Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 1/3

Jun 18, 2014 00:54


День 7.

В этот день мы решили погулять по Регистану уже при свете дня. Погодка выдалась безоблачной, солнечной. Многие называют такую погоду отличной, но для меня это аццкий ад - очень жарко. Местные ходят в пиждаках и удивленно смотрят на нас, обливающихся пОтом.

Фоток будет много, интересных мест тоже, поэтому исторические справки буду загонять в квоты, кто не хочет читать историю - пропускайте. Движок этого еб*чего ЖЖ настолько кривой и дебильный, что цитаты слетают, каты смещаются и начинается полный хаос. Мало того, эти придурки сильно ограничили объем каждого поста и пришлось монолитный текст разваливать на части. Уроды! Пожалуй, это последний мой отчет на этом долбанном ЖЖ. Пора с него сваливать.



Про Регистан (39.654771, 66.9757193)

Площадь Регистан
"Я - Регистан, я - сердце Самарканда".

Регистан - украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным: величие и красота Регистана вызывают у всех без исключения чувство восторга.

Площадь РегистанБытует легенда, что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни, и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» - песок и «стан» - место) - место, покрытое песком. Помимо всего прочего, это было место, где собирался народ, ибо именно здесь оглашались все королевские указы, перед прочтением которых громко трубили в трубы. Но не стоит забывать, что изначально, в начале XV века, на площади еще не было ни одного из тех уникальных памятников средневекового восточного зодчества, которые сейчас окружают ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля.

Регистан - огромная площадь, замощенная обожженным кирпичом и булыжниками, на которой стоит ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является медресе Тилля-Кари, слева от него построено медресе Улугбека, а справа - медресе Шердор.

Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека, возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека. Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор - филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари - все это поражает, удивляет и притягивает.

Однако был период, когда Регистан погрузился в запустение. С конца XVII века и особенно в первой половине XVIII века город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару, и Великий Шелковый Путь перестал проходить через Самарканд. Медресе Регистана опустели. По свидетельству современников, был даже период, когда город почти полностью опустел, а в медресе жили дикие звери. К концу XVIII века Самарканд стал постепенно оживать, и вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения, а маддахи (рассказчики), сопровождая повествование жестами, полными драматизма, громко славили подвиги святых и героизм прославленных воинов давно минувших дней. В 1875 году площадь была выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города.

Сегодняшний Регистан продолжает удивлять и впечатлять и навсегда остается в памяти и сердцах прикоснувшихся к нему. Два раза в год на площади Регистан проводится большой музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются творческие коллективы со всей Азии. Здесь, на Регистане, проходят и другие фестивали и праздники, а в будние дни на площади работают мастерские и лавочки, в которых туристы могут приобрести уникальные вещи, сделанные руками восточных мастеров.

В парке цветут молодые каштаны







На самой площади в этот момент идет реконструкция и туристов туда не пускают. Поэтому фоткаем из далека.

Справа - Медресе Шердор, по серединие Медресе Тилля-Кари, слева Медресе Улугбека.



Вот интересная информация по ним:

Медресе Улугбека
Медресе Улугбека было построено внуком Великого Тамерлана в 1417-1420 годах и стало самым прекрасным из всех его творений. Гордые громады древних стен и башен медресе Улугбека возвышаются над легендарной площадью Регистан. Как говорят самаркандцы, от тяжести медресе Улугбека в Самарканде "хребет земли приходит в содрогание".

Само здание медресе обращено к площади величественным порталом со стрельчатой аркой. Помимо традиционных цитат из Корана на портале написано следующее: "Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нем навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нем люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - "живут в нём учёные".

Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан, выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы - художественное совершенство в наивысшей его степени.

По углам медресе - высокие купола и стройные минареты, над входной аркой - мозаичное панно с геометрическим орнаментом. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты - для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй - для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока. Здесь учился Абдурахман Джами - знаменитый поэт, учёный и философ.

Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе.

При всей своей монументальности здание кажется легким и изящным. Рельефных деталей стен, которые указывали бы на их значительную толщину, или совсем нет, или же они сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, сине-голубые изразцы на стенах также способствует ощущению легкости, а стройные цилиндрические минареты как бы вписали здание в вечно синее самаркандское небо. В декоре в основном использованы три характерных для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Присутствие других цветов в оформлении говорит об участии в строительстве и мастеров из других регионов.

Как гласит предание, помимо целой плеяды известных ученых (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи и других), читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии, богословию, о человеке и мировой душе, в медресе преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не смог понять эту научную речь, кроме самого Улугбека и его учителя Казы-заде Руми, которого современники называли "Платон своей эпохи".

К несчастью, Улугбек, великий ученый и просветитель, математик и астроном, не смог вовремя заметить опасность, исходившую от самого родного человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было брошено на пороге его скромного жилища в стенах медресе. Но справедливость восторжествовала: через пять с половиной месяцев сам Абдулатиф будет казнен, а на могиле его напишут ”отцеубийца”.

Медресе Шердор

Медресе Шердор ("Обитель львов") назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде - барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано "Господь Всемогущ!".

Это медресе было возведено в Самарканде на площади Регистан в первой половине XVII века. Здание, архитектором которого был зодчий Абдул Джаббар, строилось почти 17 лет (1619-1636 гг.). Медресе Шердор повторяет медресе Улугбека, но с искаженными пропорциями. Скорее всего, именно несоизмеримо большие размеры купола послужили причиной того, что здания разрушилось уже через несколько десятков лет после постройки.

Все стены медресе покрыты цитатами из Корана. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов. Множество вьющихся цветов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор, украшают мозаичное панно дворовых арок. При этом интерьер худжр-келий, в отличие от внешнего убранства, строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: комната для занятий, небольшая кладовая и отдельное место для сна.

Медресе Шердор В начале XX века в медресе начались большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования: отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала. Все работы велись с соблюдением древних традиций узбекских народных мастеров, согласно которым разборка и кладка свода производилась без кружал. Кладка была закончена в 1925 году. Позже были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе. В 1960-1962 годах были отреставрированы два минарета высотой 31 метр главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари («Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, это медресе должно было своим главным фасадом замкнуть ансамбль на площади Регистан с северной стороны, а в самом здании должна была разместиться мечеть, чтобы студенты Медресе Тилля-Каримогли совершать молитву, не уходя из медресе. Особенно впечатляет в медресе стенная живопись и богатая позолота внутренних стен главного помещения мечети.

Главный фасад состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами-лоджиями и угловыми башнями - гульдаста. Двор с четырьмя айванами по периметру окружен кельями в два этажа. Остальные стены и свод были сплошь покрыты росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был михраб (молитвенная ниша в стене, обращенной к Мекке) и 11-ступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие позолоты в отделке и определило название медресе - Тилля-Кари. Дворовые и наружные фасады облицованы мозаикой и майоликой с различными узорами - геометрическими, растительными и эпиграфическими. Добротные деревянные двери украшены тонким орнаментом.

В начале XIX века сильное землетрясение разрушило в Тилля-Кари из без того накренившийся главный портал. Позже верхняя его часть была отстроена затем заново, но на ней уже не было изразцовой облицовки. Реставрационные работы в Тилля-Кари начались в 20-х годах прошлого века: узбекские мастера-керамисты укрепили оставшиеся старые изразцы и изготовили новые. В начале 30-х годов изразцами местного производства облицевали боковые части переднего фасада медресе. Реставрация Тилля-Кари продолжилась в 1950-1956 годах: тогда восстановили облицовку дворовых фасадов и большого барабана мечети, укрепили металлическими «связками» юго-западный угол медресе и южную галерею мечети. В 1958 году был реконструирован портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.

Нагулялись, зажарились, поехали в следующее значимое место - Мавзолей Гур-Эмир. По сути это гробница Тамералана. Где-то тут лежал мел судьбы )) (39.6487016, 66.9690916)

Вкратце - это могила Тимуридов. Изначально была построена для сыновей Тамерлана, но в результате тут лежат и его дети и он сам у ног своего учителя и даже великий астроном Улугбек.



Гур-Эмир
"Счастлив тот,
кто покинет этот мир раньше,
чем мир откажется от него".

Гур-Эмир (переводится как "гробница эмира", "могила повелителя") - усыпальница Тимуридов, шедевр зодчества Средней Азии, место захоронения Амира Тимура, двух его сыновей - Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и великого астронома Улугбека, а также духовного наставника Тимура, мусульманского шейха из Медины Мир Сейид Береке и некого Шаха-Ходжа. Гур-Эмир - мавзолей, чья постройка связана с внезапной кончиной во время военного похода 27-летнего Мухаммед-Султана, любимого внука великого Амира и наследника престола.

Мавзолей начали строить в 1403 году по повелению Тамерлана на месте ансамбля, возведенного на рубеже XIV-XV вв. царевичем Мухаммед-Султаном на юго-востоке средневекового Самарканда. Комплекс тех лет включал в себя самое древнее среднеазиатское медресе, минареты и ханаку, служившую резиденцией царевича. До наших дней сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырех минаретов. По тому, какие здания входили в архитектурный ансамбль Мухаммед-Султана, ясно, что здесь задумывалось возведение центра исламского образования, но никак не погребального комплекса. Однако после смерти Мухаммед-Султана Тимур придал иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.

Над склепом, в котором был похоронен Мухаммед-Султан, возвели купол с мозаичной облицовкой невероятной красоты, нижнюю часть стен выложили из мрамора с лазурным и золотым покрытием. Но Тамерлану не понравилось возведенное здание - сооружение было разобрано, а на его месте началось строительство еще более грандиозного монумента. В 1405 году во время похода на Китай в Отраре умирает от воспаления легких Амир Тимур. Несмотря на наличие заранее построенного великолепного мавзолея в Шахрисабзе, родном городе Тимура, похоронили его рядом с внуком - в Гур-Эмире.

Строительство сооружения было продолжено, и мавзолей стал семейным склепом династии Тимуридов во время правления другого внука Тимура - выдающегося ученого Улугбека, который, как упоминалось ранее, был также похоронен в Гур-Эмире. На надгробии Улугбека высечена надпись с упоминанием, что он пал от рук собственного сына. Абдуллатиф, наследник Улугбека, отдал своего знаменитого отца на растерзание представителям реакционного духовенства, а, получив во время путешествия в Мекку для свершения хаджа известие о его трагической кончине, даже не поинтересовался, что стало с телом отца. Улугбек же был зверски замучен, а тело великого ученого закопали на кладбище в селении, где он был жестоко убит. Прах Улугбека перенесли в Гур-Эмир гораздо позже по распоряжению правителя Мавераннахра, пришедшего к власти после Абдуллатифа, сына-изменника. Улугбека похоронили со всеми почестями, одев в нижнее белье из шелковой ткани, как человека, погибшего насильственной смертью.

Однокупольное восьмигранное здание мавзолея представляет собой яркий пример нового синтетического стиля центрально-азиатской архитектуры начала XV века. В восхитительном оформлении мавзолея нашли отражение величайшие достижения зодчих всего Среднего Востока. Необыкновенной мощью, достигнутой при помощи необычной луковичной формы, веет от рифленого купола мавзолея, чья громадная ярко-синяя шапка с глубокими розетками и белыми вкраплениями затмевает собой основной архитектурный остов - барабан в форме цилиндра под куполом и восьмигранное сооружение. На внешней стороне купола 64 грани, которые говорят о количестве прожитых пророком Мухаммедом лет. Такой же купол был построен в Санкт-Петербурге в 1913 году на Кронверкском проспекте рядом с Петропавловской крепостью на мечети, сооруженной под руководством Эмира Бухарского. Художник-архитектор Николай Васильев и академик архитектуры Александр фон Гоген повторили форму купола гробницы Гур-Эмир. Других аналогов купола в мире не существует.

Для композиции мавзолея характерны основательность и изумительная выразительность, которые подчеркиваются грандиозными размерами и живописностью пространственных форм. Украшение на стенах мавзолея усиливают ощущение торжественности: основание снизу покрыто мраморной панелью, над которой на фоне кирпичей терракотового цвета выложен голубыми и белыми плитами эпиграфический орнамент, а искусные узоры и надписи работы Мухаммада ибн Махмуда Исфахани украшают почти трехметровый барабан.

Внутренняя отделка также поражает своей монументальностью: для увеличения пространства мастера сделали ниши в форме креста. Роскошь декоративного покрытия, насыщенность синего и золотого цветов на высокой панели из оникса светло-зеленого цвета приковывает взгляд. Карниз из мрамора, установленный над панелью, декорирован искусной росписью. Стены выполнены в виде огромного алебастрового панно с узором из звезд, купол и арка ослепляют красотой рельефных выступов из покрытого цветочным орнаментом папье-маше. Деревянные двери, установленные при входе в мавзолей еще при Улугбеке, украшает великолепная тончайшая резьба. Мраморная решетка, украшенная орнаментами, и декоративные каменные надгробия прекрасно гармонируют с внутренним великолепием мавзолея.

Еще при Улугбеке на могиле Тимура установили надгробную плиту из красивого нефрита, которую привезли из Моголистана. Камень этот являлся троном потомка Чингисхана - Кабек Хана. На надгробии высечена знаменитая надпись-предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

Гур-Эмир стал прототипом мавзолеев Хумаюна в Дели и Тадж-Махала в Агре - знаменитых памятников эпохи Великих Моголов, построенных правящей династией Северной Индии, являющейся потомками Тамерлана. Гур-Эмир по праву можно считать не просто гробницей великой династии, а дворцом - слишком много труда, сил и средств было вложено в строительство великолепной усыпальницы.

Легенды.
Каждый памятник, находящийся на территории древнего Самарканда, имеет свою неповторимую историю. Однако с каждым из них связано и множество тайн и легенд. Гур-Эмир не является исключением: у него есть свой список преданий, относящихся к разным эпохам.

Так, например, множество легенд связано с надгробным камнем на усыпальнице Амира Тимура. В 1740 году темно-зеленая нефритовая плита была вывезена иранским завоевателем Надир-шахом и установлена в качестве ступени перед его троном. С этого самого мгновенья на голову иранского правителя и его подданных обрушилась волна несчастий. И только после долгих уговоров советников Надир-шах приказал вернуть камень на место. Однако по дороге в Самарканд камень уронили, и он раскололся на две части.

Еще одна таинственная история произошла гораздо позже. В июне 1941 года решением правительства Узбекистана был вскрыт склеп в Гур-Эмире. После проведенной экспертизы ученые установили, что в мавзолее на самом деле покоятся забальзамированные тела мужчин династии Тимуридов: Тамерлан, его сыновья и внуки. Останки Амира Тимура были найдены в гробу из арочного дерева. Мухаммед-Султан также был захоронен в деревянном гробу, остальные тела находились в саркофагах. М. М. Герасимов, известный антрополог-реставратор, исследовав черепа Тимуридов, смог представить миру их портреты. Было установлено, что рост Тимура составлял 180 см, что делало его гигантом среди людей того времени, и он сильно хромал при ходьбе.

Несомненно, научная ценность исследования гробницы была огромна, но... Все вспомнили о проклятии Тамерлана: ранним утром 19 июня 1941 года археологами была вскрыта гробница, а через два дня началась Великая Отечественная война. Что это - мистика или кара грозного Амира Тимура? Предание гласит, что в усыпальнице был заключен злой дух войны, который был выпущен на свободу археологами, что и привело к ужасным последствиям. О событиях, связанных со вскрытием гробницы, в 2004 году был снят научно-популярный фильм «Тайна гробницы Тимура. Проклятие Тамерлана». А в знаменитом блокбастере ”Ночной дозор” Тимур Бекмамбетов упомянул и о мавзолее Гур-Эмир, и о меле судьбы, который был найден в деревянном гробу Тамерлана во время тех самых раскопок 1941 года.

Вид на некрополь



Собственно могилы





Сам мавзолей









Могилы сыновей и Тамерлана



Потолок и стены исписаны лазурной краской и арабской вязью



На самом деле очень красиво!



Могила с палкой - высшая честь. Тут лежит учитель Тамерлана.





узбекистан

Previous post Next post
Up