одной стороны хотят легализовать европейские политики
С другой -- даже и не снились такие возможности влияния на медиа-контент, которыми располагает гигант медиа-индустрии