Новые механизмы

Dec 21, 2011 20:13


Данный пост не конечен, я его писал в ответ на пост http://maratguelman.livejournal.com/2470269.html. Написал много, почти всё продумано, но, безусловно, необходима доработка. Это возможно, в случае наличия заинтересованности кого бы то ни было.

Я проектирую как раз идею искусства, как генератора рабочих мест, прибыли и инноваций. Но для этого необходимо вычленить субъектов культурного процесса и понять, нужно ли применять к этим субъектам термин «поддержка».

1.     Творческая единица

художник, театральная труппа, музыкант, группа граффитистов, оркестрик, музыкальная группа

Основная моя идея состоит в том, что основной движущей силой искусства на местах должны быть сами творческие единицы. Но! Так как сама по себе творческая единица является существом нестабильным и увлекающимся, для успешного функционирования ей нужен специальный человек, способный договориться о выступлении, выпуска диска, выставке, печати альбома и т.д.

Нужна ли поддержка творческим единицам?

Возможно. Однако это всё же сфера частного меценатства, специальных культурных фондов, которых можно заинтересовать особым проектом (постановкой "к дате", интересное архитектурное решение, проект возрождения какого-нибудь уникального пения), сферой деятельности (уникальное кустарное производство, работа в уникальной технике, игра на специальных инструментах), просто уникальностью личности или личностей (ну все знают, что крутой человек, надо как-то поддержать). Поэтому господдержки со стороны государства не требуется, либо грантами через специальные фонды поддержки.

Что нужно для поддержки?

Нужен структурный элемент - частный/государственный/частно-государственный Фонд поддержки искусства. Желательно иметь подобные структуры на муниципальном уровне. Конечно, это может быть и Федеральный фонд, для особо значимых, на государственном уровне, проектов и коллективов.

2.     Арт-Менеджер

директор, агент, менеджер

У нас только начал появляться класс менеджеров в искусстве - директоров музыкальных групп, агентов и менеджеров. Понимание в их необходимости стало появляться у творческих людей только сейчас. Поэтому с одной стороны у нас крайне мало творческих единиц, обладающих "холодной головой" для переговоров, а с другой стороны, качество этих "холодных голов" не вполне высокое, а хороших, годных менеджеров и вовсе можно сосчитать по пальцам. Редко, но бывает, что артист сам может выступать в роли собственного менеджера, но всё равно это совмещение двух ипостасей.

Качественно менеджер может работать с двумя-тремя коллективами, чем больше - тем качество ухудшается. Функция менеджера - продать свою единицу, как можно больше и чаще. Его доход зависит от частоты выступлений/показов/продаж его единиц.

Хорошо. Перешли от творческой единицы к его менеджеру. С этим человеком уже можно работать. Этого человека можно научить, этот человек может работать и зарабатывать, а так же обеспечивать работой своих подопечных, т.е. обеспечивать им занятость/доход/почёт/славу.

С кем может работать менеджер? Например, с площадками. Он может договариваться с различными площадками на предмет выступлений, а так же принимать приглашения от разных субъектов. То есть менеджер работает с заказами, согласует время проведения и условия проведения мероприятий.

Нужна ли помощь менеджеру?

На мой взгляд, нет. Менеджер/агент - не институт. Это частный предприниматель, его риски ограничены только его ростером (списком его подопечных творческих единиц), т.к. его доход - это, как правило, фиксированная оплата за услуги или процент с гонорара. Недостаток доходов он может компенсировать просто изменением своего ростера.

Что нужно для поддержки?

По сути нужен только структурный элемент - обучение арт-менеджеров - это даже не высшая школа, а колледж. Возможен как на муниципальном, так и на районном уровне.

3.     Площадка

Концертный зал, выставочный зал, театральный зал, стадион

Творческие единицы нужно показывать. Для этого существуют площадки, залы.

Площадка. Функция - проведение мероприятий. Основной стимул - деньги за зал. Фиксированная ставка или процент от входа. Цель - максимальная прибыль. Приоритет отдаётся мероприятиям, генерирующим максимальный трафик. Обычно площадка имеет специального человека в штате, ответственного за формирование программы (сетки). Человек этот (арт-директор, програмный директор) как правило получает зарплату и процент с каждого проведённого мероприятия. Иногда этот арт-директор на свой страх и риск устраивает мероприятия сам, но обычно договаривается со сторонними промоутерами, которые несут все риски самостоятельно, директор рискует лишь тем, что на мероприятие никто не придёт, т.е. он теряет прибыль, но не вкладывает деньги.

Нужно ли поддерживать площадки?

Теоретически, да. Если мы хотим иметь качественные мероприятия, без качественных площадок нам не обойтись. Поэтому строительство новых и поддержка имеющихся возможна. Но большинство владельцев площадок предпочитает решать вопросы самостоятельно и не любит вмешательства со стороны.

Что нужно для поддержки?

Можно предусмотреть специальную программу модернизации как помещений, так и оборудования. Возможно, формировать специальные гранты на муниципальном уровне в рамках Территориальных культурных проектов.  Это будут с толком потраченные деньги, т.к. потребитель получает качественную площадку!

4.     Промоутер

Импрессарио, куратор, промоутер

Кто же приводит артиста на площадку? Промоутер. Импрессарио. Куратор. Именно этот

человек находит артиста, подходящую площадку, организует продажу билетов. Несёт все риски. Договариваясь с площадкой, он несёт ответственность за отмену мероприятия. Перед артистом он несёт ответственность за условия выступления (проезд, проживание, площадка, оборудование). Перед зрителями он несёт ответственность за выступление. В случае накладок с любой из этих сторон, промоутер отвечает перед всеми. Это самое уязвимое и вместе с тем самое важное звено.

В качестве промоутера/импрессарио может выступать сам артист. Но это отдельные случаи, в случае бедности/жадности/невероятных способностей самого артиста.

Так же в качестве промоутера может выступать менеджмент артиста. Вести переговоры с площадкой, организовывать продажу билетов, обеспечивать продакшн мероприятия. Это, как правило, менеджмент артистов "больших", имеющих мировой статус, привлекая которых можно создать отдельное мероприятие.

Площадка так же может выступать в качестве промоутера в случае существования определённой концепции площадки, где важны такие сущности как "формат", "концепция" и т.д. Такое возможно, только если площадка обслуживает определённый сегмент, что встречается не очень часто, т.к. не очень выгодно.

Основой мотивации промоутера является прибыль. Успешное мероприятие приносит деньги, неуспешное приводит к убыткам.

Промоутер может реализовать как единичные мероприятия, так и крупные фестивали.

Промоутер не имеет как правило какой-то конкретной заинтересованности в определённых артистах, поэтому в целом может выступать как независимый агент.

Нужно ли поддерживать промоутеров?

Разумеется, нужно. Это основное связующее звено между всеми участниками процесса. Максимальные риски именно в этом звене. Однако именно от этого звена зависит разнообразие и качество культурного продукта, получаемое конечными потребителями. Это то звено, которое нужно с любовью взращивать и пестовать.

Что нужно для поддержки?

Формы поддержки промоутеров могут быть следующими: заказ на конкретные мероприятия, тревел-гранты, доступ к рекламным площадкам.

5.     Профессиональные Сообщества (ПС)

Лейблы, художественные объединения, ассоциации, агентства

Для чего нужны Профессиональные Сообщества, что они?

Профессиональные сообщества - это объединения творческих единиц определённого направления в искусстве, или объединённых общей идеей. В музыке это могут быть лейблы или агентства, в изобразительном искусстве - это художественные объединения. В театре - ассоциации. Межотраслевые объединения так же возможны (музыканты, художники, поэты - "Митьки") Основная их задача - способствовать продвижению группы участников этих объединений, решение общих проблем, координация деятельности, распределение неких благ. Сообщество может быть основано как на членских взносах, так и на добровольной основе. Важно, чтобы Профессиональное Сообщество выполняло агентские и промоутерские функции. Только в этом случае возможно взаимодействие с ними в рамках сотрудничества по культурным проектам.

Хорошо функционирующее ПС должно иметь следующие функции:

·         актуальный список участников, их статус (активен/неактивен)

·         программа мероприятий

·         возможность получить информацию об участниках

·         возможность организовать выступление участника

В этом случае при обращении в ПС можно получить полностью репрезентативную информацию о планируемых выступлениях для формирования текущей афиши (элемент привлечения туристов и фактор формирования благоприятной для населения творческой атмосферы), а в случае проведения крупных мероприятий получить артистов.

Я обычно настаиваю на повышение роли ПС. Почему это происходит? В данный момент ПС абсолютно недооценены, т.к. роль ПС выполняют промоутеры и отдельные артисты. Многие с содроганием вспоминают старые Союзы: художников, журналистов, литераторов и т.д. Связано это с тем, что эти союзы являлись монополиями (или олигополиями). Со временем благая идея выродилась в беду. Через союзы распределялись различные блага (мастерские, квартиры, путёвки, ценные вещи), участие в союзе являлось решающим фактором для проведения выставок, выпуска альбомов, печати книг и т.д. При том, что верхушка, как правило, была несменяемая и многое зависело от одних и тех же людей. Благо, мир изменился.

Основная функция ПС должна быть совершенно конкретная: это должен быть институт взращивания звёзд.

Без подобного института каждый художник фактически предоставлен сам себе и в одиночку противостоит всему миру. Примкнув же к ПС художник обретёт поддержку в виде возможности представлять своё искусство, гастролировать и иметь зримо большую аудиторию изначально. При этом ПС должны иметь равный статус, для того, чтобы артист, не найдя дОлжного внимания в одной ПС имел бы возможность получить его в другой ПС или создать собственную ПС со своими единомышленниками.

Основная мотивация ПС -возможность влиять на культурную политику, количество звёзд в членах, участие в крупных мероприятиях.

Нужно ли поддерживать ПС?

Нужно. Если мы хотим иметь звёзд, необходимо поддержать инфраструктуру, которая даст нам их. ПС - это именно тот недостающий элемент.

Что нужно для поддержки?

Во-первых, необходимо прямо поддерживать жизнедеятельность таких ПС. Тупо давать деньги на существование, выделять офисные помещения.  Обязательно - тревел-гранты, доступ к рекламным площадям.

С субъектами на этом закончим.

Для обеспечения всех новых целей Новой культурной политики (раздел Культура как инструмент) необходимо сделать так, чтобы на региональном (или, подробнее, муниципальном) уровне существовала интересная культурная жизнь.

Можно создавать мощные региональные культурные проекты, да. Единая дирекция, кураторы, бюджеты. Хорошо. Но возможны проблемы! Первый год-два берём десант с прошлого проекта (Чепарухин, Бояринов, кто там ещё), выстраиваем всю историю, пригласили артистов, художников, всё провели, пригласили местный бомонд, напрягли всю систему, люди на диковинку пришли, потолпились, поглазели, разошлись. У молодёжи глаза блестят, у взрослых сдержанное понимание, у старших раздражение. Ну хорошо, месяц, другой, вроде вздрогнули, поехали. Набрали из местных на кураторские места людей, уехали в другой регион. Ну хорошо. Один регион, другой, третий. Интересно. Четвёртый? Пятый? Как-то скучнеет народ, десант уже действует "по накатанной", возит одних и тех же. Народ на местах да, оживляется. "Звёзды" уже как-то не очень охотно ездят в четвёртый и пятый регион, в шестой уже мало кто приезжает, для галочки в основном.

Мне кажется, что необходима новая инфраструктура. Сейчас она работает на консервацию - дома культуры, библиотеки, театр, филармония - областные, денег на ремонт, на зарплаты - маловато, но ничего вроде, хватает. Но в городе есть и другая жизнь - какие-то частные музеи, клубы ночные кого-то привозят, галереи кого-то выставляют... Кому-то хватает денег и на афиши, но в целом про эту "тайную" жизнь знают в основном только "свои". Вся эта жизнь проходит мимо отделов культуры, туристы ничего про всё это не знают, если только случайно зайдут, попадут, зацепят. Успешное мероприятие - это уже то, на которое удалось собрать каких-то звёзд (которые денег никогда не платят) и на которое придёт какое-то счётное количество публики - 1-2 тыс. человек. В общем, не мне рассказывать.

Самое главное для мероприятия - чтобы о нём узнали.

Узнают люди - придут посмотреть/послушать. Много ли, мало ли - это уже другой вопрос. Главное - увидели. В первый раз не пришли, придут во второй раз. Не придут во второй раз - увидят знакомое имя на афише фестиваля ("о! а он же приезжал не так давно к нам! а тут ещё этот, и этот - вот, схожу посмотрю на них всех разом!").

Сценарий: приезжает в город турист.

Районный (муниципальный) отдел культуры хочет рассказать туристам о собственной культурной жизни.

Первый пункт - аэропорт. Что он там видит? Газпром - это наше всё. Амуртрансгаз дарит жизнь детям. ДальАвиа - ваш проводник в мир. СОНИ - вкус к жизни. Тойота - управляй мечтой. Что узнал турист интересного? Ничего. Другой вариант, если при входе в аэропорт он видит: завтра концерт сибирской группы, сегодня в филармонии звёзды Таганрога, всю неделю в местной галерее художник-концептуалист Пупкин (с картинкой), а в конце сентября большой фестиваль "Огни Прикамья" с во-о-от таким списком участников, да на неделю. Опа, думает турист, интересненько.

Пункт два. Садится в такси. Таксист ему "о, сегодня в филармонии, кстати, выступают звёзды Таганрога, не любите Филипа Гласса? Исполняют!" Нет, турист не любит оркестры, но сходил бы в клуб потанцевать. "Куда сходить-то можно вечером, музыку послушать?" - "О, у нас музыку слушают в баре "Сова" и в "Транквилизаторе". Не знаю, что там сегодня, но всегда кто-то выступает. И три дискотеки, если интересно, есть.". Ладно, доехали до гостиницы.

Пункт три. Гостиница. Чек-ин. Паспорт, ждём ключи. На стойке брошюры: ТЮМЕНЬ в августе: что, где, куда?, "Тюменские чудеса for ever", "Тюменский заказник - природа on-line", "Техникариум / узнай о жизни всё!". Берём самую толстую - ТЮМЕНЬ в августе. Смотрим, 25 августа - список всех мероприятий. Вау! On-The-Go! Начало в 20:00! Клуб "Транквилизатор"! Всегда хотел сходить в Москве, всё времени не было, а сегодня целый вечер свободный. Обязательно схожу! А вот и ключ!

Пункт четыре. Утро. Город. Смотрим город, вот церковь, вот колонна, набережная... Уф. На трамвай. О, афишка - что у нас там? Ага, "Православный Супрематизм" в галерее "Небеса", интересно как! Луначарского, 8, окей, завтра зайдём! Опять "Огни Прикамья"! Когда это? В конце сентября? Не, не буду здесь, но Петрович с Оксанкой будут недалеко, надо будет им рассказать, может, заедут.

Новая Культурная Инфраструктура

Таким образом, самыми необходимыми элементами культурной инфраструктуры являются два:

·         специализированная наружная реклама в точках входа в город: аэропорты, вокзалы, автостанции, в посещаемых местах (торговые площади) и около культурных объектов.

·         специализированный регулярный культурный альманах, доступный во всех местах отдыха: гостиницы (все!), рестораны, кафе.

·         Разумеется, веб-сайт вида «visit-my-city.ru» с культурным альманахом ну и с индивидуальными страницами «мест интереса» или ссылками на эти сайты.

Культурный альманах

Берём календарь культурных событий. Формируем афишу на ближайший месяц. Информацию собираем со всех городских площадок. Афишу за 10 дней со всех собрали, ок, выпустили брошюру. Развезли по всем гостиницам, аэропортам, ресторанам, кафе. Всей работы на 10 дней. Делать можно раз в месяц. Отдать можно на аутсорс агентству какому-нибудь, при условии, что 60% места брошюры будет выделено под афишу. Зато можно не тратиться. Хотя лучше всё же делать это муниципалитету, чтобы не перегружать посторонне рекламой насосов и электродов.

Visit-my-city.ru

Сайт должен содержать весь Культурный альманах, информация будет более актуальна, чем в Альманахе, т.к. будет возможность вносить изменения в программу, что будет возникать неизбежно, а так же анонсировать события на более отдалённую перспективу. Так же сайт должен содержать отдельные страницы ВСЕХ мест, представляющих интерес для туриста, либо ссылки на отдельные сайты этих мест. Но обязательно концентрировать там ВСЮ информацию о том, что можно посмотреть/посетить/поучаствовать.

Сайт этот должен жить ОТДЕЛЬНО от сайта муниципального образования или района, где публикуется информация о достижениях администрации и информации социального характера. В общем, сайт для жителей города должен быть отдельным, при этом, разумеется, он может включать в себя и элементы туристического сайта.

Наружная реклама

Что происходит сейчас. Наружная реклама. Биллборд (один) стоит 20 000 рублей на 1 неделю. В козырном месте и то дороже. Остальные способы рекламы крутятся около этих показателей. Где-то больше, где-то меньше. Можно получить скидку (примерно 20%) по программе поддержки Малых предпринимателей (при наличии специальной бумажки, которую нужно ежегодно оформлять). Журнал Афиша может написать, а может и не написать. Может написать что-то маленькое, а может и вообще заранее обосрать, что идти заведомо не хочется. Можно попробовать договориться с радио, с какой-то газеткой на бартер (на "наши информационные спонсоры"), что-то такое. На рекламу 100 000 рублей потратить - легко. Чтобы было хоть как-то заметно - 500 000 рублей, а лучше миллион. А у меня выставка 15 работ в зале 20 кв. м. Или концерт группы из Новосибирска, которая очень крутая, но которую здесь почти никто не знает. Я потрачу на проезд 20 000, мне бы тут их покормить, за аренду зала заплатить, за аренду звука заплатить... Буду ли я тратить деньги на рекламу? Вряд ли. Мне бы отбить хотя бы эти затраты, не говоря уже о прибыли. Поэтому рекламу мы не будем давать, так как придёт на 10 человек больше, а потрачу я на 100 000 рублей больше. Не говоря уже о том, что независимые промоутеры вообще лишены возможности проводить совсем экспериментальные мероприятия, направленные на развитие культуры, на авангард. Точнее, очень в этом ограничены.

Вопрос выделения рекламных мест для мероприятий является вопросом культурной политики, поэтому решение об этом может принимать местный Культурный комитет, который отвечает за весь Культурный проект на данной территории.

Для успешного развития Нового Культурного Проекта нужны следующие инфраструктурные элементы:

Районный (Муниципальный) уровень:

Культурный комитет:

  • Управление региональным Культурным проектом;

  • Выпуск бесплатного альманах культурных событий;

  • Обеспечение бесплатной наружной рекламы культурных событий.

культурная политика, чяцъ, бдызозозо, мырк

Previous post Next post
Up