РЫЦАРЬ ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ

Nov 24, 2014 00:15





Четвертый год страна отмечает день рожденья своего героя без него. Увы, как это часто бывает, при жизни мы мало его ценили, да и теперь… Что можно сказать? Бил бандитов в пух и прах, неся минимальные потери. Берег людей не на словах, а на деле, вступая в конфликты с неумным, а порой откровенно продажным вышестоящим командованием. И никогда не позволял ни себе, ни окружающим забыть, что война идет на своей земле. Он жестоко расправлялся с теми, кого ловил на нелояльности к гражданскому населению Чечни. Однажды выставил из Чечни комбата (должность немалая!), которого заподозрили в краже лошади с крестьянского двора, хотя впоследствии оказалось, что лошадь сама прибилась к полку. В общем-то, жестокий, несправедливый поступок. Но он как нельзя лучше характеризует ту меру ненависти, какую питал комполка к грабителям в погонах. Его врагам вспоминать об этом невыгодно, а многим из почитателей - почему-то неинтересно. По мере сил из полковых резервов командир 160-го танкового старался облегчить местному населению тяготы войны. В конце января 2000 года, уже после гибели подчиненных близ Дуба-Юрта, он в очередной раз нарушил приказ Верховного ради того чтобы выпустить из зоны военных действий около двух тысяч беженцев, спасавшихся от бомбежек.

Самый жестокий экзамен, какой может выпасть на долю военного человека - война в собственной стране - Юрий Буданов выдержал с честью. Хотя сохранять убежденность, что «здесь живут люди», помня, «как в Урус-Мартане пожилые чеченки тяпками зарубили выскочившего из горящего танка контуженого механика-водителя», (Вадим Скворцов Спросите мёртвых о войне) объективно ему было труднее, чем штатным борцам за права человека, и цена этой убежденности была совершенно иной.

свидетельства ОЧЕВДЦЕВ

Вообще собирать материал об этом человеке совсем не просто. На поверхности, в море нечистот, плавает несколько всем известных хороших текстов, всё прочее надежно погребено под напластованиями однообразных пустых ссылок. Буквально чудом обнаружила интереснейший отзыв родственника одного из погибших на высоте 950,8 ребят. Они встретились в феврале 2000 года в бурятском военном городке Гусиноозерск-3, куда командир полка приехал с передовой в короткий отпуск. Надо было разобраться с грабителями, которые нападали на жен занятых в Чечне военнослужащих и обворовывали их квартиры. Как мы понимаем, ни командование военного округа, ни командование военного городка уладить эту проблему не могли.

«20 июня 2011 г.
Вадим Скворцов, газета «Совершенно конкретно» (г. Братск)
…Последние несколько дней я пытался восстановить в памяти мельчайшие детали нашего с ним общения зимой 2000-го в расположении танкового полка в Гусиноозёрске. В феврале 2000-го Буданов находился там в краткосрочном отпуске, сразу после трагических событий 15 января. Мы с моим отцом и сестрой - вдовой гвардии капитана Алексея Леуткина приехали в Гусиноозёрск, чтобы уладить все формальности в связи с гибелью Алексея. В этом нам очень помог Юрий Дмитриевич.Энергичный, с дерзким взглядом, тогда ещё подполковник, был уже неизлечимо болен войной. Впоследствии он неоднократно говорил - и в частных беседах, и в интервью, - о том, что памятный бой 15 января 2000 года у Дуба-Юрта разделил его жизнь на две половины, как бы безвозвратно отсекая первую из них - беспечно-светлую - от траурной, наполненной  мёртвыми лицами однополчан. Погибшие часто снились Буданову, пробуждая в нём неуёмную ярость к их убийцам. Капитан Долгов, майор Сорокотяга, лейтенант Антипин… И наши - братчане - капитан Алексей Леуткин, сержант Александр Воскобойников и другие, кто пал смертью храбрых в том бою. Всего одиннадцать воинов. Тогда, в кабинете Буданова в штабе полка, я видел перед собой человека, которого смерть уже  не напрягала своим постоянным присутствием, она побуждала его к действию. Своё главное предназначение на тот момент Буданов видел в том, чтобы уничтожить как можно больше врагов, отомстить за истерзанное пытками тело «начхима» Сорокотяги, за издевательскую снайперскую игру боевиков с его ранеными ребятами, за отрезанные головы офицеров и солдат.
Буданов спросил, сколько мне лет. Я ответил. Оказалось, он младше на год.
- Хорошо выглядите, не то что я… - посетовал полковник.
- У вас работа трудная,  и спите мало, - парировал я.
Он улыбнулся, блеснув васильковыми глазами, и крикнул в коридор своим командирским, наполненным особыми, вполне понятными подчинённым звуковыми оттенками, голосом: «Начфина ко мне!». Начфин полка имел неосторожность сказать родственникам погибших воинов, что денег для выплат «боевых» в кассе нет. Буданов намеривался разубедить  незадачливого финансиста. Ему удалось это за десять секунд...
… На просьбу об охране семьи разжалованному полковнику, которому во время боевых действий «духи» в открытом радиоэфире называли имена его жены, сына и дочери, Минобороны ответило молчанием. Буданова оставили один на один с врагами, жаждущими расправы над ним. Полковника не услышали.
Да, полковника! - я не оговорился. Ведь даже лишённый тяжёлых погон, он оставался полковником до мозга костей: харизматичный, способный в любой ситуации найти наиболее убедительные слова и доводы, готовый повести за собой, принять решение и взять на себя ответственность…»

Под этой заметкой есть очень милый комментарий бывшего танкиста-срочника, бурята, успевшего отслужить до второй чеченской. Он забавен на фоне постоянных спекуляций о «пьянице-полковнике». Привожу, естественно, с сохранением подлинной орфографии:

«Спартак:
Гвардия рядовой Желяско Спартак Георгиевич.Слава!И Честь!Полковнику Буданову Юрию Дмитриевичу.
Я служил дома,ходил в увольнительную один раз,на двое суток.Меня отпустил мой комбат Гвардия Майор Арзуманян Артур Львович.Я непришел вовремя,ещё двое суток пробыл,но не дома.Короче говоря по прибытию в Часть-13206.Еще немного нетрезвым,зайдя в кабинет с Камбатом.К Юрию Буданову,я протрезвел моментально!Увидя его взгляд».

Хождение по тематическим форумам - занятие сродни мазохизму. Но иногда и оно вознаграждается. Так, на одной из площадок времен 2009 года, когда он выходил по УДО, а некий чеченскиий «омбудсмен», пылая негодованием, грозился вновь засадить его в тюрьму, обнаружила вот такой эмоциональный и непосредственный отклик:

«Я служил в полку Буданова по контракту. До самого вывода полка из Чечни. Батя был жестокий, но справедливый человек. Побольше бы таких. Тот, который хочет добиться пожизненного заключения Бати, его самого нужно повесить на первом же суку. Побольше бы таких Будановых и не было бы столько смертей среди солдат. За своих солдат Батя мог вырвать глотку любому. Я до сих пор не могу поверить, что он был осужден. Его действия были правильными».

Еще один комментарий:

«Я служил на контракте в ЧР как раз в тот период, и разговаривал с ребятами из полка Буданова... Его Батей называли, (чего далеко-о-о не все командиры полков удостаиваются)!»

…Это лишь малая часть отзывов о человеке, которого все, кто его лично знал, от сослуживцев до обследовавших профессоров-экспертов, характеризуют только в превосходной степени, и из которого люди, никогда его не знавшие, в угоду путинским амбициям сделали «всечеченского бармалея»…. Правда обязательно восторжествует, Юрий Дмитриевич. Надо только подождать. При Путине безусловно актуальная полная юридическая реабилитация вряд ли возможна. Но Путин ведь - не вечен. Надо только подождать. В конце концов, жертвы сталинских репрессий дольше ждали справедливости…

Буданов

Previous post Next post
Up