Как постсоветская Россия оказалась колонией

Jun 18, 2024 14:54


вариант с гиперссылками:



dzen.ru

Введение. Карл Маркс был закомплексованным неудачливым биржевым спекулянтом. Соответственно, он самоё фондовую биржу вытеснял из своего сознания, и теорию капитализма построил не вокруг нее, а вокруг неких своих абстракций по поводу фабрики своего друга Энгельса. Вот, дескать, работницы трудятся, тратят рабочее время. Энгельс, присваивает выручку, а затем, платит им ЗП. Но не всю же он им выручку-то отдает (нам тоже остается). Отдает только столько, чтобы не убежали. И ведь везде так. Везде! Несправедливость и эксплуатация. Однако биржа это мозг и сердце капиталистического мира. Если начинать рассмотрение с нее как с целого, все его противоречия видны гораздо сильнее и лучше. Подробнее: «сама биржа»

Предупреждение. Данный текст не является самодостаточным. Для его адекватного понимания необходимо ходить по приведенным в нем ссылкам. При этом какие-то элементы данного текста общеизвестны, какие-то новы, какие-то оригинальны. Не будете ходить по ссылкам и читать, что там написано, я не могу гарантировать адекватного понимания.

Определения:

Капитализм - всем рулит фондовая биржа.

Социализм - всем командует госплан.

Конвергенция, кейнсианство, интегративная экономика (С.Ю.Глазьев), - биржа есть, но сильны и государственные инвестиции и госрегулирование.

(Нео)колония - всем рулит чужая биржа и чужое государство.

(Нео)колониализм - вынос проблем капитализма вовне при помощи банковской системы.

Либерализм - всем рулит штатовская биржа и штатовское государство, для либералов не чужое.

Хомяк - мелкий инвестор, «хозяйчик» по Ленину.

Сила капитализма. Осознав верховенство биржи, мы понимаем, что при капитализме командуют производством не какие-то отдельные буржуи, а вся совокупность акционеров, включая паевые фонды, крупных портфельных инвесторов и миллионы хомяков. Работник тоже может быть хомяком, никто ему это не запрещает. Иной раз и акциями «родного» предприятия с ним расплачиваются (плюс далеко неоднозначный, как и минус). Таким образом, биржа преодолевает фундаментальное (по К. Марксу) противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения. В целом, инвестируя в прибыльные предприятия, и, уводя деньги из неприбыльных, вся совокупность инвестиционного сообщества обеспечивает экономике обратную связь и позволяет выявить наиболее эффективные производства. Таким способом система саморегулируется.

Слабость капитализма. Вытекает из его подлинного фундаментального противоречия, в идеале: работник не должен ничего стоить, но при этом быть неограниченно платежеспособным. Подробнее: «сама биржа». Другими словами, ЗП - это затраты, инвестиции в производство - затраты и т.д. Любой инвестор бежит от них с различной степенью проворности, - скальпист мгновенно, а холдер медленно. Причем от размеров портфеля это, похоже, не зависит. Есть и хомяки скальписты, а есть и крупные инвесторы холдеры, как, например, тот же Баффет, заявивший, что продавать компании, которыми владеет его фонд, это все равно, что продавать собственных детей. Инвестиции на какие-либо общегосударственные нужды вообще с трудом организуемы при жестко капиталистическом подходе.

Социализм - всем командует госплан. Подробнее: "реальное отличие"

Сила социализма. Способность концентрировать огромные ресурсы и усилия на выбранных направлениях.

Слабость социализма. Как говорил тов. Сталин, «мы полностью разрегулировали экономику в пользу производства средств производства». Деньги не возвращаются предприятиям в виде вложений от частных инвесторов. Да, была возможность инвестирования - при СССР, были облигации, они давали 3%. Но это были вложения во всю экономику и, конечно, они не были очень интересны. В результате разрегулированная система с плохой обратной связью.

Кейнсианство. Конвергенция. Интегративная экономика. Рассмотрим непредвзято, без идеологии, т.е. без систематического обмана и запутывания шир. нар. масс, обе системы в их крайнем проявлении. Нетрудно заметить, что они не столько противоречат друг другу, сколько друг друга дополняют. Действительно, государство может направлять налоги на то, на что частник никогда не решится. Частник в свою очередь помогает выделить и простимулировать лучшие на какой-то период времени компании. Соответственно, подобные подходы стали применяться во время великой депрессии, получив название «кейнсианство». Затем в 1960-70-е годы, будучи усмотрены как капиталистическим, так и социалистическим начальством, получили обозначение «конвергенции» двух систем. А сейчас называются (С.Ю. Глазьевым) «интегративной экономикой».

(Нео)колониализм. Кейнсианство внутри страны смягчает основное противоречие капитализма за счет перераспределения средств государством. Но надо что-то делать и вовне. Нужно каким-то образом удешевлять импорт, либо товаров, либо иностранной рабочей силы и при этом создавать рынки сбыта для своей продукции. Приравняв доллар США к золоту на Бреттон-вудской конфернции, США смогли запустить механизмы экспорта долларовой инфляции. Суть этих механизмов в том, что экспорт происходит за доллар США. Затем на пришедшие в результате внешнеторговых операций доллары центробанки стран-контрагентов закупают штатовские долговые обязательства. Подробнее: «импорт инфляции», «штатовское решение». Таков важнейший механизм неоколониального «ограбления» периферии - возможность получать «колониальные» товары «за эмиссию». Затем Бреттон-Вудская система была заменена на Ямайскую (1976). В результате к доллару США добавились в качестве «резервных валют» британский фунт, швейцарский франк, марка ФРГ, японская йена и французский франк (они получили совокупное называние СКВ- свободно конвертируемая валюта). Необходимость привязки валют к золоту была отменена. Параллельно с этим складывалась целая система офшоров - подставных фирм на территориях с пониженным налогообложением, через которые можно было проводить различные внешнеторговые операции. См.превосходный фильм реж. Содерберга «Ландромат» или «Прачечная» (2019). В последнее же время с распространением криптовалют появились невиданные ранее возможности децентрализованного обмена разных видов фиатных денег и взаимных расчетов.



Что произошло в СССР. Поскольку возможности инвестиций при СССР со стороны населения были ограничены покупкой облигаций под 3%, хозяйчик не становился, пусть мелким, но биржевым инвестором - хомяком, а превращался в товарного спекулянта. Товарные спекуляции разъедали экономику СССР, искусственно создавался дефицит самых различных потребительских товаров. При этом сохранялась монополия внешней торговли. Иностранная валюта, как источник наиболее маржинальных спекуляций приобретала сверхценность и затемняла разум спекулянтской общественности, которая продвигалась все выше и выше в партийно-комсомольской иерархии. Отдельно стоит рассмотреть роль политики Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева в развития товарного спекулянтства, она сильно недопонимается нынешним обществом. Подробнее: «становление…». Наконец, в 1990 году на последней сессии СЭВ, Н.И. Рыжковым было озвучено наиболее катастрофическое решение: переход с торговли за переводные рубли, на торговлю за «СКВ». СЭВ примерно через год исчез за ненадобностью. Вот вам и «главный свидетель». Затем долларизация перекинулась и на сам СССР. Спекулянты получили возможность скупать его активы за долларовую, прежде всего, эмиссию. А экспортную выручку оставлять в оффшорах. Подробнее: «как работает».

Так постсоветская Россия и оказалась колонией. В дальнейшем фетишизация доллара превратилась просто в какую-то национальную катастрофу. Не только крупные спекулянты и хомяки, но и просто население бросилось не только хранить в нем свои сбережения, но и производить любые более или менее крупные расчеты. Тем самым рубль систематически обесценивался. Хотя об экспорте за рубли разговоры шли уже с 1990-х, прежде всего стараниями С.Ю. Глазьева, массовое понимание данной проблематики началось разве что с начала СВО в 2022 году. Простые и незыблимые постулаты формулы Фишера были наглядно продемонстрированы экспортом за рубли. Первый этап экспорта за рубли - обязательная продажа валютной выручки. Его реализация дала обвал доллара до 55 руб. Последующий откат к либерализации вновь увеличил курс почти в два раз. Возвращение к частичной продаже стабилизировало курс на уровне ок. 90 руб. Ценность денег определяется их товарным покрытием. Чем больше товарное покрытие на единицу, тем крепче деньга, тем меньше инфляция. Да, инфляцию можно замедлить, заставив хомяков вкладываться в депозиты, чем сейчас и занимается ЦБ. Но это иллюзорное снижение, по мере накопления % инфляция будет возвращаться, %% же надо будет выплачивать! А оставленные без кредита предприятия могут и повышать цены в надежде продать хоть что-нибудь. Единственный надежный путь к укреплению рубля - увеличение товарной массы, стоящей за ним. Для этого % должен быть доступным для производителей.

Главная ошибка советского руководства. Что надо было делать? Начинать «конвергенцию» с капитализмом надо было не снизу, а сверху! Не с бригадных подрядов и кооперативов, а с наиболее высокомаржинальных производств, создающих товар с наибольшей добавленной стоимостью. Разрешить акционерные общества. Восстановить фондовую биржу. Снять монополию внешней торговли и отрабатывать механизмы экспорта за рубли. Разумеется, с полной продажей валютной выручки. С контролем трансграничной торговли. С постепенным расширением хождения рубля за границей. С постепенным становлением экспорта за рубли. Не переводные рубли, а именно обычные. Это надо было делать в 1960-70х годах. Как бы к этому отнеслось население? При соответствующей подготовке - прекрасно! Мы же помним, как тогда уважалась «фирма». Плохо что ли сделать советские фирмы? Профсоюзы и компартия вполне могли быть получить новый импульс к осмысленной деятельности, контролируя и надзирая за распределением акций внутри предприятий между его работниками и администрацией. Желающие работать избавились бы от алкоголиков, тунеядцев и несунов. При этом интеграционные процессы в Европе находились в процессе становления. Офшоры еще не сложились в отлаженную систему. Да, экспорт был за СКВ, но она тратились на развитие страны, на централизованную закупку необходимого оборудования. Система громоздкая, не слишком эффективная, но все же не паразитическая.

Мне в перестройку и казалось, что впереди пойдут именно наши крупнейшие и наиболее высокомаржинальные фирмы, авиационные, прежде всего. Только механизм был не до конца понятен. Оказалось, что не только мне, юноше, он был тогда не понятен, но и государственным мужам.

Кто виноват. Неужели какой-то шлемазл из 19 века виноват в столь печальной реальности целой огромной страны? Ну, хорошо, он предложил кривую теорию. Не то, чтобы совсем неправильную, а просто неудобную, типа как птолемеевская геоцентрическая система. Но почему же ее не исправили-то за целое столетие? Тем не менее, получается, что именно так. Вы же не сообразили, в чем главная ошибка советского руководства, пока не прочитали. Да и я вполне осознал лишь совсем недавно. Видимо, виноват все-таки пресловутый «русский ум».

биржа, история, К.Маркс, Глазьев С.Ю., макроэкономика, Теория, кейнсианство, социализм, альтернативная история, Экономика, капитализм, импорт инфляции в РФ

Previous post Next post
Up