Лирика
Я люблю свою работу,
Я приду сюда в субботу
И, конечно, в воскресенье,
Здесь я встречу день рожденье,
Новый год, 8 Марта,
Ночевать здесь буду завтра!
Плащ-палатка, вещь-мешок, -
У супруги будет шок!
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею,
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони,
Ну, а я… бессмертный пони!
(Известный стишок неизвестного мне автора)
То, что работу надо любить, это сейчас модно, цитируемо, понятно и всенепременно требуемо. Причем любовь должны обеспечивать извне, дабы нам - любимым - было хорошо. Иногда мы становимся похожи на котов и кошек, работа которых - чтобы им чесали пузо и вовремя кормили. Я, наверное, и не люблю кошачьих именно за это. Мы должны любить работу по своей инициативе не меньше, чем работа должна любить нас.
К счастью или к несчастью, но менеджеры - это те, кто обеспечивает любовь самому себе, и никто ему ее не обеспечит больше. Даже личный секретарь.
И в этом наша сила и слабость. Мы можем сколько угодно пенять на медлительное начальство, неуправляемых подчиненных и неадекватных заказчиков. Но это наша работа: запинать начальство, взнуздать подчиненных и отрихтовать заказчиков. И кайф мы должны ловить не только за результат, не только за большие победы, но и за сам процесс и за маленькие достижения.
Проект горит и заказчик в шоке от увеличенных сроков? Разберитесь, выявите, хоть одну-две слабых стороны или причины задержки. Получилось? Насладитесь моментом, поделитесь с заказчиком и дуйте дальше. Попалась сложная функциональность, и кто-то не справляется с работой? Помогите, сделайте сами, в конце концов, и ловите восторги.
Причин для любви у нас не меньше, а то и больше, чем у девелоперов, которые почти сразу видят результат.
Да и девелоперов, и тестеров, и вообще всех коллег надо тоже любить. Реально любить, не притворяясь. Не получается? Сделайте что-нибудь, чтобы полюбить человека. Вася Пупкин плохо пишет код, и его пора уволить? Присмотритесь, на своем ли он месте? Да и действительно ли он плохо пишет код? А может, у него нет мотивации? Поставьте его на место, дайте ему мотивацию. И, поверьте мне, вы почувствуете что-то, когда у него начнет получаться. Хотя, если не начнет, вы тоже почувствуете :-) Кому-то не хватает знаний? Посидите, объясните или просто дайте направление. И тогда его успехи, буду отчасти и Вашими успехами. А свои успехи любят все. Да и не знаю, то ли мне так повезло, то ли где-то кроется подвох, но у меня, как мне хочется верить, получается любить подчиненных. Само собой. Потому что подчиненные у меня замечательные!
И еще - любите заказчиков. Даже после 5 лет совместной жизни. Нет, я не говорю, что надо любить все их взбрыки, переносы сроков и капризы. Но если Вы с ними уже долго, или если видите перспективу долгого сотрудничества, постарайтесь их понять, постарайтесь стать им ближе. Встретьтесь с ними, расположите их к себе. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
Я не говорю, что любить надо повсюду и всех. Всегда есть место исключениям. Но согласитесь, не так уж и мало в нашей работе вещей, за которую ее можно любить. Да хотя бы за слова коллеги: «Ты - классный руководитель».
Практика
Любить работу надо. Любить заказчиков, подчиненных, коллег, всё. Причем стараться любить - реально, не притворяясь. Фальш чаще всего чувствуется.Любите саму работу
Менеджер - человек, который сам строит себе работу чаще всего. Соответственно, в его руках сделать себе работу приятной.
- Если есть трудность на проекте - разобраться с трудностью, хотя бы с одной, это принесет удовлетворение.
- Если срыв сроков - разобраться в срыве, поделиться с заказчиком, показать, что Вы заботитесь. Дерзать дальше.
- Если сложная нерешаемая задача? Постарайтесь ее решить, получите удовлетворение и восторг.
Другие приемы будут вписаны в цикл или в статью позже.Любите коллег
Вы должны любить тех, с кем работаете. Иначе работа превратится в склоки, подковерную игру, сокрытие информации и обрастет разными нелицеприятными особенностями.
- Если работник хорош, то любить его легко. Он и так хорош. Только не завидуйте )
- Если плох, то найдите причину, по которой он плох. Постарайтесь устранить причину. Устранив причину, вы либо сделаете его хорошим, либо увидите прогресс. Т.к. это уже будет и ваше достижение, а мы любим свои достижения, но начнем и любить автоматически.
- Если коллега “вредный” - поймите, что это тоже может быть благом. Таких тоже надо ходить и лелеять. Почему? Читайте соответствующую “очевидность” (опубликую попозже).
- Если человек тянет на себя одеяло, рубаха-парень/сорочка-девушка, итем самым отбирает у Вас всеобщую любовь. Тоже радуйтесь. По крайней мере у вас есть один человек, которого достаточно поставить на свою сторону, и к Вам потянутся.
- Каждый любит за что-то свое и каждого любить надо за что-то. Найдите это “свое”.
Есть еще много других типов и ситуаций. Надеюсь, их раскрыть в дальнейшем.Любите заказчиков
- Личная встреча - наше всё (надеюсь, скоро появится статья и на эту тему)
- Старайтесь понять заказчиков, но не обязательно принимайте их точку зрения. Найдите в них все же что-то хорошее и используйте это.
- Сделайте первый шаг. Покажите, что они вам дороги. И тогда, вероятно, они раскроются и вы найдете, за что можно любить и их.
- По крайней мере не проявляйте враждебности, даже если не получается любить.
Общее
Не насилуйте себя. Иногда бывают ситуации, когда любить просто невозможно. Исключения бывают всегда. Но если их слишком много, то менять надо что-то “на другом конце” - в Вас. И ни в коем случае нельзя воспринимать список выше, как инструкцию. Это примеры. Берите их, понимайте суть и думайте. Менеджмент, основанный на инструкции, это ещё одна статья из цикла.