(no subject)

Oct 06, 2013 16:10

...мне было пять лет.
в то время мы жили на Шарлоттенштрассе в коммуналке, куда селили всех новоприбывших к месту службы - поживешь так года полтора-два, а потом мы тебя в освободившуюся отдельную квартиру переселим. мы жили почти три - с 1978 по 1981, на Радебергерштрассе переехали уже когда я была первоклассницей. но сейчас не об этом.
жили в коммуналке, переделанной (даже не перестроенной, оставили как есть, только замки врезали в двери комнат) из старой квартиры аристократичных офицеров кайзеровской армии. по две квартиры на этаже, каждая - метров по 120, если не больше. в каждой квартире - по четыре большие жилые комнаты, большая кухня, две каморки 4Х3 квадрата (их у нас тоже приспособили под жилье - для одиноких бессемейных служащих),  и раздельный санузел.
нам досталась, наверное, самая большая комната - к ней примыкал большущий каменный балкон, на котором вполне можно было бы жить, пространство позволяло: там стояла полуторная кровать с панцирной сеткой, громадный аквариум литров на сто, туда же поместились два наших "багажных" ящика с вещами и моими игрушками, и еще хватало места,  чтобы играть и ставить целые театральные постановки.
игрушек у меня было не то что много... но для беспорядка достаточно и трех вещичек, верно? у меня же их было чуть больше трех. раз, наверное, в десять... короче, у пятилетней девочки было достаточно игрушек и вещей, приравненных к ним, чтобы родители в сорокапятиметровой комнате (да-да, та комната была больше моей нынешней квартиры!) ощущали дискомфорт от созданного ребенком "бардака".
матери всегда было наплевать - она  ни раньше, ни теперь не замечала беспорядка до тех пор, пока не начнет в нем задыхаться (то есть практически никогда). у мамы в семье всегда уборкой занимались папа и мама. а детки - "еще успеют наработаться, пусть отдыхают, пока родители могут сами за домом присмотреть!"
отец же, наоборот, воспитывался поведенной на аккуратности бабкой - и тоже не без перекосов. то есть установка была одна: за домом должна смотреть женщина, мужское дело - лежать на диване с пивом и смотреть телевизор или читать газеты. и только так. при этом умение творить уют и наводить порядок в доме у женщины, по папочкииному убеждению, врожденное. то есть четырехлетняя девочка по умолчанию обязана знать, когда надо брать тряпку и вытирать пыль, куда складывать игрушки и что делать с свернутыми в вонючие "розочки" папиными носками, брошенными на середину комнаты. а если она этого не знает, ее надо отлупить, желательно - ремнем. ремень (как вариант - портупея, тоже нехуево) вообще самая безотказная тренинг-методика, позволяет впитывать знания буквально порами... ну и - да, конечно, самый эффективный катализатор жизненного опыта...
короче, лупили меня четырехлетней, лупили пятилетней... а я все не могла взять в толк, чем папа недоволен и почему он орет на маму, и за что бьют меня...
...так вот, было мне пять лет. строила я посреди комнаты какую-то очередную инсталляцию. маменька увалила хрен знает куда, по своим делам. а папенька вернулся домой на обед. потусовался на кухне, приготовил себе - и переместился вкушать супчик ближе к голубому экрану монохромного "Темпа"... а тут внезапно - дочка на ковре. с игрушками.
то ли отец наступил на одну из них, то ли просто взвинченным пришел. короче, летит тарелка с супом в направлении моей головы, разбрызгиваясь на ковер (суп горячий, прошу занести в протокол!). отец орет что-то не совсем разборчивое, но очень экспрессивное. я в шоковом ступоре, потому что не понимаю, что происходит и чем все закончится.
отец хватает пластиковую мисочку, щедро зачерпывает из ящика с игрушками - и выносит мои детские сокровища во двор, на мусорку. и так - пока ящик не опустел. ящик с моими игрушками...
в какой-то момент я слегка опомнилась и попыталась спрятать часть моих игрушечных "драгоценностей" - матрешку, подаренную дедулей на мой четвертый день рождения, куклу с голубыми глазами, парочку плюшевых зверушек... рыдала, разрывая безысходным горем детское сердечко, хватала отца за ноги, умоляла: "Папочка, миленький, ну прости, я больше так не буду!" - хоть и не понимала, в чем именно моя вина...
папочка же, полыхая яростью, выбрасывал мои игрушки.
он так и не пообедал в тот день. бросил еще что-то обидное, хлопнул дверью и запер меня на ключ.
я рыдала до прихода мамы. стала ей жаловаться. в ответ меня отхлестали по лицу и по попе: "Не смей про отца гадости говорить! Ты сама во всем виновата!"
кажется, именно с того дня я стала учиться прибирать - вначале свои игрушки, книжки, потом всё остальное...
абсолютно точно: с того дня я поняла суть понятия "форс-мажор", обстоятельства непреодолимой силы - ты можешь хоть в лепешку разбиться, но ничего не сможешь изменить в происходящем....
и, наверное, с этого дня я сделала некоторые выводы о взаимоотношениях в моей семье...
***
а сегодня я поступила, почти как мой отец - я сломала Виталькину игрушку. сила - прибежище слабых духом. когда разум исчерпывает все аргументы, включается грубая сила. а это - путь деструктивный, он никогда не приводит к достижению цели, только к ненависти.

из позапрошлой жизни, psycho, детское

Previous post Next post
Up