Недалеко от Калуги есть населенный пункт с названием Полотняный завод.
Название заинтриговало, решил на месте разобраться, что за завод такой. Ожидал увидеть краснокирпичные цеха мануфактуры по производству полотна, а оказалось все еще как затейливей.
В Полотняном Заводе нет краснокирпичных мануфактур. Зато есть имение Гончаровых и непосредственно рядом с ним бумажная фабрика. Ну, собственно тоже мануфактура, только основанная за сто с лишним лет до появления красных кирпичных строений - привычных символов зарождающегося капитализма. Я полез смотреть-изучать и пришел к выводу, что это чуть ли не первая бумажная фабрика в России.
Основано предприятие было прадедом Натальи Гончаровой, калужским мещанином (впоследствии получившим право на наследный дворянский титул) Афанасием Гончаровым с еще двумя компаньонами в 1712 году и выпускало полотно для парусов. Вокруг льняные поля - сырья было достаточно. Потом было открыто бумажное производство, а полотняное дело, доставшееся при разделе компаньону Гончарова постепенно пришло в упадок. К началу 30 гг. 18 века все оказалось во владении Гончарова и принадлежало славному роду вплоть до событий 17 года.
Господский дом производит впечатление - это не классическая барская усадьба, а что-то более похожее на дома-мануфактуры (похожее я видел на картьере Фабриано в Италии, отстроенной примерно в то-же время). Однако построен он был как жилое строение и двести лет тому исправно служил. Тем не менее и цеха и производственные помещения имеются чуть поодаль, а усадьба жила вполне себе барской жизнью, пока время не пришло.
Здесь дважды бывал наше все Пушкин, и теперь в честь этого дела организован музей. Здесь выросла его жена Натали, и в музее чтут и обожествляют и ее тоже, заставляя одевать при посещении залов медицинские бахилы. Сохранились остатки парка и старинные водотехнические сооружения (плотины, пруды). В тенистых водоемах можно покататься на лодочках...
Последующее изучение и описание подробностей и деталей погрузило меня в пушкинианну и наверное не так интересно в моем пересказе будет, т.к. описано бесчисленное количество раз, и при желании доступно во многих источниках.
Но вот история первых бумажных производств в России показалась интересной. Не знал, что Гончаровы были первыми бумагопромышленниками, а прижизненные издания пушкинских трудов выходили при поддержке Дмитрия Николаевича Гончарова - брата Натальи Николавны (по просьбе сестры он снабдил свояка бумагой на тираж). Еще удивительно, почему обладая такой сырьевой базой Россия не стала основным поставщиком бумаги, оставив пальму первенства немцам и итальянцам, а позже финам. А все так славно начиналось с петровского указа, который вводил пошлины на ввоз мелованных бумаг. Собствено на этом и поднялся Афанасий Гончаров...
Для обеспечения бумажных фабрик сырьем по царскому указу (1720) в армии и на флоте собирались отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье, "всяких чинов людям", имевшим остатки изношенных полотняных вещей, предписывалось добровольно приносить их в канцелярию полицмейстерских дел, "за что даны будут им деньги из Кабинета его Царского Величества". Подобное положение наблюдалось и в последующие годы, при правлении Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Был введен специальный налог, который взимался с крестьян тряпьем. Развитию бумажного дела способствовало и повышение пошлины на ввозимую в страну бумагу, а также царский указ (1721) об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.
Круто?
Вот то, что называется поддержка отечественного производителя.
Из всего вышеперечисленного мы до сих пор имеем пошлины на ввозимую бумагу (увы, расклад уже иной, потому как они ничто против беспошлинного ввоза печатной продукции). А мануфактура в Полотняном Заводе до сих пор работает и занимается производством макулатурной основы для гофры и изготовлением тетрадей.