Сидим в Сухуме с одним кавказским подвижником, беседуем на тему единомыслия святых отцов. И вот он замечает вдруг:
- А ведь был один, у которого был совсем другой подход...
- Пимен? - предположила я.
- Да!.. - обрадовался он.
И другим подходом было спасение исключительно неосуждением. Ох какая непопулярная тема в патериках...
Какое счастье, что об этом наконец-то заговорили сегодня в полный голос. И имя этому голосу - отец Вячеслав Рубский. В своей книге "Перезагрузка" он ставит вопрос ребром: а в чем же именно проповедь Христа была новой?
+
С одной стороны, вроде, "ни одна йота от закона" - и планка христианина должна превышать праведность фарисеев.
С другой стороны, этот самый закон Им же многократно и отменялся.
Отец Вячеслав подчеркивает эту противоречивость, ярким прожектором ее высвечивает, чтобы было поконтрастнее, чтобы лучше разглядеть. И вот вывод: все пласты пониманий идут одновременно, как коржи на торте. И то, что Иисус отменил на самом деле, - это осуждение. То есть разделение людей на праведных и грешников как таковых.
+
Предлагается эту категорию вовсе исключить из собственного взгляда на людей. Только таким образом мы становимся детьми Бога, а не рабами. Только так мы можем Ему подражать.
Похожие мысли встречались в книге про прп. Силуана Афонского. Кто помнит - тот поймет. А пока по традиции представлю иллюстрацию от искусства.
Эта песня, как я ее понимаю, звучит от лица находящегося во тьме грешника. Он внезапно видит светлую толпу людей, молящуюся Богу. Но ни они его не слышал, ни он их... Контакт нарушен. И эта песнь - о боли потери этого контакта. Задача светлых - принять его. Просто. Как Отец блудного сына, без условий, без рассмотрения.
Все мы - Адам. Потеря одного человека - потеря всех.
Click to view