Как же меня достало обливание грязью нашей истории. Советские учебники, либерастические учебники, теперь - википедия... В головах людей уже настолько прочно укрепились некоторые мифы, что попроси их назвать цифры и факты - не назовут, но будут с пеной у рта доказывать, что было именно так и не иначе. Как если сами там присутствовали и наблюдали "собственноручными очами". Понимаю, сложно вот так взять и посмотреть с другого угла на что-то привычное. А в вопросах, касающихся нашей истории, мы почему-то привыкли смотреть на все именно с самого неприглядного угла: везде видеть злобу, жадность, тупость или слабость руководства, которое бедный народ всю дорогу гнобило и неизвестно как до сих пор полностью не изничтожило.
Зато вот сам этот народ почему-то всегда предстает некой святой массой, за которой и правда, и сила, дайте ей только свободу - ууух заживем!
Мда... зажили.
Читаю, например, воспоминания великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II, (в середине XX века канадскому журналисту) о знаменитой Ходынской трагедии во время коронации:
«Как и при Александре III, на Ходынском поле должна была состояться раздача населению и гостям Царских подарков. На окраине города обычно происходили учения артиллеристов и саперов. В празднестве на Ходынке должны были принять участие и крестьяне. Они тысячами направились на это поле, чтобы получить гостинец - украшенную Императорским гербом эмалированную кружку, наполненную конфетами, и бесплатный завтрак, как гости Императора, и остальную часть дня провести в танцах и песнях. В центре поля находились деревянные помосты, на которых были сложены груды ярких кружек с гербами. За порядком наблюдали сотня казаков и несколько десятков полицейских... Кто-то пустил слух, будто подарков всем не достанется. Люди, ближе всех стоявшие к оцеплению, двинулись к помостам. Казаки попытались было остановить их, но что может сделать горстка верховых под натиском полумиллионной толпы? В считанные минуты неуверенное движение превратилось в стремительный бег обезумевшей толпы. Задние ряды напирали на передних с такой силой, что те падали, и их затаптывали насмерть. Точное количество жертв неизвестно, но оно насчитывало тысячи. Утреннее майское солнце равнодушно взирало на сцену ужасного побоища».
Кто-то пустил слух, будто подарков всем не достанется.
Ох уж эта людская жадность и любовь к халяве! (Я, к слову, всегда боялась посадки в бесплатные автобусы до "Икеи" - народ, казалось, терял весь разум и устраивал у дверей невероятную давку всякий раз, боясь, что сидячих мест всем не достанется). И как тут не предвидеть мрачную тень того, чем закончится это царствование - когда в таком же точно порыве народ кинется за обещанными халявными "золотыми горами", готовый сметать все на своем пути, - и потонет в кровавой бане!
О дальнейшем в википедии с каким-то наслаждением желчно пишется:
"Мария Федоровна, мать царя, разослала по московским больницам тысячу бутылок портвейна и мадеры для тяжело раненых - из остатков кремлевских запасов, какие ещё уцелели после трех недель коронационных балов и банкетов.
Сын, вслед за матерью ощутивший позыв к милосердию, повелел выдать каждой осиротевшей семье пособие в 1000 руб. Когда же выяснилось, что погибших не десятки, а тысячи, он негласно взял назад эту милость и посредством разных оговорок одним снизил выдачу до 50-100 руб., других вовсе лишил пособия. Всего царь ассигновал на эту цель 90 тыс. руб., из них московская городская управа урвала 12 тыс. - в возмещение расходов на похороны жертв.
А сами коронационные торжества обошлись в 100 млн руб. - в три раза больше затраченного в том же году на народное просвещение. И не из личных средств царской семьи, а из казны, то есть из бюджета государства.[3]"
И, разумеется, говорится о бале у французского посла, на который императорская чета отправилась тем же вечером, цинично наплевав на народное горе.
[3] М. К. Касвинов. Двадцать три ступени вниз. М.: Мысль, 1987. С. 97
Собственно, источнег всё объясняет. Но я в таких вопросах как-то больше доверяю очевидцу тех событий, чем советским историческим агиткам.
Вот, что вспоминала Ольга Александровна:
«Многие разногласия, возникшие среди членов Императорской фамилии, стали достоянием гласности. Молодые Великие Князья, в частности, Сандро, муж моей сестры Ксении, возложили вину за трагедию на дядю Сержа, Московского генерал-губернатора. Полагаю, что мои родичи были к нему несправедливы. Кроме того, дядя Серж сам был в таком отчаянии, что готов был тотчас же подать в отставку. Однако Ники отставки не принял. Своими попытками свалить вину на одного человека, да еще своего же сородича, мои кузены, по существу, поставили под удар все семейство, причем, именно тогда, когда было необходимо единство. После того, как Ники отказался отправить в отставку дядю Сержа, они набросились на него».
Русские социалисты, в то время скрывавшиеся в Швейцарии, обвинили Императора в равнодушии к страданиям своих подданных, поскольку вечером того же дня Государь и Императрица отправились на бал, который дал французский посол маркиз де Монтебелло. Великая Княгиня заявляла:
«Я знаю наверняка, что ни один из них не хотел идти к маркизу. Сделано это было лишь под мощным нажимом со стороны советников. Дело в том, что французское правительство истратило огромные средства на прием и приложило много трудов. Из Версаля и Фонтенебло для украшения бала были привезены бесценные гобелены и серебряная посуда. С юга Франции доставлены сто тысяч роз. Министры Ники настаивали на том, чтобы Императорская чета отправилась на прием с целью выразить дружественные намерения по отношению к Франции. Я знаю, что Ники и Алики весь день посещали в больницах раненых. Так же поступили Мама, тетя Элла, жена дяди Сержа, а также несколько других дам. Много ли людей знает или желает знать, что Ники потратил многие тысячи рублей в качестве пособий семьям убитых и пострадавших в Ходынской катастрофе? Позднее я от него узнала, что в то время сделать это было непросто: он не желал обременять Государственное казначейство и оплатил все расходы по проведению коронационных торжеств из собственных средств. Сделал он это так незаметно, что никто из нас - за исключением, разумеется, Алики - об этом и не подозревал».
Абсолютное противоречие с тем, что писалось в 80-е и до сих пор выдается за истину на википедии. Очевидно, измышления советских историков имеют больший вес, чем свидетельство Великой Княгини?
Тьфу и еще раз тьфу. И это лишь один из примеров, коих множество, увы. Оттого у нас Николай II - кровавый, Александр I - слабый и лукавый, Павел I - вообще умалишенный, и только Петр - Великий, потому что, наверное, исправно выкорчевывал все русское и ориентировался на Запад (ничуть его заслуг не умаляю).
Но кто будет сидеть и разбираться, читать мемуары, ковыряться в разных источниках? Двинутые единицы. Мозг обывателя полон мифологических образов и запоминает лучше всего, как правило, наиболее экспрессивные и хлесткие их оценки.
Ну и, возвращаясь к первой части поста, о святом и непогрешимом народе, что веками страдал под гнетом царской власти:
Хорват и католик Юрий Крижанич (1618 - 1683), проживший в России более 15 лет и хорошо изучивший русскую жизнь того времени, отмечал большее богатство и более высокий уровень жизни населения Московской Руси XVII в. по сравнению с ее ближайшими соседями - «Русская земля богаче и лучше Литовской, Польской и Шведской».
В то же время государства Западной и Южной Европы - Испания, Италия, Франция, Англия превосходили в то время Русь по богатству и уровню жизни высших классов. Однако, при этом низшие классы - крестьяне и горожане, по словам Крижанича, «живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах».
Интересно, что даже крестьяне и холопы на Руси в это время носили рубахи, украшенные золотом и жемчугом. Крижанич, критически относясь ко многим русским традициям, в то же время пишет, что как бедные, так и богатые люди на Руси, в отличие от Западной Европы, мало отличаются в своем столе: «едят ржаной хлеб, и рыбу и мясо». В результате Крижанич делает вывод - «ни в одном королевстве простые люди не живут так хорошо, и нигде не имеют таких прав, как здесь».
И в XVIII в., по данным современников, уровень жизни крестьян России был выше, чем во многих странах Западной Европы. По наблюдениям французского путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг., сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше, чем простой народ в Италии. А во время заграничных походов русской армии 1813 - 1814 гг. офицеры были удивлены нищетой польского и французского крестьянства по сравнению с русским.
О якобы бесправном положении крепостных:
В отличие от многих государств Европы (например, Польши, где убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию) законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление». Соборное Уложение 1649 г. разделяет меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина.
В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу.
Екатерина II в 1775 г. уполномочила генерал-губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны.
За 1834 - 1845 гг. правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек. В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян. В 1834 - 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение помещикам и 0,13 % помещиков за превышение власти над крестьянами.
И т.д., много статистики есть в
этой статье.
Но стоило народу внушить мысль, что он мог бы жить богаче, да еще - отобрать и поделить помещичьи земли... Поговорка о синице в руках в действии:
К 1916 г. в результате продаж у помещиков осталось только 40 млн. десятин земли, причем значительной частью это были земли с лесом. В результате к 1916 г. по данным земской статистики крестьяне владели 90% пашенной земли и также 94% скота в Европейской России, а также 100% в Азиатской России (2). По словам русского историка С. Г. Пушкарева «по составу землевладения Россия уже в 1905 г. была совершенно крестьянской страной (в большей степени, чем какая-либо из европейских стран)» (3). Когда в 1918 г. крестьяне разделили между собой 40 млн. десятин помещичьей земли, выяснилось, что крестьянские наделы выросли незначительно и большого значения эти земли не сыграли, 1 дворянская десятина к этому времени приходилась на 5,5 крестьянских.
В это время большевики откровенно заявляли, что лозунг захвата помещичьих земель не имел «серьезного экономического значения», а был поднят для поднятия крестьян против законной власти. В целом, характеризуя начало XX в. профессор Гарварда Ричард Пайпс отмечает, что в отличие от государств Европы: Англии, Испании, Италии, Франции, где подавляющая часть земли находилась в руках крупных землевладельцев, до революции 1917 г. «Россия … была классическим примером страны малых крестьянских хозяйств».
Ирония истории заключается в том, что именно после победы революционеров крестьян насильно загнали в крупные хозяйства - колхозы, через которые государство эксплуатировало народный труд, сделав фактически всех крестьян батраками. А те, кто сопротивлялся - были убиты или отправлены в ссылку. Современные историки оценивают количество жертв только коллективизации примерно в 10 млн. человек.
источнег Подытоживая всё вышесказанное, приходится признать, что народ очень легко ведется на громкие лозунги, эксплуатирующие самые низменные инстинкты: жадность, обиду, мечту о халяве; он верит самым смачным жареным слухам, любит считать чужие деньги, почему-то полагая их отнятыми у себя, и не прочь бы поставить на четвереньки тех, кто выше в социальной иерархии, да насладиться этим зрелищем. Всегда и во все времена. Какие народные инициативы у нас самые популярные на roi.ru?
Введение запрета на госзакупки чиновниками легковых автомобилей стоимостью более 900 тыс. руб. ,
Распределение доходов от добычи углеводородов между гражданами РФ, Пересадить чиновников на автомобили отечественного производства - всё та же страсть считать чужой доход, получать халяву (от добычи нефти), все та же ненависть к богатеям и т.д. Ни в коем случае не оправдываю последних, ежели состояние их нажито нечестно и меценатствовать они не хотят. Но покуда у нас такие эмоции господствуют в голове - толку не будет. Так и будем сидеть на жопе, жаловаться на воров и ругаться, что "наши нефтедоллары" утекают в чужой карман. Наши. Это, конечно, хорошее отношение ко всему в стране как к "своему", но что на практике? мы даже в "наших" подъездах порядок навести не умеем своими силами.
Да, народ может быть такой идеалистической священной силой, которая переламывала хребет врагу, строила города и дороги, осваивала земли, - но не в условиях вседозволенности. Народ надо воспитывать и держать в строгих нравственных рамках. Вот только свобода и вседозволенность всегда будут более притягательны - не нужно заниматься саморазвитием и самоограничением, поверь тому, что свобода личности есть абсолютное благо и весь гос.аппарат для того только существует, чтобы ее обеспечивать, потребляй, самовыражайся, не напрягайся и оскотинивайся дальше, ибо это твое священное право. Ложь всегда притягательнее правды и, в отличие от последней, имеет тысячу нарядных масок.
Потому и невозможна утопия на земле - из-за той темноты, что кроется в каждом из нас, и в коллективном бессознательном толпы так часто берет верх.