Последний день пребывания в Таллине был ознаменован посещением развалин католического монастыря, принадлежавшего ордену Святой Бригитты и в свое время считавшемся крупнейшим монастырским сооружением Ливонии.
Строительство этого женского монастыря было начато еще в XV веке зажиточными купцами и представляло собой типичную для средневекового времени сакральную постройку в позднеготическом стиле.
Самым интересным было то, что в монастыре было разрешено жить и вести божественную службу священникам мужского пола. А также ходили слухи, что из монастыря в город вели подземные ходы.
Сам монастырь был разрушен еще во времена Ливонской войны и с тех пор сохранился лишь западный фронтон монастырской церкви и ее боковые стены. А уже в XVII в. на его территории было устроено кладбище, где хоронили местных крестьян.
Уже в XXI в. рядом с руинами было построено новое здание из известняка для монахинь-бригитток Особая гордость - все строительные материалы и внутренняя отделка были местного, эстонского производства. Кроме разве что колоколов, изготовленных в Риме.
С монастырем связана интересная легенда.
Когда Таллин был осажден отрядами литовцев-язычников, одному богатому жителю приснился вещий сон о том, что город будет спасен, если сиренные девицы из Цистерианского монастыря Святого Михаила проследуют в торжественной процессии вдоль морского берега, пока не встретят белую корову, кормящую своим молоком трех белых козлят. На этом месте и следовало построить новый монастырь.
На следующий день монахини отправились в путь и нашли всё, что было предсказано. Когда же они возвращались в город, литовцы напали на монахинь и увезли в свой военный лагерь. Именно в лагере Удо, сын языческого князя и увидел одну прекрасную послушницу Мехтгильду, которая, по странному стечению обстоятельств, была дочерью того самого "вещего" купца.
Мехтгильда, как ярая поборница католической церкви, отвергла ухаживания и сватовство княжича Удо. Но именно по ее просьбе литовцы отпустили всех монахинь.
Вскоре союзники Таллина, датские войска, освободили город и все забыли о побежденном неприятеле. Но только не послушница Мехтгильда. Она часто вспоминала княжича.
(всегда было интересно: часто в легендах и сказках упоминают о чем думал герой этих самых сказов. Блин, ну откуда это известно о чем он думал в тот момент? Я спустя несколько месяцев не помню о чем думал перед какой-то достопримечательностью. А тут века!!!!)
Через некоторое время вместе с товарищами Удо проник в Таллин и попытался похитить послушницу из монастыря, но был пойман. Часть из них перебили, часть бросили в подземелье. Почти год провел Удо в казематах пока до него не дошла весть о том, что Мехтгильда фон Юнгинен по желанию отца одной из первых вступила в монастырь Святой Бригитты. Тот самый, на месте которого корова кормила трех козлят.
Однажды ночью, обуреваемый бессонницей и отчаяньем, пленник заметил крота, который высунул мордочку между каменными плитами пола. Удо со товарищи предприняли непосильный труд прорыв ход под землей и морем прямо до монастыря размером с милю.
И вот однажды, летним вечером, он оказался у стен монастыря, где горячо любимая Мехтгильда раздавала милостыню бедным. Когда все удалились, ее взгляд упал на незнакомца. Девушка с радостью узнала литовского княжича, который с упорством начал подговаривать ее к бегству.
Но и на этот раз Мехтгильда не изменила своей вере, и Удо в отчаянии и гневе вернулся на родину, где искал забвения в бесконечных военных походах.
Не помогло - образ прекрасной Мехтгильды стоял день и ночь перед глазами. Ему посоветовали отвести душу и отомстить бессердечным христианам. Круша всё на своём пути, Удо приближался к Таллину.
Но судьба настигла его на подступах к городу. В кровопролитной битве литовцы были разбиты, и княжич остался лежать израненный на поле битвы практически бездыханный. Его подобрали проезжающие мимо рижские купцы и привезли в таллинский доминиканский монастырь.
Мехтгильда узнала об этом и стала посещать Удо каждую ночь, чтобы выходить его. Все считали монахиню ангелом, прилетевшим спасать незнакомца.
Год спустя Удо принял крещение, подстригся под именем Деодатуса в монахи, а через несколько лет стал настоятелем Доминиканского монастыря. Он прославился своей набожностью, и как говорили, ему покровительствовало само небо.
Шли годы. Однажды вечером Деодатус напрасно ожидал полуночного посещение. На следующее утро через море донеслись звуки колокола монастыря Святой Бригитты - там отпевали настоятельницу Мехтгильду.
Недолго прожил Удо, разбилось его осиротевшее сердце. Согласно его последней воле, он был погребен в церкви Нигулисте, рядом с той, которую любил всю свою жизнь.
Тут и сказочке легенде и фотографиям с места событий пришел конец. Спасибо за внимание ;)
to be continued...
maybe
P.s. за легенду отдельное спасибо автору прекрасных путевых заметок по Прибалтике, Ольге Чередниченко