аргумент бутылкой

Oct 05, 2014 13:49

В стародавние времена, в 1898 году, сошлись в ресторан «Палкин» на Невском проспекте литераторы почтить память поэта Якова Полонского в дружеской беседе. Участие в мероприятии само по себе, несомненно, знаменовало позиции участников, занятые к тому времени в литературном поле, их отношения с канонизированной смертью манерой письма и подразумеваемое признание друг за другом права на место среди почитателей и в чем-то наследников (взаимное кредитование символическим капиталом). Вместе с тем мог ли Александр Амфитеатров (1862 года рождения, с двадцати лет в литературном строю) видеть в Константине Бальмонте, родившемся на пять лет позже и в литературу пришедшего на семь лет позже, равную величину?
Как явствует из письма Михаила Меньшикова Антону Чехову 1 декабря 1898 года, никак не мог:

В этой беседе Амфитеатров выразился, что стихи Бальмонта - бред сумасшедшего. Тот отверг это и в доказательство своего здравого смысла сказал, что «Новое время» - высочайше утвержденный бардак. Амфитеатров возразил ему в рифму: дурак, и ликер из рюмки направился к лицу поэта. Тот аргументировал бутылкой, жесты сделались оживленными и привлекли к участию в поминках Полонского посторонний в литературе элемент - татар и пр.


Очевидно, неконвенциональные манифестации позиций в литературном поле в виде рюмки, и то ликера, к которой прибег поэт и переводчик, симптоматично отреагировав на поползновение прозаика и драматурга захватить рифму и тем самым пост поэта), и бутылки (проза, драматургия, критика и публицистика всегда как-то солиднее и основательнее) повлекли интервенцию поля власти в поле литературы посредством татар. Амфитеатров в расстроенных чувствах на другой день уехал в Италию, тем укрепив позиции Константина Бальмонта. При советах вот так запросто уехать в Италию вряд ли у многих получилось бы, разве что с командировкой от Луначарского. А Чехов в ответ написал Меньшикову, что его описание побоища вышло столь высокохудожественным, «что даже приятно, что великие люди подрались».
На картинке мирно пасущиеся у памятника Адаму Мицкевичу в Кракове голуби, в отличие от великих людей не дерущиеся. А до переписки Чехова с Меньшиковым мне грешному не случилось добраться, и все вышесказанное постигнуто из толстой книжки:
Константин Бальмонт глазами современников. Воспоминания. Письма. Дневники. Поэтические посвящения. Подражания, эпиграммы, пародии. Шаржи / Вступ. ст. Л. Н. Таганова; сост., подгот. текстов, прим. и коммент. А. Ю. Романова. Санкт-Петербург: Росток, 2013 (Неизвестный XX век). С. 525.
(
Comments
|Comment on this)

Адам Мицкевич, от цитат еще никто не умирал, Константин Бальмонт

Previous post Next post
Up