Поистине не оставляет Господь никого. Его очередным ответом на страдания бездуховничества явился одесский протоиерей. Этот святой депешист говорит по-настоящему свежие вещи о Боге и побуждает к непрестанному богомыслию. В молитвенной практике он призывает использовать два практических метода.
Первый:
Click to view
В этом видео озвучена глава из
бесконечно полезной и бесплатной книги (можно скачать с сайта Предание). Суть подхода довольно нова, если сравнивать его с преобладающим среди Святых отцов. Однако различие это только поверхностное. Если копнуть глубже, видно сочетание современной психологии с практикой древних. Об этом ярко свидетельствуют приводимые в книге цитаты.
Лично я подметила, что такой простой метод весьма схож с советами почитаемого мной и ныне здравствующего отшельника иеромонаха Константина Ковальчука из брошюрки
«Беседа о молитве».
Второй вид молитвы:
Click to view
Здесь уже наглядно и доходчиво показана современная практика исихазма. Бесконечное молчание пред Богом, полное отметание суеты сует, разрушение времени.
Пара мыслей и замечаний от меня
1. Пунктирная молитва разбивает компульсивную составляющую беспрестанной Иисусовой молитвы. Самодвижущаяся словесная формулировка ИМ частично позволяет произносить «слова во время расслабления». Пунктирная же молитва несколько сложнее - из нее никогда не пропадает осознанность. Мне удавалось сочетать ИМ с пунктирным методом, когда под одной и той же формулировкой я подразумевала каждый раз разное. Слово «помилуй» может означать все, что угодно - и покаяние, и просьбу о помощи, и призыв быть рядом. Но когда молитва внезапно стала самодвижущейся, она стала терять свой внутренний смысл.
2. Все же лучшая форма молитвы - именно на напряжении. Мой опыт показывает, что только в этом случае богообщение просходит здесь и сейчас. Только после такого «труда» жизнь меняется кардинально в нужном русле. Только после этого молитвенного зова приходят Ответы.
Отшельники Кавказа говорят, что если Ответа не пришло - молитва была ненастоящей. И я склонна согласиться именно с ними.
Как это можно описать? Наверно, начинается процесс как «медитация общения». Зрительных образов при этом нет - скорее, бесформенные пятна, на которые вообще не обращаешь внимание. Чаще всего это мрак. Итак, ты полностью отпускаешь тормоза и начинаешь изливать все Богу буквально потоком сознания. Мышление очень ускоряется, концентрация на максимуме. В таком состоянии ты ясно ощущаешь, что Он тебя слышит.
Специально поступать так у меня не получается, да это и невозможно. Любая искуственность убивает молитву. Поэтому такой опыт по-настоящему бесценен. Бог контактирует с тобой лишь тогда, когда ты совсем-совсем на грани. Такая молитва запоминается на всю жизнь.
Пожалуй, об этом явлении Батюшка не упомянул в своей книге совсем. А может, она вполне вписывается в понятие Постмортальной. В этом еще предстоит разобраться.