про Мухину и Иофана

Dec 03, 2009 21:58

Завтра состоится официальное открытие после реставрации скульптурной группы "Рабочий и колхозница" на новом постаменте. Информации по этому поводу очень много. Есть толковые публикации, интересные подборки фото, но все больше шум. Поэтому сегодня я немного о другом.



Б.М. Иофан и В.И. Мухина. 1937

В тени этого события происходит еще кое что. Выставка, открывающаяся завтра в Музее архитектуры призвана напомнить, кто был автором идеи павильона в Париже и идеи статуи.

Архитектор Борис Михайлович Иофан.1891-1976

Именно он предложил идею водрузить на крышу выставочного павильона двухфигурную композицию, изображающую мужчину и женщину с серпом и молотом.



Б. Иофан. Проект павильона СССР на выставке в Париже в 1937 году.

После этого был объявлен закрытый конкурс среди четырех ведущих на тот момент скульпторов-монументалистов (В. А. Андреев, М. Г. Манизер, В. И. Мухина, И. Д. Шадр). В результате был выбран вариант В.И. Мухиной. И началась плотная совместная работа по созданию павильона.




У Мухиной и Иофана сложились уважительные, но непростые отношения. Дело в том, что популярная в то время теория синтеза искусств, а именно скульптуры и архитектуры, трактовалась авторами по-разному. В итоге, ни один , ни другая не остались до конца довольными формальными художественными итогами работы над проблемой синтеза в решении павильона. Это проскальзывает в воспоминаниях В.И. Мухиной и подробно описано у Н.В. Воронова в его монографии, изданной к столетию скульптора.




Кроме этого был и сугубо человеческий фактор. Большая часть славы досталась В.И. Мухиной, а имя Иофана в связи с Парижем всегда упоминалось лишь мельком. Это вызывало и болезненную реакцию со стороны Бориса Михайловича и несогласие Мухиной. Она неоднократно выступала в поддержку роли Б.М. в создании триумфального павильона, но пропаганде было угоднее муссировать лишь одно ее имя... Ревность архитектора к славе или что это было - не знаю, но на конкурс к созданию скульптуры к следующей выставке Expo-39 в Нью Йорке, Мухина даже не была приглашена.



Б.М. Иофан. Проект павильона СССР для выставки ЭКСПО 1939 в Нью Йорке

Так что выставка в МУАРе призвана восполнить недостающую информацию и еще раз напомнить про автора великой архитектурной утопии 20 века - Дворца Советов, Дома на набережной, павильонов многих выставок, представляющих СССР и других знаковых поектов советской архитектуры.

Рабочий и колхозница, Б.М.Иофан, В.И.Мухина

Previous post Next post
Up