Урочные приколы

Apr 27, 2022 23:10

Вдогонку к предыдущему урочному -

Всё-таки повторы в музыке (и не только) - и многосмысловая, и многофункциональная фишка. Помимо сверки «как было» - «как стало после прохождения квеста», повторы используются и как структурирующие элементы, и для придания определенного ритма, и для, не побоюсь этого слова, спиральности (заспираливания, не?)) процесса.

Ну и, как сказала Виленская в одной из лекций (давно слушала, сейчас и рада бы, но свободных ух и емкостей и времени пока нет): «приятно услышать знакомое». Потому что некоторая предсказуемость жеж успокаивает, и вообще, и тд. Как возвращаться домой, как знать, что за ночью снова будет день и потом снова ночь, и день, и, и, и. В общем, грамотно дозированные и распределенные повторы - наше почти всё (см. наследственность и изменчивость).

Теперь к приколам.

На последнем уроке преподаватель рассказала, что её преподаватель, которой она, в свою очередь, рассказала о моих музыкальных симпатиях, была в ужасе и категорически сказала, что слушать то, что я слушаю, мне не стоит! Ни-ни!

Речь шла за моего любимого Фридриха Гульду - когда мы начинали работать над тем кусочком сонаты Моцарта, который я всё еще героически учу, мы прослушали несколько интерпретаций, в частности, она прислала исполнение Глена Гульда (не путать!), а я, в числе прочих - запись Фридриха Гульды, (прочими оказались А. Брендель и М. Пиреш /там первая часть, не всё/, поскольку кидались мы в основном файлами вк, то здесь сложно вытащить ссылки).

Почему Ф. Гульда в этом контексте был поругаем - потому что он «позволяет себе всякие вольности», в частности, вольно обходится с педалью, которой во времена Моцарта попросту не было, то ли совсем, то ли были какие-то зачатки, не помню точно.

И вот что мне показалось самым забавным: вместо привычных для меня реакций «свободу попугаям! Не сметь обижать Гульдочку!» - как-то автоматически, сам собой, выделился контекст: я вообще-то учусь академической манере исторического исполнения, которое стремится воссоздать звучание, приближенное к эпохе произведения. Да, потом это можно раскрашивать как нравится. Потом. А сначала таки будьте любезны освоить базу и матчасть, а не просто махать лапками, потому что захотелось. Да и вообще, получается, самый большой трешак - это когда не можешь, не умеешь, не знаешь, как можно это играть иначе. "Единственно верный способ" называется))

Гульда-то тем и был славен, что чихал на очень многие правила, "пианист-террорист", что с него взять. Маэстро, автор, джазист и классик - буйная смесь. Такое копировать бессмысленно, до такого уровня можно только расти, если получится и направление совпадает. Ну или просто расти и вдохновляться.

Забавное №2 - переслушала его исполнение и как-то сейчас оно оказалось не особенно близким. Да и Глен Гульд, в общем, хулиганит будь здоров, как я сейчас вижу... Сейчас самый близкий таки Кацарис с его новыми мелодиями там, где ни у кого мелодий нет (на ютубе не нашла, увы!)) И - ах! Попался видеоролик, где он с показательно прямой спиной (он, собственно. всегда с ней, а после его мастер-класса, где он ученику выстраивал положение плеч и категорически объяснял, что без осанки никуда - я влюбилась в него второй раз))), и я прям заново отстраиваю собственное туловище за инструментом. Все-таки подходящий эталон иногда просто необходим.

А до Гульдочки (Гульдочек) потом как-нибудь еще доберусь. Тут, конечно, отдельный момент, что произведения, которые никогда не играла, слушаются совсем иначе, чем те, которые в пальцах были, или те, которые учу прямо сейчас. Настолько по-разному это воспринимается, что как-то даже и не знаю, как сформулировать-то. Пока в процессе)

учусь, Музыка, gulda, brendel, gould, pires, katsaris

Previous post Next post
Up