Стрельцов. Спасибо, что... Что это было?

Nov 29, 2020 11:01



Спортивный кинематограф - отдельная любимая тема в личных предпочтениях. Не надо лишний раз говорить, что 99% картин на эту тему лучше в западном кинематографе. Вот получается у них на разрыв и ты веришь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/almakedonskij/strelcov-spasibo-chto-chto-eto-bylo-5fc09024b1f92632baa2141d

Отечественная индустрия до некоторого времени не радовала зрителя подобными сюжетами, но в последнюю десятилетку как сорвалась с цепи и стала буквально пачками штамповать спортивные и околоспортивные блокбастеры (Движение вверх, Легенда №17 и т.д.). С одной из новинок и удалось на днях познакомиться. Речь пойдет о фильме Учителя «Стрельцов». Ага, напряглись, вчитываясь в фамилию режиссера? Я вот тоже потер лапки на титрах. Но Учитель оказался в итоге не тот самый, а сын. Практически дебют в большом кино.



Подающий надежды молодой футболист после удачного матча переходит в команду мастеров московского «Торпедо» и полностью соответствую своей фамилии, стрелой взлетает на Олимп отечественного футбола. Матчи против больших клубов, Олимпиада, встречи на международном уровне и все вытекающие последствия безбедной жизни в столице. Где-то что-то пошло не так, и понеслась жизнь по наклонной.

О сюжете много говорить не стоит. Во-первых, если знаете, кто такой Стрельцов, и так представляете, о чем будет история. Во-вторых, даже если захочешь заспойлерить, то особо и не получится, так как сюжет строго идет по четкой структуре комедия (завязка) - драма (интрига) - развязка. Поэтому и толком описательством заниматься не получается, так как нечего описывать. Ну не траекторию полета мячей на стадионах?

Поэтому просто предлагаю взвесить все плюсы и минусы и определить для себя, что в итоге получилось. На объективную составляющую не претендую, мнение сугубо личное.



По минусам:

- я большой фанат спортивного кино, о чем уже упоминал выше. Но не могу я без слез смотреть на спортивные съемки отечественных кинопроизводителей. Такое ощущение, что они проходят во время репетиций танцевальных коллективов. Тут герой бежит боком и просит пас, параллельно подмигивая партнеру, что соорудят сейчас забубенистую комбинацию. Серьезно? Потом он делает в игре такой финт, который и Неймар не всегда может себе позволит. Я, конечно, наслышан про мастеров прошлого, но чтобы они полотерили на поле не замечал.

- в фильме про СССР надо обязательно показать серых людей из обкомов, горкомов, спорткомитетов, которые непременно хотят всех отовсюду повыгонять/подсидеть/посадить за малейший проступок, но в то же время заботятся о силе и величии отечественного спорта и государства в целом. Ну или по крайней мере так кажется. А по факту типичные номенклатурщики.

- почти все женские образы в картине отрицательного характера. Ну только если мама героя, но ее совсем мало и лишь для умиления зрителю показывают. Остальные все - циничные, завистливые и узколобые.

- не знаю, можно ли отнести к минусам “историчность” сюжета? Это все же авторский взгляд, киношный. Но лично мне, как болельщику и любителю кожаной сферы, удивительно смотреть на подобное. Почему в финале Олимпийских игр мы играли с болгарами, а не, как в реальности, с югославами? Почему была обязательна встреча с Пеле?



Ну хватит пожалуй старческого бурчания с негативным контекстом.
Пробежимся по плюсам фильма:

+ современные технологии позволяют перенести действие сюжета в любую эпоху, а удается это или нет, все зависит больше не от сценария, а от бюджета, способного показать детали эпохи. С этим здесь все в порядке. Хотя самих деталей, отвлекающих на себя, не так и много. Ну если не брать в расчет красную форму сборной. Да и сам фильм смотрится очень ярко и сочно, как первомайский парад с трубами и барабанами.

+ яркие актеры во второстепенных ролях (Яценко, Хаев, Добронравов). Правда образы у них прямолинейные и довольно скучные, но у актеров тут видимо мало было шансов поправить. Идеальный образ комментатора у Дениса Казанского. Тут никаких вопросов вообще.

Пожалуй, на этом с позитивом всё.



А всё не так просто, как кажется. Личность Стрельцова весьма интересна и неординарна. Особенно для нашего футбола, где таких ярких звезд было не так-то и много. А судьба просто кошмарна. Так до сих пор никто и не знает, за что и почему одну из действующих молодых звезд современности отправили на 12 лет на зону прям накануне Чемпионате мира, где был шанс противостоять начинающему Королю футбола. Но сюжет прям совсем линейный: украл-выпил-в тюрьму. Вообще драмы не вижу. Ну совсем. Пробухал половину фильма, отсидел 5 секунд, выходил с зоны 25 секунд. Всё. Петров показал страдания лицом, поиграл улыбкой, молодец. Была у нас эра Есениных с Безруковым, потом пришли герои Козловского, а теперь на смену им ворвался несколько лет как уже Гоголь-Стрельцов Петров. Ну бывает. Чего уж.



Да, и пожалуй, удивило, что акцент на других футболистов-партнеров совсем не бы сделан. Ну вот вообще никак. Ну осудили одного вратаря в самом начале и все. Два-три раза промелькнули фамилии игроков в процессе сюжета, но ни на одном внимание не остановилось. Реплики "Лев Иваныч", "Иванов", "Симонян", - и всё, полнейшая тишина. И это надо учесть, что в съемках, судя по начальной заставке, принимал участия Российский футбольный союз (РФС), действующим вице-президентом которого Никита Павлович Симонян и трудится в настоящее время. А человеку уже 94!!!

Ну и тут не чисто к фильму вопрос, а просто риторический. Может тоже кто задавался вопросом, почему все заставки кинопроизводителей у нас такие пафосные? Так сложилось, что в создании фильма приняло участие несколько студий, и буквально все при появлении своих логотипов и символов ставят чуть ли не Вагнера. Что за дань традиции великоимперского завоевания мира? Это они еще крупных наград не получили. Так там вообще начнутся фанфары и конфетти что ль? Ну вот ближе моему взору спокойная заставка Dreamworks или Europa и тихие спокойные Focus и Pathe. Они как-то настраивают с самого начала на уют, а тут того и гляди футболисты с аркебузами выскочат на поле и начнут друг друга топить в крови. Что за пафос адский?



Для кого этот фильм? Пожалуй, для всех любителей спорта, которые плевали на историческую составляющую и хотят просто расслабившись посмотреть на достижения отечественного спорта без всяких отвлечений. И пусть успехи и достижения тут практически не показаны, а сам Стрельцов в итоге не поучаствовал, кроме Олимпиады, больше ни на одном крупном футбольном форуме, но желание гордиться и восхищаться своей историей - необходимая потребность для некоторых.

Дочке (8 лет) понравилось. Говорит, ярко и весело. Пересматривает. Ну вот и аудитория у Саши Петрова подрастает.

5/10
24. Герой по ошибке попадает не в то место

Российское кино, кино выходного дня, кино, кинозаметки, спорт, кинозаметки-2020, футбол

Previous post Next post
Up