Originally posted by
qebedo at
А чо сразу Византия?..Меня спрашивают (в реале) - а чего Византия-то? Чего тебя так торкнуло, повело и замкнуло?.. Постараюсь собрать в кучку блохами скачущие разрозненные мысли...
Для начала - что в нынешней русской народной любви к Византии оставляет меня равнодушным.
Я неверующий (и хуже того - атеист, и еще хуже - довольно нетерпимый к чужой религиозной нетерпимости), и потому вся эта хохлома про истоки российского православия, духовные корни, Москва - второй Константинополь, а мы - новые византийцы, типа наследники, от меня отсткакивает, как горох от барабана. Какие мы к буям византийцы, какие наследники? В Византии тысячу лет назад создали энциклопедический словарь, которым ученые до сих пор пользуются как бесценным источником знаний об античности - о том, что происходило за полторы тысячи лет до времени его (словаря) создания (кто не понял - я о Суде). Что-то подобное создано в третьем Риме - втором Константинополе? Кто цитирует БСЭ даже сегодня, когда ей еще 100 лет не случилось? Вот то-то же. И таких примеров - много...
Во-вторых, я не империалист, я вообще уверен, что имперское мышление присуще только неразвитым паразитическим народам, которые не в состоянии развиваться интенсивно - только экстенсивно. Посему причитания псевдохипстерски бородатых псевдоинтеллектуалов в очках с толстенными линзами, мятыми пиджаками и крошечным мозгом в голове про верните нам наши Проливы, ибо мы второй Константинополь, потому что при Владимире Хрен-Знает-Каковском в православие крестились - это тоже мимо меня. Если уж на то пошло, то по принципу православие или смрт крестились болгары и сербы больше прав имеют - они ближе стояли (в буквальном смысле - при Симеоне и при Душане). Притязания на наследство Византии должны распространяться не на мечты о хапке, который никто никогда не даст, а на создание чего-нибудь типа см. п. 1.
Ну и, наконец, я не человек глаза-ухо, меня всякие исторические развалины оставляют равнодушным. Ах, Херсонес, ах Истамбул - зацените фотки в Инстаграме! - это тоже не я. Не торкают меня тыщалетние руины - ну совсем. Я книжку Иванова про Константинополь купил не для того, чтобы с нею по Стамбулу носиться (я ненавижу путешествия, и не был никогда ни в Турции, ни в Крыму, и, надеюсь, никогда не буду) и ртом мух ловить - вот тут оно стояло! Я по этой книжке изучаю географию средневекового города, чтобы понимать исторические сочинения. Я человек текста и слова, а не камней, пыли и мошкары...
Итак, я, думаю, достаточно внятно объяснил, почему люблю Византию не за то, за что ее нынче модно любить.
Так почему тогда Византия?..
(Продолжение следует)