Доброго времени суток, уважаемые дамы и господа!
Со времени последней записи, повествующей о моем опыте гештальт-терапии, прошло уже немало времени, однако я до сих пор так и не удосужился описать последнюю встречу с психологом Еленой.
Собственно последняя запись на эту тему содержала в себе некоторые сомнения в целесообразности продолжения терапии в целом, и ставил вопрос - стоит ли завершить встречи с психологом или же стоит все-таки попытаться продолжить сеансы. На удивление эта запись собрала какое-то умопомрачительное количество комментариев - около 130. Я действительно был удивлен и тронут тем, какое количество людей следило с интересом за моими воистину занудными описаниями сеансов. И мне кажется, я в какой-то мере должен написать, чем все это закончилось, выразив тем самым благодарность моим дорогим френдам.
Итак, по мере приближения сеанса я вдруг понял, что определился - да я хочу прекратить встречи с психологом. И в день сеанса я позвонил Елене и сообщил о своем намерении. Елена предложила сделать финальную встречу, во время которой можно было бы подвести итоги, и я согласился. Встреча эта прошла недели 3 назад.
Интересно, что на этот раз мы встретились в другом кабинете - это был конференц-зал, вокруг было много места и это было не очень уютно. Плюс к этому психолог поставила 2 стула фактически в середине зала, и ощущал себя словно на дуэли. После того как мы сели я вдруг понял, что у меня совершенно отсутствует желание о чем-либо говорить. Я уже четко осознавал, что, по сути, просто хочу попрощаться, а не устраивать очередной сеанс. Тем не менее, получился именно сеанс, прошедший опять-таки под раздражающее ощущение записи всего разговора на диктофон.
Вообще ощущение раздражения было центральным во время этого сеанса. Как я уже писал ранее - во время сеансов у меня зародилось ощущение того, что психолог надо мной издевается. Я, конечно, понимаю, что это всего лишь одна из моих личных реакций, однако избавиться от этого ощущения было крайне сложно. Так вот, в этот финальный сеанс ощущение стало более определенным - доминантным являлось ощущения унижения. Впрочем, понятно, что это была реакция на ощущение, что над тобой издеваются. Но вообще - именно это обобщение, выраженное в слове «унижение» многое расставило на свои места. Я в очередной раз, но уже с какой-то особой ясностью увидел, что агрессия пробуждается во мне как раз во время ситуаций, когда как мне кажется, кто-то пытается меня унизить. И как оказалось это знание является чрезвычайно важным - осознание первопричины помогло мне по-новому взглянуть на свою злость.
Интересно было наблюдать, как психолог пытался одновременно и похвалить меня за смелое решение прекратить сеансы, и, в то же время, упрекнуть меня в слабости нежелании работать над собой. Но повторюсь - за время сеанса ощущение, что меня пытаются унизить появлялось вновь и вновь. И это была важная информация, анализируя которую я в очередной осознавал, что внутри меня существует определенный механизм реакции на доминирующее женское поведение. Механизм этот очень прост - когда мне начинает казаться, что женщина пытается управлять мной, осуществлять надо мной контроль - внутри возникает злость. Корни этого механизма находятся в детстве - борьба с матерью в моей голове, по всей видимости, продолжается до сих пор…
Основной задачей во время этого финального сеанса я выбрал убеждение психолога в том, что наши встречи завершаются не по ее вине. Мне неоднократно хотелось подчеркнуть (что в общем-то я и делал) тот факт, что причина прекращения терапия не в некомпетентности психолога, а в том, что набор моих непроизвольных реакций на пол психолога является препятствием для плодотворной работы. Нет, мы бы конечно могли продолжать эти сеансы, но уже из первых четырех стало ясно, что колоссальный объем энергии тратится на мое противоборство с Еленой и на попытки взять контроль в свои руки, исходя из соображений о том, что женщина не должна контролировать процесс. Да что там процесс, в глубине душе я нахожу удобным положение, в котором женщина вообще ничего не должна контролировать! :)
Вот так и закончилась моя терапия. Следует отметить, что несмотря на ее краткосрочность она была для меня чрезвычайно полезной и плодотворной, поскольку позволила выявить определенный механизмы формирования моей агрессивности, что в свою очередь позволило снизить накал агрессии в целом. Кроме того я понял, что злость которую я испытываю в какой-то мере является частью меня и избавившись от нее полностью я перестану в этой же мере быть самим собой. Не знаю, возникнет ли у меня желание и потребность опять поучаствовать в терапии, но на данный момент могу сказать с уверенностью, что хотел бы взять от этих вещей основательный отпуск.
Завершая описание от последнего сеанса, скажу еще, что результатом походов к психологу стало упрочнившееся ощущение, что длительная терапия - не совсем мужское занятие. В крайних случаях к ней стоит прибегать, но тут важно не превращать это в некое хобби, когда встречи с психологом становятся формой проведения досуга и длятся годами.
Буду рад вашим комментариям и замечаниям!