Завтра состоится официальное открытие после реставрации скульптурной группы "Рабочий и колхозница" на новом постаменте. Информации по этому поводу очень много. Есть толковые публикации,
интересные подборки фото, но все больше шум. Поэтому сегодня я немного о другом.
![](http://data10.gallery.ru/albums/gallery/189193-29f47-26308457-m750x740.jpg)
Б.М. Иофан и В.И. Мухина. 1937
В тени этого события происходит еще кое что.
Выставка, открывающаяся завтра в Музее архитектуры призвана напомнить, кто был автором идеи павильона в Париже и идеи статуи.
Архитектор
Борис Михайлович Иофан.1891-1976
Именно он предложил идею водрузить на крышу выставочного павильона двухфигурную композицию, изображающую мужчину и женщину с серпом и молотом.
![](http://data10.gallery.ru/albums/gallery/189193-3249e-26299030-m750x740.jpg)
Б. Иофан. Проект павильона СССР на выставке в Париже в 1937 году.
После этого был объявлен закрытый конкурс среди четырех ведущих на тот момент скульпторов-монументалистов (В. А. Андреев, М. Г. Манизер, В. И. Мухина, И. Д. Шадр). В результате был выбран вариант В.И. Мухиной. И началась плотная совместная работа по созданию павильона.
![](http://data10.gallery.ru/albums/gallery/189193-48f1e-26308787-m750x740.jpg)
У Мухиной и Иофана сложились уважительные, но непростые отношения. Дело в том, что популярная в то время теория синтеза искусств, а именно скульптуры и архитектуры, трактовалась авторами по-разному. В итоге, ни один , ни другая не остались до конца довольными формальными художественными итогами работы над проблемой синтеза в решении павильона. Это проскальзывает в воспоминаниях В.И. Мухиной и подробно описано у Н.В. Воронова в его монографии, изданной к столетию скульптора.
![](http://data10.gallery.ru/albums/gallery/189193-6280f-26309115-m750x740.jpg)
Кроме этого был и сугубо человеческий фактор. Большая часть славы досталась В.И. Мухиной, а имя Иофана в связи с Парижем всегда упоминалось лишь мельком. Это вызывало и болезненную реакцию со стороны Бориса Михайловича и несогласие Мухиной. Она неоднократно выступала в поддержку роли Б.М. в создании триумфального павильона, но пропаганде было угоднее муссировать лишь одно ее имя... Ревность архитектора к славе или что это было - не знаю, но на конкурс к созданию скульптуры к следующей выставке Expo-39 в Нью Йорке, Мухина даже не была приглашена.
![](http://data10.gallery.ru/albums/gallery/189193-5f086-26309268-m750x740.jpg)
Б.М. Иофан. Проект павильона СССР для выставки ЭКСПО 1939 в Нью Йорке
Так что выставка в МУАРе призвана восполнить недостающую информацию и еще раз напомнить про автора великой архитектурной утопии 20 века - Дворца Советов, Дома на набережной, павильонов многих выставок, представляющих СССР и других знаковых поектов советской архитектуры.